Изоморфное сознание наблюдаемой вселенной

Изоморфное сознание наблюдаемой вселеннойПозаимствовав одну шутку (или гениальное открытие?) из книги Бертрана Рассела “Наше знание о внешнем мире”, можно показать, что сознание как минимум равно наблюдаемой вселенной.
Согласно здравому смыслу и консенсусу, которого достигло большинство (западных) философов, мы существуем “внутри” некоторой “объективной вселенной”, или – если сказать то же самое, но по-другому – “объективная вселенная” существует “вне” нас.
Мало кто когда-либо в этом сомневался. Но те люди, которые сомневались, неизбежно приходили к самым эксцентричным заключениям.
Давайте пока что избегать всякой эксцентричности и полагаться на общепринятые воззрения. Итак, каким образом мы можем знать что-нибудь об этой “внешней вселенной”? Каким образом мы ее воспринимаем?
Мы видим объекты во “внешней вселенной” при помощи наших глаз, а затем создаем в нашем мозгу их картинки, или модели. Мозг “интерпретирует” то, что глаза передают ему как энергетические сигналы. Опять-таки, мало кто из западных людей когда-либо подвергал это сомнению, но тот, кто делал это, приходил к очень странным и “невероятным” альтернативам. Итак, мы живем “внутри” некоторой “внешней вселенной” и создаем ее картинку, или модель, “внутри” нашего мозга посредством складывания (синтезирования) и интерпретации наших картинок, или моделей, различных частей вселенной, которые мы называем “объектами”. Из этого следует, что мы вообще не знаем “внешнюю вселенную” и ее “объекты”. Мы знаем лишь модель “внешней вселенной” в нашем мозгу, который существует внутри нашей головы. Таким образом, все, что мы видим, существует не вовне (как мы привыкли думать). На самом деле то, что мы видим, существует внутри, то есть у нас в голове.


Но мы еще не пришли к солипсизму. Мы по-прежнему предполагаем наличие “внешней вселенной”. Это остается в силе. Мы просто обнаружили, что не можем видеть или знать ее. Мы видим модель, которая существует в нашей голове, и в повседневной жизни забываем об этом обстоятельстве и действуем так, как будто эта модель существует вне нашей головы. Иначе говоря, мы действуем так, как будто: 1) модель и вселенная занимают один и тот же объем пространства и 2) этот объем пространства существует “вовне”.
Но ведь модель и вселенная не занимают одно и то же пространство! То пространство, в котором существует модель, может быть расположено только “внутри” нашего мозга. А мозг расположен внутри головы.
Теперь мы понимаем, что, хотя вселенная существует вовне, модель существует внутри и потому занимает гораздо, гораздо меньше места, чем вселенная.
“Реальная вселенная”, таким образом, существует “вовне” и остается непознанной – а пожалуй, и непознаваемой. То, что мы переживаем и знаем (или думаем, что знаем), существует лишь в локальной сети электрохимических связей в нашем мозгу.
Если читатель захочет подвергнуть сомнению то, что было сказано выше, ему неизбежно придется придумать альтернативное объяснение восприятия. Такие альтернативы действительно выдвигаются, но они всегда выглядят еще более странными для приверженцев “здравого смысла”.
Идем дальше. Теперь у нас есть “внешняя вселенная”, очень большая (в относительном смысле), и ее модель, гораздо меньших размеров (тоже в относительном смысле). Первая находится “вне” нас, а вторая “внутри” нас. Конечно, между “внешней” и “внутренней” вселенными существует некоторое соответствие, или изоморфизм.
Но где же существует наша голова?
Очевидно, наша голова существует “внутри” “внешней вселенной” и “снаружи” нашего мозга, в котором содержится модель “внешней вселенной”.
Но, поскольку мы никогда не видим и не знаем “внешнюю вселенную” непосредственно, а видим только ее модель, то и голову нашу мы воспринимаем лишь как часть модели, существующей внутри нас. Конечно, воспринимаемая нами наша голова не может существовать отдельно от воспринимаемого нами нашего тела, пока мы живы, а воспринимаемое нами наше тело (включая голову) существует внутри воспринимаемой нами вселенной. Все правильно?
Таким образом, та голова, которую мы воспринимаем, существует внутри другой головы, которую мы не воспринимаем и не можем воспринимать. Эта вторая голова содержит в себе нашу модель вселенной, нашу модель этой галактики, нашу модель этой солнечной системы, нашу модель Земли, нашу модель этого континента… и т.д., нашу модель нашего дома, нашу модель самих себя, а наша модель самих себя увенчивается моделью нашей головы. Итак, модель нашей головы занимает гораздо меньше места, чем наша “настоящая” голова.
Подумайте об этом. Удалитесь куда-нибудь, отключите телефон, заприте дверь и тщательно рассмотрите каждый шаг наших рассуждений. Обращайте внимание на то, какие абсурдные проблемы возникают, если подвергать сомнению любой отдельный шаг и пытаться искать ему альтернативу.
Наша воспринимаемая голова существует как часть (очень малая часть) нашей модели вселенной, каковая модель существует в нашем мозгу. Мы уже доказали это, не так ли? Наш мозг, однако, существует внутри нашей второй головы – нашей “реальной”, “настоящей” головы, в которой содержится вся наша модель вселенной, в том числе и наша воспринимаемая голова. Короче говоря, наша воспринимаемая голова существует внутри нашей воспринимаемой вселенной, которая существует внутри нашей реальной головы, которая существует внутри реальной вселенной.
Таким образом, мы можем дать названия нашим двум головам – у нас есть “реальная” голова вне воспринимаемой вселенной и “воспринимаемая” голова внутри воспринимаемой вселенной. И наша “реальная” голова, судя по всему, не только гораздо больше нашей “воспринимаемой” головы, но и больше нашей воспринимаемой вселенной!
Поскольку мы не можем знать или воспринимать “реальную” вселенную непосредственно, наша “реальная” голова кажется большей, чем та единственная вселенная, которую мы действительно знаем и воспринимаем, – наша воспринимаемая вселенная, находящаяся внутри нашей воспринимаемой головы.
Но на самом деле сознание является отражением вселенной, поэтому движение вовне является синонимом движения внутрь. Все таки сознание – это особый феномен – в нем содержится все развитие вселенной и даже больше. Есть два пути постижения реальности – внешний и внутренний. Постигая себя, вы постигаете вселенную, и наоборот. А на самом деле нет никакой разницы между собой и вселенной.
Подобно учителю дзэн, я только что подвел вас к Двери Закона и захлопнул ее перед вашим носом. Но ничего! Мы еще увидим “свет в конце туннеля”. Если только сможем открыть эту проклятую дверь…

Источник

Мой блог находят по следующим фразам

Оставить комментарий