Улисс в Зазеркалье: поиски истины в мире отражений

0

Предания гласят, что Будда вообще-то не очень хотел оставлять после себя какие-бы то ни было писания или тем более учения. Мало того: он очень не хотел этого делать. Когда после периода углублённого самосозерцания и Безмолвия он, сидя под деревом, внезапно стал Самим Собой (что потом в книгах опишут скромным словом “просветление”), он вместе с этим чётко осознал: стоит лишь одним словом заикнуться об обретённом состоянии людям – и за ним тут же потянутся вереницы и толпы ищущих, любопытствующих, желающих для себя такого же просветления, и при этом (что представлялось Будде самым печальным в этом свете) каждый будет почему-то искать этого просветления у него, у Будды, в то время как следовало бы – искать у себя.


“Всё, что я скажу и оставлю в виде записей, будет понято превратно.” – аргументировал Будда. По преданиям, лишь один довод убедил его не лишать людей своих наставлений: мол, если хоть один человек из миллиардов найдёт с помощью этих наставлений истинный путь для себя, значит уже есть смысл это делать.
Интересно, нашёлся ли уже этот один?

Как говорится в старой греческой мудрости, вставать из-за стола лучше когда ещё чуть-чуть недоел . Это же правило бытует – в несколько другой фразировке – среди писателей: “когда работа пошла особенно хорошо – остановись”. Это странное правило не-насыщения очень актуально для учёбы и постижения знаний: если в какой-то момент оно не переходит в практику, то это уже не учёба а мозгтурбация. Коллекционирование сухих знаний в сплетениях аксонов.

Одна из причин, почему я стал так редко писать в блог: от накопления информации я в какой-то момент незаметно перешёл к практике применения некоторых элементов этих знаний в повседневной жизни, в том моменте, где я есть. И знаете, это очень интересно! Гораздо интереснее (а главное – результативнее), чем просто думать об этих вещах, мусоля голую теорию так и эдак.
Хотя, практика – это всегда опасно, ибо тут ты уже набиваешь свои шишки, и учишься делать собственные ответственные шаги. Опасности и неожиданности подстерегают практикующего очень часто. Как следствие – ошибки, их анализ, извлечение уроков, и дальнейшая учёба.
Вот, к примеру, коллега с сайта godlike публично попросил прощения у читателей своего сайта. Почему? Просто человек понял (на этот раз набив шишки на своём, личном опыте) что далеко не все гаечные ключи подходят под его личную “коробку передач”. Мало того: перед тем, как тыкать скальпелем во внутренности (образно выражаясь) желательно как следует эти внутренности изучить.
В упомянутом выше “правиле не-насыщения” проявляются свойства нашего видимого мира, прослеженные ещё Алисой в Зазеркалье. Помните? Там, чтобы попасть вперёд, нужно было идти назад. Примерно так (а иногда и прямо так) обстоят дела и в нашем мире. Да да, именно об этом говорили индейцы и китайцы, когда упоминали не-делание и не-ведение. Чтобы что-то познать, нужно охватить два полюса действия: знать и не-знать. Чтобы что-то сделать, нужно уметь делать и не-делать. Иначе и знание и делание лишь множат скорби и зеркальные искажения.
Если взять избитое и затасканное слово “медитация”, попробовать вернуть ему первоначальное значение (”созерцание глубинной сути вещей, пребывая в состоянии восприятия более объемлющем, чем рассудочный логический ум”), то можно примерно сказать, на какие группы делятся те, кто это слово вообще употребляет в своей жизни. Это будет три группы: а) те, кто думает и говорит о медитации; б) те, кто думает, что медитирует; и в) те, кто реально медитирует. Последняя группа – само собой, малочисленная. И относящиеся к ней вовсе не обязательно вообще употребляют слово “медитация” в своём обиходе.
Одна из самых интересных притч, на мой взгляд, притча об “аромате мудрости”, очень точно отражает положение дел в эзотерических сообществах.
Также вспоминается история из детской книжки, про бабушку, которая искала свои очки: там искала, и сям искала – с ног сбилась, весь дом на уши подняла, внука туда-сюда посылала. А очки – на лбу у неё оказались.
Примерно в таком же положении находятся все ищущие истину. Мы роем какие-то источники, качаем книги, ходим к мудрецам, и ищем, ищем… И при этом объект наших исканий всё это время находится в непосредственной близости – протяни руку. Что же мешает нам обратить внимание?
Забытое искусство молчания.
“А знаешь, почему треску называют треской? Потому что треску много.”
— Алиса в Стране Чудес
Гружёные тяжёлым грузом знаний, мы носимся в поисках истины. Но иногда истина в том, чтобы разгрузить себя от накопленных грузов, и ощутить свободу, непривязанность к знаниям. Не даром во многих воинских школах ученик сначала должен обрести знания, а потом забыть всё: дабы не отягощать самими знаниями практику.

К греческому мудрецу, который говорил “я знаю, что ничего не знаю”, наверняка приходили всякие умники каждый день, и он наверняка им отвечал: “Ребят, а чего вы пришли-то? Я сегодня знаю ещё меньше, чем даже вчера.”
А всё потому, что в Зазеркалье, чтобы обрести мудрость, нужно делать совершенно противоположное: выбрасывать знание из головы!
Практика тишины и созерцания имеет к этому непосредственное отношение. Помню, как я пробовал с детьми играть в игру “минута молчания”. В течение одной минуты все должны были молчать и слушать, какие звуки регистрирует наш слух. Кто зарегистрирует и вспомнит больше звуков – выигрывает. Поначалу дети вообще удивились: молчать?! Целую минуту? А зачем? Помолчав первую минуту, борясь с привычкой болтать, они согласились сыграть ещё. Потом ещё. На третий раз они были удивлены, сколько всяких звуков, оказывается, можно услышать – мы их просто не замечаем.
Очень показательным в этом плане (только уже со взрослыми) стал фильм Джармуша “Предел контроля”, а особенно – отзывы на него. Оказалось, очень большое количество людей воспринимают тишину в кадре, длящуюся более 40 секунд как оскорбление.
Но штука в том, что не только в фильме тишина и молчание воспринимаются пост-индустриальным человеком не очень хорошо. А зря.
Если бы пресловутая бабушка, искавшая свои очки, на минутку просто замолчала и успокоилась, наверняка она просто ощутила бы на голове свои очки. И не пришлось бы так долго и мучительно искать.
Улавливаете, к чему я клоню? Что бы я советовал делать ищущим, в свете всего сказанного, (особенно в свете перемен в “сценарии”)? А вот что. (Опять, это всего лишь моё мнение, подкрепленное личным опытом).
НЕ гнаться фанатично за ещё и ещё более новой и “продвинутой” инфой, как-то “чьи веды круче”, “чьи откровения откровенней” и т.п. Попробовать довольствоваться уже узнанным. Вставать из-за стола немножко голодным. Обратиться к практике. К тому, что всегда у нас перед носом, но что мы принимаем как должное, как приевшееся.
Вместо погони за инфой – обратить свой внутренний взгляд на себя, свою собственную жизнь.
Ну, и очень рекомендую, как неотъемлемый элемент практики – следить за собой физически (без излишнего фанатизма, однако), хотя бы чуть-чуть уделять время гимнастике (например, очень хорош комплекс “Око возрождения” в сочетании с упражнениями из Тай-чи.) При этом практиковать наблюдение и созерцание, как в себе, так и в наблюдаемом внешнем мире.

Источник: www.via-midgard.info

Мой блог находят по следующим фразам

Оставить Ответ