Кризис наук о человеке

Кризис наук о человеке

С древности известно: нельзя мешать процессу рождения ребёнка. Каждое неоправданное медицинское вмешательство в родах и послеродовом периоде приводит в дальнейшем к торможению творческой реализации человека…

Многие годы наше внимание занято глобальными важнейшими проблемами. В частности, есть ли жизнь на Марсе, как построить эффективную экономику, как уладить семейные отношения, как добыть пропитание или перестроить систему образования, а также многими и многими другими. При этом, как говорится, «под шумок» применяется ещё одно оружие против народа, существование которого трудно заметить и доказать: агрессивное медикаментозное ведение родов…

Кризис наук о человеке

20 лет назад нам, будущим психологам, объясняли, что наука психология находится в тупике. На занятиях мы выводили графики этого тупика в соответствии с законами диалектики. Выяснилось, что и медицина в тупике, и педагогика в тупике, и вообще, все науки о человеке в состоянии кризиса. И все эти науки ждут новых теорий, которые показали бы путь к дальнейшему развитию.

Сегодня стало ясно: мы уже не в тупике, мы уже знаем причины, и выход из кризиса найден. Об этом написал в своих книгах «Последнее обращение к человечеству» и «Россия в кривых зеркалах» Н.В. Левашов. Сегодня мы находимся в состоянии войны, о которой многие не подозревают. Кому-то выгодно держать нас в безвыходном, тупиковом состоянии. Находясь в безысходности, большинство людей перестают сопротивляться и фактически становятся биороботами. Люди отступают, сдав свою территорию завоевателям: их телами, их жизнью начинают распоряжаться другие. Кто эти другие – мы узнаём из книги «Россия в кривых зеркалах». А вот, чтобы понять, почему мы сдаёмся, обратимся к тому периоду жизни человека, который за это ответственен: послеродовому, периоду включения всех адаптационных механизмов человека, не только телесных, но и психических.

Способность к самостоятельному мышлению

Корни способности к самостоятельному мышлению лежат во врождённой потребности ребёнка – поисковой активности. Это важное свойство человеческой психики чаще всего подавляется в раннем детстве ради удобства манипуляции ребёнком, тогда как в идеале должно бы культивироваться и поощряться. Поисковая активность является основным компонентом поведения ребёнка, определяющим устойчивость организма к разнообразным вредным воздействиям.

Поисковая активность – это деятельность, направленная на изменение неприемлемой ситуации, либо на изменение своего отношения к ней, либо на сохранение благоприятной ситуации, вопреки действию угрожающих ей обстоятельств. Поисковая активность настолько важна для развития человека, что я назвала бы её иммунитетом психики.

Поисковая активность существует, как у человека, так и у разных видов животных. Не удивляйтесь, что здесь будут приводиться сравнения с животными. Во-первых, поисковая активность исследовалась на животных, а затем наблюдалась у человека. Во-вторых, на начальном этапе развития в онтогенезе человек обязательно проходит животную стадию. Воспитание человека на ранних стадиях опирается на врождённые рефлексы, инстинкты и врождённые потребности.

Почему мы сдаёмся

Антиподом поисковой активности является отказ от поиска. У животных он выражен пассивно – оборонительным поведением: капитуляцией или пассивным ожиданием катастрофы, когда все вегетативные проявления организма свидетельствуют об остром страхе, но нет никаких попыток спастись.

У человека отказ от поиска проявляется такими явлениями, как депрессия, невротическая тревога, переживание апатии, безпомощности и безнадёжности, которые часто предшествуют развитию множества заболеваний, особенно язвенной болезни желудка и кишечника, аллергических расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы, опухолеобразований.

Состояние отказа от поиска не только вредно для здоровья, оно резко отрицательно сказывается на любой деятельности. Возникнув в конкретной ситуации, оно имеет тенденцию захватывать всё поведение в целом, способно парализовать активность в любом другом направлении. Закрепляется состояние и поведение «жертвы». Возникают новые неудачи, и образуется замкнутый круг. Вырваться из него можно самостоятельно только в том случае, если внезапно случается событие, требующее полной мобилизации для спасения собственной жизни или жизни близких.

Алкогольная зависимость

В науке существует целое направление, изучающее влияние поведения на пристрастие к алкоголю. Эксперименты на животных показывают, что активные животные с выраженными исследовательскими тенденциями в новой обстановке («шустрики»), выбирают раствор глюкозы после стрессовой ситуации. На них алкоголь действует угнетающе, переводит их в разряд подчинённых. Напротив, пассивные и нелюбознательные животные, склонные к подчинению («мямлики»), в стрессовой ситуации довольно быстро привыкают к алкоголю и только под его воздействием обретают храбрость и активность. «Мямлики» склонны не только к алкоголизации. В условиях стрессов и конфликтов у них легко возникают расстройства со стороны внутренних органов. В человеческом сообществе наблюдается аналогичная картина.

Роль раннего опыта

Если поисковая активность имеет такое большое общебиологическое значение и оказывает положительное влияние на здоровье, то вследствие чего происходит отказ от поиска? Каким образом эта форма поведения сохранилась в процессе эволюции? Существует только одно объяснение этому.

Все детёныши после рождения переживают опыт безпомощности и полной зависимости от родителей и ближайшего окружения. В первые недели и месяцы жизни пассивно-оборонительное поведение является единственно возможным при столкновении с опасностью, так как ещё не сформировались механизмы центральной нервной системы, обеспечивающие устойчивую поисковую активность. У человеческого детёныша этот этап особенно велик.

В медицине хорошо известно явление госпитализма: в отделениях для новорождённых, где дети лежат без матери, они почти не плачут. Тугое пеленание усугубляет их бедственное положение. Когда студенты проходят в этих отделениях медпрактику, после их ухода детишки начинают чаще плакать. Это сильно раздражает медперсонал: сердобольные студенты не оставляют плачущих малышей без внимания, и малыши поняв, что есть кому «пожаловаться», начинают снова проявлять активность. Активно заявляющие о себе детёныши в наших медучреждениях доставляют лишние хлопоты и днём, и ночью, что мешает медперсоналу жить своей жизнью. Поэтому детёнышей «кормят» ещё и снотворными, а в некоторых больницах раньше давали даже наркотические средства.

Центральная нервная система ребёнка чрезвычайно чувствительна к любым воздействиям (что и делает её готовой к обучению). Мозг новорождённого предуготован к восприятию и прочному закреплению впечатлений без всякой их критики. Именно поэтому опыт зависимости, безпомощности и пассивно-оборонительного поведения, приобретённый после рождения, является очень прочным, не пропадает безследно и закрепляется, по некоторым исследованиям – навсегда. Поэтому человек в дальнейшем нуждается в активном преодолении приобретённой послеродовой пассивности. По существу, весь дальнейший процесс развития организма представляет собой переучивание, но ранний опыт полностью изжит быть не может и содержит постоянную предпосылку для возврата в исходное состояние при определённых обстоятельствах.

Беда нашей жизни в том, что не только ведение родов и послеродового периода в роддомах приводит к закреплению пассивно-оборонительного поведения ребёнка. Впоследствии и дома, и в школе наши дети постоянно ставятся в ситуации «проваливания» в пассивно-оборонительное состояние. В нас закрепляется этот стиль поведения из поколения в поколение. А ведь на потребности в поиске основан глубинный мотив к развитию интеллекта – познавательный интерес.

Обучение активности

Каковы же основные условия преодоления раннего опыта естественной безпомощности, и почему это преодоление может протекать не вполне успешно?

Среди родителей нередко бытует ошибочное и вредное представление, что не следует потакать плачу маленького ребёнка, что это якобы капризы, не стоящие внимания. То, что ребёнок при этом получит первый опыт безполезности любых усилий, закрепляющий характерную для этого этапа жизни пассивно-оборонительную установку, остаётся за кадром.

Здравомыслящим родителям очевидно: младенец плачет только тогда, когда он болен или испытывает реальный дискомфорт (сырая постель, голод, рези в кишечнике, чувство одиночества). Ему необходимо приобрести уверенность в том, что он может привлечь к себе внимание криком, может положиться на хорошее отношение матери и её постоянную защиту. Только с её помощью он постепенно может развить в себе способность к активному взаимодействию с миром и поисковому поведению, только она способна бережно провести его через этап покровительства и поддержки к этапу самостоятельности и независимости.
Негативную роль сыграла в своё время книга педиатра Б. Спока «Ребёнок и уход за ним». Когда выросли его дети, автор признал ошибочность своих методов – по причине пожинания результатов воспитания собственных детей. Тем не менее, эту книгу у нас до сих пор переиздают и распространяют! Но я ни разу не слышала, чтобы кто-нибудь из акушеров-гинекологов рекомендовал будущей маме почитать, например, книги Никитиных, И. Аршавского или М. Одена. Надеюсь, такие врачи всё-таки есть.

Что касается дальнейшего воспитания, в школах и детсадах творческая мысль и самостоятельность мышления поощряется далеко не всегда. В обучении детей происходит перекос в сторону подавления потребности в поиске, а вместе с тем и снижение познавательного интереса. Пассивное поведение закрепляется и тогда, когда ребёнка хвалят за то, что похвалы не заслуживает в связи с мизерностью приложенных усилий.

Движущая пружина развития

Итак, врождённая потребность в поиске окончательно формируется только в процессе индивидуального развития и социального общения. Отсутствие поисковой активности приводит к тому, что индивид оказывается безпомощным при любом столкновении с трудностями. Во многих научных исследованиях доказано, что чувство безпомощности и безнадёжности – один из основных факторов риска гибели от тяжёлых заболеваний, в том числе от рака. Потому что в этих состояниях происходит отток жизненных сил из нижних энергетических центров. Страшно ещё и то, что пассивность ведёт к неуверенности, к тому, что мы верим больше авторитетному дяде, чем себе.

Критическая роль раннего детства для развития психики человека, формирования его стрессоустойчивости и сохранения иммунитета, признана всеми специалистами, но до сих пор рождение в нашей стране происходит в обстановке насилия. В родильных домах естественное, свободное рождение не практикуется, там используется малейшая возможность для вмешательства в процесс родов и в послеродовый контакт матери и отца с ребёнком.

Любое творчество – это рождение

Потребность в поиске требует удовлетворения любым путём. Из всех живых существ на Земле только у человека, благодаря сознанию и высокому уровню социальной организации, потребность в поиске может проявиться в творчестве. Если человек закрывает для себя путь вперёд, в сторону новых свершений (например, из опасения потерять достигнутое), он неизбежно начинает двигаться назад. Нереализованная активность может найти выход в преступлении – перед другими и перед самим собой, «кто убил в себе художника, становится злодеем».

Вот рождается идея. Писатель сидит за письменным столом в творческом процессе. Вдруг звонит телефон. Рождение идеи замедляется. Поговорил, настроился, продолжает. Внезапно заходят дети (родители, друзья), требуют неотложного внимания. Творческий поток приостанавливается, рождение идеи прекращается. Он вышел из настроя, из высокого потока, второй раз в него уже труднее войти. Постепенно может произойти занижение идеи, а иногда и «выкидыш». А вы замечали, как новые идеи зарождаются при взаимодействии с хорошими людьми? Это взаимная созидающая любовь…

Вот рождается живое воплощение – ребёнок. Мать рожает ребёнка, плод любви. По родовому каналу ребёнок движется в новый мир, в новый свет. Вдруг канал призакрылся. Это мама поехала на скорой помощи в роддом. Концентрация гормонов нарастает. Возникает боль, ощущение одиночества. Это мать принимают в роддоме, осматривают на гинекологическом кресле, проводят все противоестественные процедуры, отвозят в родильную палату. Возникает чувство безысходности. Матка раскрывается вяло.

Нарастает паника и дискомфорт. Сокращения матки приобретают агрессивный характер, это внутривенно ввели окситоцин. Мощное, нарастающее сдавливание головы, от которого можно потерять сознание (если бы у ребёнка оно было включено). Чувство страха, отторжения, вины, страдания, полная потеря сил.

И вдруг стремительное падение, бьющий свет, лязгающие звуки, давление воздуха, холод. Гром мыслей, шквал слов, огромное пространство. Дрожь, тревога, боль, жжение в груди, крик. Чужие руки, грубые инструмент, слёзы матери, что-то пихают в нос и рот, в желудок, и этот невыносимый свет, и отвратительный вкус, и отчаянный плач, и связанность по рукам и ногам. Гримаса боли и обиды на личике вновь рождённого… Но вот он у родной груди. Запах мамы. Спокойное дыхание, умиротворённое засыпание… А утомлённая мама соглашается, чтобы ей дали отдохнуть и унесли будущего раба в отделение новорождённых.

Рабы ли мы?

Читающие, утихомирьте в себе бурю протеста и возражений. Подумайте самостоятельно. Сравните отношение к беременности, родам, новорождённым младенцам в наших роддомах с нашим отношением к природе, а также отношение к нам власть имущих…