Лечение сейчас для многих стало головной балью. Казалось бы, медицина становится всё более сильнее, а следовательно заболеваемость должна уменьшатся. Однако мы видим противоположную картину. Более того, мы можем увидеть парадоксальную картину, наибольшая эффективность система здравоохранения показала во времена ВОВ и сразу после неё. А вот с 80-х мы видим ёе падение.
Сам я имею диплом фельдшера и даже одно время работал по специальности на скорой помощи в селе, а потому в вопросах медицины довольно хорошо разбираюсь. Потому расскажу свои наблюдения и выводы.
Кажущийся на первый взгляд парадокс, я могу легко объяснить.
Медицина может довольно легко выполнить заказ.
Однако довольно часто заказывают врачам не излечение от болезни, а снятие симптомов, чтобы больной получал видимое уменьшение страдании от болезни как можно быстрее. А вот во время воны же главная задача врачам была вернуть солдата в строй. И будит ли ему больно или нет во время лечения это уже второй вопрос.
Приведу пример:
У вас болит живот. Вы идёте к врачу. Врач осмотрел и поставил диагноз –Изжога (заброс содержимого желудка в пищевод). Врачь рекомендует вам соблюдать диету, пытается расспросить после чего изжога. Однако пациент настроин так «Дате таблетку от живота». Врач назначает «Альмагель-А», и симптом естественно проходит. Однако причина остаётся. Больной в следущий раз считает себя умным, и делает тоже что и в прошлый раз. А через несколько лет эта болезнь всё равно вилазит наружу, но уже язвой (а потом раком).
В данном случае мы видим, что по запросу не шибко грамотного больного врач просто снял неудобны, болезненный но нужный симптом, сигнализирующий больному что он что-то не то ест. Я бы назвал такие симптомы «охранные». Их легко заблокировать, однако всегда ли это нужно.
Впервые я столкнулся с отказом от блокировки «охранных» симптомов буквально в первый день роботы:
В село к своим родителям приехал ортопед-реабилитолог. При подрезке яблони он упал с дерева и сломал ногу. Перелом был относительно не серьёзный – смешения костей не было. Вызов был ночью. Пациенту я наложил шину. Перевозить ночью в раённую больницу было не целесообразно и его оставили в сельской до утра. Я предложил ему сделать укол обезболивающего, однако пациент-ортопед сказал очень интересную фразу: «боль не даёт мне шевелить ногой, а потому я не получу осложнение в виде смешения костей».
Сразу хочу сказать в некоторых особых случаях когда боль особо сильная, возможно применение обезболивающих, но ни в коем случае, не для полного блокирования симптома.
Следующая проблема – пустышки. На самом деле, не смотря на то что с точки зрения фармакологии они не принесут выздоровления, на практике всё совсем по другому: Если пациент искренне верит что лекарство поможет, то ему станет лучше, даже если это не лекарство. Более того в разговоре с врачами (а поговорить на тему лечения с настоящими врачами с большой буквы мне есть про что) слышал от них достоверные случаи спонтанного излечения от опухоли на III-IV стадии. Общим было то что пациент верил врачу что может выздороветь. Более того, это не противоречит современным взглядам врачей – в организме есть скрытые резервы, которые используются намного больше если пациент верит в лечение. В большей мере эффект зависит от доверия к врачу, который вас лечит, нежели от лекарств, какими лечит. К сожалению крупные фармакологические гиганты безсовесно пользуются этим эффектом, рекламируя «новые, чудодейственные» лекарства, которые действительно помогают после такой рекламы. Яркий пример тому новы препарат «Тервфлю», эффективность которого в граничах статистической ошибки.
Теперь о другой страшной проблеме. Комерциализации медицины.
Если раньше потребность во врачах (ставки) определялась количеством всего обслуживаемого населения, а эффективность – уровнем заболеваемости, то теперь только посещаемостью.
А теперь оценим: раньше – если ты лечишь так, что больных много, и ты перегружен работой – ты плохой врач. Сейчас с точностью до наоборот – если около твоего кабинета нет очереди больных – ты ненужный врач.
Более того, для врачей сейчас появился способ заработать денег – процент, который получает врач от выписанных лекарств. Заходя сейчас в аптеку я с трудом могу обнаружить препараты, поторые я изучал. Зато прилавки забиты их зарубежными дорогими аналогами. На прозьбу аптекарей дать мне те лекарства слышу «зачем вам это старьё, которое не помогает, вот возьмите лучше вот это новое современное». И хорошо мне после трёх с половиной лет учёбы понятно что это просто «лапша»на мои уши, а каково другим.
Спасибо что выслушали мои мысли, и надеюсь они помогут действовать вам осознано.
Мой блог находят по следующим фразам