Веда Родных деревьев

Веда Родных деревьев

Веда Родных деревьев

Доброго!

Родноверие это не только поклонение предкам, волхвовские наговоры и подношения истуканам, но и, в не меньшей степени, почитание природных процессов, явлений, адаптация всей жизнедеятельности человека под эти самые процессы и явления, не вопреки природе, а в единении.

Родноверие это вера в родное. А Родное это наше все, все что нас окружает, все то, что мы можем лицезреть в радиусе одного дневного пешего перехода. В связи с этим и появилось желание расширить акценты данного сайта, в том числе и на добавление образности окружающих нас природных явлений и процессов, традиций и культуры. Одним из красочных примеров являются деревья. Деревья — это неотъемлемая часть нашей жизни, мы к ним привыкли на столько, что и не замечаем иной раз, не говоря уже об образности и далеком историческом изучении особенностей окружающих нас деревьев нашими предками.

Итак, деревья:

ДУБ

Поздней осенью и даже глубокой зимой в лесу можно встретить дуб, покрытый буро-желтой осенней листвой. Иногда засохшие листья на таком дереве шумят, чуть ли не до самой весны. Это дуб-зимняк. В отличие от своего собрата дуба-летняка, он распускает по весне листья на две-три недели позже, а осенью не спешит расставаться с ними. В нашей стране известно девятнадцать видов дубов, но самые распространённые из них в средней полосе — дуб-зимняк и дуб-летняк. В лесной чаще дубу тесно, поэтому ствол у него вытянутый, сравнительно тонкий и почти прямой. Но на просторе, где-нибудь на светлой поляне или среди поля, превращается он в могучее дерево с толстым коренастым стволом и мощными, раскидистыми ветвями, поддерживающими густую, тучную крону.

Дуб — лесной долгожитель. Известны деревья, которые прожили две тысячи лет. Дуб — живучее дерево. Мощный корень дуба уходит глубоко в землю, надежно, как якорь, удерживал ствол в вертикальном положении и снабжая дерево влагой и питательными веществами. Недаром в народе говорили: «Держись за дубок — дубок в землю глубок». Случалось, нападали на деревья полчища гусениц, полностью уничтожая листья. Конечно же, другое дерево давно бы погибло, но дуб выживал. Этим же летом на нем появились новые листья. Дуб не погибнет даже и тогда, когда срубят дерево лесорубы, оставив один только пень. Пройдет время, и от пня потянутся к солнцу молодые побеги с крупными листья ми. Это проснутся спящие почки, которые десятилетиями дожидались своего часа. Одна, самая сильная, ветка станет в будущем новым стволом.

Дубовая кора содержит большой процент дубильных веществ и находит применение в медицине и кожевенном деле. На Руси обработка кожи дубовым корьем была настолько распространена, что этот процесс стали называть дублением даже в тех случаях, когда кожу обрабатывали ивовой корой или солями хрома.

Листья дуба препятствуют развитию гнилостных микробов и к тому же имеют приятный запах. По этому с дубовыми вениками выпаривают кадки для солений. А листья, положенные на дно кадки, придают соленьям приятный вкус и предохраняют от закисания.

В иные урожайные годы земля у подножия дуба усеяна крупными блестящими желудями. Каждый из них словно выточен на токарном станке и отполирован рукой невидимого мастера. И конечно же, не могут пройти равнодушно мимо них любители различных мелких поделок.

Желуди дуба содержат белки, крахмал, сахар и растительный жир. Кормятся желудями многие промысловые звери и птицы.

Идут они на корм домашним животным. Жареные и толченые желуди в старину применяли как суррогат кофе. Жители Кавказа мололи желуди на муку. Но чтобы удалить из них ядовитые ткани, желуди предварительно вымачивали и проращивали. Высушенные и смолотые желуди добавляли в ржаную и пшеничную муку при выпечке мучных изделий.

Самое ценное в дубе — это его древесина. Особенно высоко ценится древесина дуба-летняка, или дуба летнего.

Дуб — ядровая порода. Ядро у дуба темно-бурое или желтовато-коричневое, а заболонь светло-желтая, узкая, даже у крупного дуба она едва достигает пяти сантиметров. В жизненном процессе дерева участвует только заболонь, а древесина ядра мертвая и заполнена особыми ядовитыми веществами — тилами. Тилы как бы консервируют древесину, предохраняя ее от поражения гнилостными микробами. Наиболее ценная древесина находится ближе к сердцевине. Более выдержанная, она не коробится и не растрескивается. Это учитывают мастера, имеющие дело с дубом.

Годичные слои у дуба четкие и хорошо заметны на всех разрезах. В ранней древесине на поперечном разрезе хорошо видны невооруженным глазом крупные сосуды, похожие на булавочные уколы. Поздняя древесина годичного слоя покрыта белыми пламевидными полосами, идущими в радиальном направлении. Только под микроскопом можно увидеть, что они образованы очень мелкими сосудами. Благодаря им древесина на торцовом разрезе отдаленно напоминает ткань или плетение. На всех разрезах дуба отчетливо видны крупные сердцевинные лучи. На поперечном разрезе сердцевинные лучи видны в виде светлых полос, направленных к сердцевине: на тангенциальном — вертикальных темных полос, а на радиальном — темных бесформенных пятен.

Древесина дуба крепкая, тяжелая и твердая, гибкая и упругая, хорошо раскалывается в радиальном направлении. Во все времена дуб чаще всего использовался там, где требовалась особая прочность и долговечность. Дуб применяли при строительстве подводных частей деревянных мостов, свай под фундаменты домов, различных гидротехнических сооружений и крепостных укреплений. В Киевской Руси из гигантских дубов выдалбливали лодки-однодревки. Для таких лодок заготавливали кряжи длиной около 20 м и до 9 м в обхвате. Кряж с помощью клиньев раскладывали на две части, а затем выжигали и долбили полость трюма. Только дуб был пригоден для изготовления таких гигантских цельнодеревянных судов, вмещавших 50—60 человек экипажа. В древнем Новгороде из дуба изготовляли детали разных машин и приспособлений, бочки, резные ковши и сосуды. В наше время из дуба делают клееную и гнутую мебель, паркет, фанеру, бондарную посуду, колеса для телег и многое другое. Его широко применяют в машиностроении, вагоностроении и корабельном деле.

Дуб обладает замечательным свойством — находясь десятилетиями в воде или во влажной, воздухонепроницаемой почве, он становится необыкновенно прочным, твердым, приобретая при этом темно-коричневый или черный цвет. Пролежавшую многие века в воде благородную древесину они успешно использовали для инкрустирования осиновых изделий. Дуб ценится очень высоко. Известные на всю Россию городецкие мастера-прялочники извлекали ценную древесину со дна протекавшей донцев прялок. Темная окраска возникает при взаимодействии солей железа, содержащихся в речной воде, с танинами дубовой древесины. Но солей железа в речной или озерной воде сравнительно мало, и чтобы древесина смогла приобрести почти черный цвет, ей нужно пролежать в воде не одно десятилетие. Не мудрено, что мастера постоянно искали ускоренные способы морения дуба. Быть может, кто-то из древних мастеров подметил, что около железных обручей на дубовых бочках при увлажнении со временем появляются коричневые и черные пятна. Возможно, это и натолкнуло на мысль опустить в ржавую воду дубовую чурку и таким образом протравить ее. Некоторые скульпторы и в наше время предпочитают тонировать изделия из дубовой древесины в ржавой воде, но обычно вместо нее применяют железный купорос. Железным купоросом можно морить и древесину, не содержащую дубильные вещества, но предварительно ее нужно подвергнуть специальной обработке. Летом некоторые дубы становятся похожими на августовские яблони: на листве видны величиной с грецкий орех светло-зеленые, слегка подрумяненные сбоку «яблочки». Это галлы, или так называемые дубовые орешки. Возникают галлы на листьях дуба от повреждения их насекомыми орехотворками. В начале лета орехотворка откладывает в мякоть листа яичко. Это и вызывает болезненное разрастание тканей листа в виде небольшого шарика. Осенью галлы опадают вместе с листьями. Ни в одной части дерева не содержится столько дубильных веществ, сколько в дубовых орешках. Если вы наберете таких орешков и высушите их (а они хранятся годами), то получите очень прочный и светостойкий краситель для любой древесины. Окраску производят так. Возьмите кусок древесины, которая содержит мало дубильных веществ, например, березы, груши или липы, и положите его в металлическую эмалированную посуду, ту да же положите орешки (одну треть к массе древесины) и залейте водой. Посуду поставьте на огонь. Дайте древесине и орешкам прокипеть в течение 5—10 минут. Затем древесину выньте из воды, просушите и смочите протравой (водным раствором железного купороса). При взаимодействии с солями железа дубильные вещества, впитавшиеся в древесину, приобретут черный цвет. Древесина дуба содержит в большом количестве собственные дубильные вещества. Поэтому для получения на ее поверхности черного цвета ее достаточно лишь пропитать раствором железного купороса. При глубоком протравливании древесину выдерживают в купоросе несколько суток.

В старину дубовые галлы были известны под названием «чернильных орешков». И это не случайно — из них действительно приготовляли светостойкие черные чернила. Рукописные книги, написанные много веков назад, донесли до нас тексты, выполненные этими чернилами, сохранившими свой первоначальный цвет. Если вы задумаете изготовить светостойкие чернила, то процедите отвар орешков через марлю, слейте его в стеклянную банку и добавьте немного железного купорос. Чернила готовы! Со временем они не выцветают, а становятся еще более яркими.

БЕРЁЗА

Пожалуй, на Руси не встретишь другое такое дерево, о котором бы слагалось столько пословиц и по говорок, пелось столько песен. Много других замечательных деревьев растет в нашей стране. Но если все же малосведущий человек может спутать одно дерево с другим, то березу каждый узнаёт сразу. Во всем мире не сыщешь дерева с такой ослепительной 6елой корой. За эту белую кору и получило дерево свое название «берёза». В индоевропейских языках корень «бер» означает светлый, ясный. Тот же корень в названии верхнего слоя коры — бересте, которая и придает дереву неповторимую окраску благодаря содержащемуся в ней органическому красителю бетулину.

«Плащ березы» — бересту применяли не только для обвивания горшков и корчаг. В древнем Новгороде расписной берестой украшали стены жилища. Новгородцам береста заменяла писчую бумагу. Писали на бересте специальными костяными писалами, выдавливая на поверхности податливого материала рельефные буквы. Интересно, что новгородцы знали такой способ предварительной обработки бересты, который делал ее мягкой и эластичной.

Хотя бумага давно заменила бересту, но нет-нет, да и вспоминали люди о древнерусском папирусе. Известны случаи, когда в Отечественную войну при отсутствии бумаги, партизаны печатали на бересте свою боевую газету. Применяли бересту и как ранозаживляющий пластырь при ранах и ожогах. В строительстве бересту применяли при устройстве кровли и подкладывании под нижний венец избы, чтобы предохранить его от загнивания. Русские крестьяне, проживавшие в южных районах страны, для хранения зерна выкапывали глубокие ямы. Прежде чем засыпать туда зерно, ямы выжигали соломой, а затем обивали берестой, приколачивая ее к обожженным стенам деревянными гвоздями. Береста надежно защищала зерно от грунтовой влаги. Есть у березы недостаток, из-за которого в строительстве ее применение ограничено. На открытом воздухе и во влажных местах она быстро поражается особым грибком. Но и этот порок берёзовой древесины в некоторых случаях удачно используется. На начальной стадии поражения, когда в древесине появляется так называемая мраморная плесень, она приобретает красивый текстурный рисунок, отдаленно напоминающий мрамор. На этой стадии древесина почти не теряет своей первозданной прочности, и ее можно обрабатывать, как обычную здоровую древесину, получая очень эффектный шпон. Отдельные куски мраморной березы скульпторы удачно используют для создания декоративной скульптуры.

На березах иногда встречаются особые наросты — капы. Древесина капов имеет повышенную твердость и красивый свилеватый рисунок на спиле. Еще в древности крестьяне выделывали из капов ложки, чашки, ковши, братины, ручки для ножей и другую утварь. Но крестьян в основном привлекала необыкновенная прочность материала, а не его декоративные достоинства, которые были открыты гораздо позже. В начале прошлого века из капов стали изготовлять различные декоративные изделия, отшлифовывая их и выявляя природный рисунок. Отшлифованный кап применяли при отделке дорогой мебели. Каповая древесина ценится очень высоко, но каповые березы растут не всюду. В ином березовом лесу их вовсе не встретишь. Вот поэтому-то изучают ученые-лесоводы природу капов, с тем чтобы в будущем научиться выращивать целые леса из каповой березы.

ГРУША

В мае, как только пройдут последние весенние заморозки, в лиственных рощах или на опушках зацветает дикая груша — родоначальница культурных сортов домашних груш, разводимых теперь в садах. Иногда дикие груши, особенно в южных районах, растут небольшими группами, но чаще всего это деревья-одиночки, выросшие из семечка, занесенного случайно зверем или птицей.

Летом грушу не сразу заметишь среди других лиственных деревьев. Но вот весной, когда на ее ветвях качаются крупные белые цветы, она словно выступает вперед из лесной чащи. Но такое бывает не каждый год, а то и через два. Примечательна груша и осенью, когда ее листва окрашивается в розовый цвет. В эту пору трудно пройти мимо и не заметить грушу — слишком уж необычна её листва. Груша — долгожительница наших лесов. При благоприятных условиях она может прожить до ЗОО лет. Такая гигантская трехвековая груша росла до Великой Отечественной войны недалеко от Ялты. Каждую весну дерево покрывалось цветами, а осенью давало плоды. В иные урожайные годы с дерева собирали около тонны плодов. Люди заботливо ухаживали за деревом: ставили подпорки, когда на длинных раскидистых ветвях начинали наливаться плоды, а когда старый ствол треснул, его подпоясали железным обручем. Кто знает, может быть, удивительная груша и дожила бы до наших дней, если бы не погибла от топора оккупантов. Всеми любимы вкусные и сочные плоды груши, которые содержат пектин, витамины С и В, каротин, фруктозу, глюкозу, сахарозу и многие минеральные соли, необходимые для человеческого организма. В некоторых областях крестьяне сушили плоды груши-дичка, а в зимнее время варили компоты и заваривали толченые груши вместо чая. Жители Кавказа смалывали сушеные груши в муку, затем, смешав грушевую муку с обычной, выпекали душистые лепешки, отличавшиеся особым вкусом. Плоды груши широко применяются в современной пищевой промышленности.

В народной медицине плоды лесной груши применяли для лечения желудочных заболеваний, а отвары сушеных плодов — как хорошее жаропонижающее средство.

Кору груши довольно часто применяли в красильном деле. Отвары грушевой коры окрашивают ткани и древесину в коричневый цвет.

Заслуженной славой у мастеров-древоделов всегда пользовалась древесина груши.

Груша — спелодревесная порода. Бархатистая без блеска древесина окрашена в розоватый или буровато-красный цвет с легким сиреневым оттенком. На поперечнике и тангенциальном разрезах довольно хорошо различимы годичные слои. На границе каждого слоя проходит узкая светлая полоска. На радиальном разрезе годичные слои различаются плохо, а сердцевинные лучи (при строго радиальном разрезе) заметны в виде черточек более темных, чем окружающая древесина. В древесине изредка встречаются сердцевинные повторения.

Древесина груши плотная, тяжелая и твердая. Она хорошо сушится — мало растрескивается и коробится, но сильно усыхает. Поэтому сушить ее нужно с большой осторожностью, предварительно замазав торцы густой масляной краской. Это относится и к древесине засохших деревьев. Древесина груши однородная и, в отличие от яблоневой, менее сучковатая.

Древесина дикой лесной груши намного лучше домашней. Она высоко ценится в производстве первосортной мебели. Из ствола дикой груши можно пилить довольно широкие и длинные доски, ведь толщина деревьев, выросших в лесу, достигает 50—80 см, а высота 20—25 м. У молодых деревьев древесина почти белая, но с возрастом она темнеет. Чём старше дерево, тем темнее древесина. Древесина груши прямослойная, хорошо полируется и принимает протраву. Режущими инструментами груша обрабатывается с трудом, но срез от стамески или резца получается четким, с чистой бархатной поверхностью. Резать ее можно во всех направлениях. Но поскольку дерево очень твердое, древесину при скульптурной обработке и резьбе снимают стамеской постепенно, слой за слоем. Особенно хороша древесина груши для тех работ, где необходимо вырезать мелкие детали с тончайшей проработкой. Недаром ее наравне с привозным самшитом успешно применяют художники-графики при изготовлении клише для торцовой гравюры (ксилографии). Когда-то на Руси в большом ходу были пряники. Пряником начиналась и кончалась свадьба, без пряника не обходился ни один праздник, его дарили друг другу и в будние дни в знак любви и уважения. Для пряничных досок требовалась особая древесина. Хотя доски резали и из клена, и из берёзы, лучшей считалась грушевая древесина. Доска из нее отличалась постоянством формы — не коробилась и не трескалась от постоянного воздействия влаги, поступающей из теста. Кроме того, на ней можно было вырезать очень тонкие и замысловатые рисунки. И, вырезая из груши пряничные доски, мастера-резчики проявляли неистощимую фантазию. Они вырезали то всадника на коне, то кавалера и девицу, то рыбу, птицу или зверя, а нередко довольно длинные надписи-пожелания: «Пряник кушать добрым людям во здравие и в честь». Пряничную доску пекарь накладывал на тесто, на котором отпечатывалось рельефное изображение. Отформованные пряники сажали в печь.

Из древесины груши старые мастера изготавливали ложки, веретена, челноки ткацких станков и другую хозяйственную мелочь. До сих пор из нее точат токарные игрушки, посуду, всевозможные зажимы для струбцин и прессов. В промышленности из груши изготовляют облицовочный шпон, модели для литья, линейки, угольники, рейсшины.

Груша — излюбленный материал скульпторов и резчиков. Отшлифованная скульптура имеет глянцевато-матовую поверхность и красивый глубокий цвет.

В музыкальной промышленности грушу используют в качестве заменителя черного дерева. Чтобы имитировать древесину черного дерева, детали музыкальных инструментов подвергают глубокому крашению анилиновым черным красителем — нигрозином.

Иногда художники под черное дерево окрашивают небольшие резные работы из груши. Изделие вымачивают в водном растворе танина, отваре дубовой коры или чернильных орешков, затем, хорошо просушив, опускают в водный раствор железного купороса. Изделие чернеет на глазах.

Но поскольку древесина груши имеет красивый натуральный цвет, художественные работы из нее окрашивают и протравливают очень редко. Часто бывает вполне достаточно протереть их поверхность льняным маслом или скипидарно-восковой мастикой, чтобы она приобрела красивый темно-коричневый цвет и легкий приятный блеск.

ЕЛЬ

В древности народы Западной Европы считали ель покровительницей зверей, птиц и растений. Добрый дух ели защищал человека от всяческих жизненных невзгод. Ель почитали как символ вечной жизни и молодости. Древние германцы, стараясь задобрить могучий дух леса, живущий в священных елях, вешали на их ветви всевозможные украшения. У германцев обычай рядить елку переняли голландцы и англичане. Позже, когда было утрачено магическое значение обряда, елку продолжали рядить по традиции на Новый год.

Весной зацветает черемуха, и почти одновременно с ней зацветает ель. Звучит это как-то непривычно, но все же ель цветет. Конечно, не так эффектно, как черемуха, но все же нельзя сказать, что цветение ее малозаметно. На темно-зеленых ветвях, словно новогодние свечи, торчат лилово-красные завязи шишек. Женские шишки величиной с лесной орех, а мужские — с горошину. Не пройдет и двух недель, и женские шишки станут светло-зелеными, вначале вытянутся, а затем свесятся вниз, как миниатюрные гроздья винограда. А осенью на еловых ветвях будут покачиваться круп шишки. В урожайные годы ель бывает густо усыпана шишками. «Много уродилось еловых шишек — к урожаю ярового, сосновых — ячменя — приметили крестьяне.

Поднимите с земли созревшую шишку и рассмотрите внимательно. Чешуйки на ней расположены так, что каждая чешуйка перекрывает две нижние, в свою очередь ее перекрывают две верхние. Когда шишка висит на ветке, дождевая вода по ней, как по драночной, гонтовой или лемеховой крыше стекает вниз. Невольно возникает предположение — не у шишки ли научились русские плотники покрывать лемехом главки церквей, а гонтом и дранью — крыши домов? Чешуйчатая кровля у шишки надежная, и спрятавшимся под каждой чешуйкой зернышкам не страшны даже проливные дожди. Перед дождем, при увлажнении воздуха, чешуйки прижимаются друг к другу еще плотнее, а в сухую погоду, наоборот, раскрываются, и созревшие семена на крылатых вращающихся парашютах медленно и осторожно опускаются вниз. Некоторые охотники, грибники, лесорубы и прочие бывалые «лесные люди» даже утверждают, что еловая шишка не хуже барометра может предсказывать погоду. Если шишка ощетинилась — будет сухо, а если прижала чешуйки — жди дождя.

Правильная коническая форма ели полностью зависит от верхней почки. Распускаясь, каждый год, она дает побег, который точно по вертикали вытягивается вверх, образуя верхушку ствола и боковые почки, из которых лучеобразно на все четыре стороны вырастают затем боковые ветви — новая мутовка. И так из года в год, пока растет дерево, строится эта удивительная живая пирамида.

Чтобы иметь представление о еловой древесине, широко используемой в быту и промышленности, срежьте сухую ветку и внимательно рассмотрите все три разреза. Ель — спелодревесная порода. Древесина у ели желтовато-белая, иногда со слегка розоватым оттенком. На всех разрезах хорошо заметны годовые слои. Ранние, весенние, слои – более светлые, пористые и широкие, поздние, летние — темно-бурые, плотные и узкие. Сердцевинные лучи многочисленны, но настолько узки, что невооруженным глазом почти не заметны. Приглядитесь внимательно, и вы увидите на торце мелкие светлые точки. Ель — единственное в нашей стране дерево со спелой древесиной, имеющее смоляные ходы. На тангенциальном и радиальном разрезах смоляные ходы видны в виде светлых черточек.

Древесина ели умеренно крепкая и мягкая, легкая и умеренно усыхающая. Она хорошо раскалывается в радиальном. и тангенциальном направлениях.

Еловую древесину часто пугают с сосновой. На первый взгляд, одна древесина мало чем отличается от другой, хотя они имеют различные физико-механические свойства. Как же отличить сосну от ели? Надо запомнить, что еловая древесина гораздо легче и мягче сосновой, на ней чаще встречаются мелкие заросшие сучки с характерным переливчатым блеском. И еще — древесина ели в большинстве случаев светлее сосновой.

Во многих областях России ель довольно широко применяли в строительстве. В первую очередь из еловых кряжей, вырытых из земли прямо с корнем (копаней), вырубали детали дощатой двускатной крыши, охлупки с коньками и курицы. Избу же рубили в основном из более прочных сосновых бревен. Но все же в иных местах избы возводили полностью из ели. Строители считали, что в такой избе дышится легко, и даже бытовала такая поговорка: «Изба елова, да сердце здорово».

При строительстве морских и речных судов из корня с примыкавшей к нему частью ствола выруба ли прочные и надежные шпангоуты. В быту же из копаней вытесывали заготовки для прялок-корневушек. Лопаски таких прялок богато орнаментировали трехгранно-выемчатой резьбой. Легкая и прочная древесина шла так же на изготовление весел и лопат. С незапамятных времен использовал человек извлекаемую из еловой древесины смолу — серку. Еловая серка — ценное сырье, применяемое в различных отраслях промышленности. После специальной обработки из нее получают заменитель импортного шеллака, идущего на производство граммофонных пластинок. Абиетиновая смола (винсол) — канифоль, добываемая из еловой серки, идет на приготовление нитролаков. В отличие от сосновой, еловая канифоль более теплостойкая и размягчается лишь при температуре 95 – 100 градусов. Она хорошо растворяется в спирте, но имеет темный цвет и довольно слабый блеск. Отбеленная и очищенная с помощью активированного угля канифоль применяется даже для склеивания линз в точных оптических приборах. Оказывается, показатель преломления света у нее наиболее близок к показателю преломления стекла. Клей из серки применяется также в бумажной промышленности для проклеивания различных сортов бумаги.

Еловая древесина также широко применяется в целлюлозно-бумажной промышленности, являясь ее основным сырьем. На переработку поступают очищенные от коры кряжи, а из коры извлекают дубильные вещества (танины) и смолу. У хороших хозяев не пропадет и хвоя, идущая на выработку хвойно-витаминной муки.

Но если целлюлозу и бумагу можно вырабатывать из древесины других деревьев, то при изготовлении музыкальных инструментов ель заменить нечем. Незаменима она при производстве пианино, скрипок, гитар, балалаек и многих других инструментов Замечательные «музыкальные способности» еловой древесины человек подметил еще в глубокой

древности. Старинный русский инструмент гусли мастера непременно выдалбливали из еловой колоды. «В лесу вырос, на стене вывис, на руках плачет, кто слушает – скачет». В загадке речь идет о старинном русском инструменте гудке — разновидности скрипки, который тоже выдалбливали из ели. Все это стало известно после раскопок археологами древнего Новгорода.

Но не всякая еловая древесина годна на музыкальные инструменты, нужна особая древесина — резонансная. Опытный специалист-бракер прямо на корню может отличить резонансную ель от обычной. Он знает, что резонансная ель растет чаще всего на северном склоне леса, где не очень печет солнце. Обращает он внимание и на землю, на которой растут ели. Земля под резонансной елью должна быть средней — не очень плодородной, но и не тощей. В таких довольно скромных условиях должна прожить резонансная ель примерно около ста лет. Да не кое-как прожить, а так, чтобы не погнула ствола и не сломала ветвей буря, не завелся под корой жук-короед, не появилась

излишняя смолистость. Только после этого есть надежда, что будет петь еловая древесина в больших концертных залах. Окончательно определить достоинство еловой древесины можно только в мастерской после распиловки, просушки и выдержки. Резонансная ель не должна иметь сучков, завитков, крепи и других пороков. Годичные кольца должны быть одинаковой ширины, а на радиальном разрезе прямыми и параллельными.

Французский исследователь ХIХ в. Савар подсчитал скорость прохождения звука в еловой древесине. Оказалось, что скорость звука в воздухе в 15—16 раз меньше, чем в еловой древесине. Было множество попыток заменить древесину ели другими древесными породами, но ни одна из них не увенчалась успехом. Специалисты считают, что, вряд ли удастся скоро найти материал, подобный по свойствам акустики резонансной ели.

«Музыкальные способности» ели проявляются порой совсем неожиданно. Вдруг запоет еловая древесина в предметах, которые не имеют к музыке никакого отношения. Быть может, не случайно знаменитые вологодские кружева плетут чаще всего на легких еловых коклюшках. 10—12 пар коклюшек перебирает одновременно в руках кружевница. Соприкасаясь друг с другом, коклюшки из дают мягкие негромкие звуки, на поминающие звуки ксилофона. Кажется, что это звучит музыка, рожденная в душе кружевницы, и становится зримой в витиеватом плетении кружева. Несколько кружевниц — это уже целый «оркестр». И не случайно заказывают мастерицы коклюшки чаще всего из ели — ведь певучая резонансная древесина вологодской ели славится давно у музыкальных мастеров нашей страны.

ИВА

У дорог, ручьев, на берегу рек, озер и прудов или недалеко от жилья часто можно встретить большое раскидистое дерево, достигающее иногда тридцатиметровой высоты. Это ива белая, или ветла. Ветви у ветлы зелено-жёлтые. Кора и нижняя сторона листьев покрыта шелковистыми волосками, напоминающими белесоватый налет. Вам, наверное, не раз приходилось наблюдать, как в считанные секунды, лишь стоит подуть порывистому ветру, крона ветлы из зелёной превращается в серебристо-белую. Если ива растёт у воды, то здесь особенно заметно, как тонкие гибкие ветви, словно обессиленные, свисают вниз, кончиками листьев касаясь воды. Быть может, поэтому за иной прочно закрепился эпитет «плакучая».

«Приживчивое дерево из тычка растет», — говорится в народной поговорке. Это относится и к иве. Подобно тополю, свежесрубленный весной ивовый кол легко прорастает. Эту необыкновенную приживчивость ивы в некоторых местах использовали при выращивании глухих живых изгородей. За быстроту роста, а в особенности за красивую форму кроны и мягкий серебристо-зеленый цвет листвы ветлу разводят как декоративное дерево в садах и парках.

Ивовая кора — один из лучших дубителей, применяемых при выделке кожи. Особенно широко применялась она как дубитель в северных районах страны, где, как известно, дуб не растет. На Руси с ивовым корьем выделывался особый сорт, так называемая юфть. В переводе с голландского «юфть означает «пара». Такое название легко становится понятным, если вкратце познакомиться с технологией выделки юфти. Две шкуры сшивались вместе, и в полученный таким образом мешок насыпали мелко измельченное ивовое корье. Мешок зашивали и опускали в воду. Кожа одновременно дубилась и окрашивалась в красно-коричневый цвет. Краснодубная кожа шла на изготовление верха обуви и шорно-седельных изделий.

В красильном деле ивовое корье применяли для окраски шерсти в коричневый и черный цвета. Из коры, которая оставалась после очистки прутьев, предназначенных для плетения, иногда приготавливали морилку для окраски древесины. Ивовую кору заливали водой, добавляли поваренную соль и уксус, а затем варили. Когда отвар становился темно-коричневым, в него погружали изделие из березы или липы и продолжали варить. Обработанная таким образом береза приобретала некоторое сходство с ценной ореховой древесиной. Ивовая кора находит широкое применение в медицине. Отвар ивовой коры в народной медицине применяли при лечении простудных заболеваний. Давно было замечено, что сок коры снижает температуру и успокаивает ревматические боли. Сравнительно недавно ученые научились получать из ивовой коры аспирин, который стал теперь одним из самых распространенных лекарств при лечении простудных заболеваний.

Ива белая, или ветла, — ядровая порода с узкой заболонью и буро-красным ядром. Древесина ядра окрашена неравномерно. На продольных разрезах видны тёмные и светлые полосы, которые идут вдоль волокон. Граница между ядром и заболонью расплывчатая. Годичные слои древесины ивы различаются на всех разрезах простым глазом благодаря узкой темной полоске, проходящей на их границе. Сердцевинные лучи настолько мелкие, что их невозможно различить невооруженным глазом.

В древесине встречаются сердцевинные повторения. На поперечном разрезе они представляют собой небольшие светлые пятнышки, а на продольном — светлые черточки. Ивовая древесина очень легкая и мягкая, мало усыхает и при сушке почти не растрескивается. В крестьянском хозяйстве ивовая древесина шла на самые различные нужды. В степных районах нашей страны из ивовых кряжей строили бани, амбары и даже жилые дома. Из крупных стволов долбили корыта, водопойные колоды, вытесывали клепки для бондарной посуды, легкие лопаты для хлеба и снега. Из ивовых досок сколачивали легкие и теплые ульи.

Древесина ивы хорошо режется различными режущими инструментами. Поэтому из нее умельцы изготовляли токарную и резную посуду. Пролежав долгое время в воде, древесина окрашивается в серо-фиолетовый цвет с розоватыми и голубоватыми оттенками. В фиолетовый цвет окрашивается также древесина живого дерева, если корни и нижняя часть ствола долго находятся под водой. Гибкость — одно из самых замечательных свойств ивовой древесины. Трудно отыскать более универсальный материал для плетения, чем ивовые прутья.

В старину крестьяне заготавливали ветки ивы так называемым безвершинным способом. У ветлы, растущей недалеко от дома, они спиливали вершину, которая шла на дрова и различные поделки. К осени оставшаяся на корню часть ствола густо обрастала молодыми побегами, годными для плетения. Большую часть прутьев срезали, а к следующей осени на их месте вырастали новые.

Примерно так же поступают на современных корзиночных производствах, разводя на специальных участках ивы культурных видов — прутьевидную, пурпурную и другие. Срезанные ветви ежегодно возобновляются. Из тонких годичных веток крестьяне плели корзины, из двух-трехлетних гнули ободы для бондарной посуды, а из более толстых — дуги для конской упряжи. Если нужно было выгнуть ручку-«палец» для косы-литовки, рубили ветку ветлы толщиной примерно в два пальца, подрезали ее до сердцевины и, осторожно согнув, обжимали черенок косы. Ну а если мастерили туесок из бересты, то и тут не обходилось без ивы. Два тонких прутка шли на ободки, а из более толстого кругляша вырезали, а затем гнули ручку. В тех местах, где были распространены соломенные крыши, ивовыми прутьями подвязывали жерди, прижимавшие солому к слегам.

В современном производстве ивовые прутья используются для плетения мебели и разнообразных корзин. Из (древесины делают обечайки, для сит, пяльцы для вышивания и теннисные ракетки). Кроме ветлы, в нашей стране произрастает еще более 170 видов ив. Различия между многими видами настолько малозаметны, что их установить могут только специалисты. В обиходе известно лишь несколько видов ив, обладающих яркими и своеобычными внешними признаками и определенной сферой хозяйственного применения. И конечно же, каждый из этих видов получил яркое, запоминающееся, подчас образное название: бредина (ива козья), ива трехтычинковая (белотал), или пурпуровая (желтолоз), ива ломкая (ракита), ива пятитычинковая (чернотал), ива остролистая (верба).
Древесина ивы-бредины имеет красновато-бурую или желтовато-бурую окраску. Мягкая и легкая древесина хорошо режется и полируется. Из-за тонкого ствола ее применяют лишь для мелких токарных и резных работ. Из нее получается хороший уголь для пороха.

Где жмутся над омутом лозы,
Где летнее солнце печет,
Летают и пляшут стрекозы,
Веселый ведут хоровод.

Эти стихи А.К.Толстого посвящены лозе, называемой также белолозом, белоталом, а в науке — ивой трехтычинковой. Этот небольшой кустарник растет по берегам рек, озер и других водоемов почти во всех районах нашей страны. Листья у белотала продолговатые, длинные, узкие и блестящие. Кора зеленовато-желтая снаружи и лимонно-желтая изнутри. Кора лозы — один из лучших дубителей, так как содержит большое количество дубильных веществ — танинов. В медицине из неё получают салицин, который применяется как дезинфицирующее и жаропонижающее средство. «Салицин» в переводе с латинского означает «ива». Его применяют также в производстве желатина, клея, красок и белковых препаратов. Красильщики получают из коры белотала желтый краситель.

Длинные тонкие прутъя белотала — ценное сырье для плетения. Они имеют высокую эластичность и хорошо гнутся. У очищенных от коры прутьев белая и чистая поверхность с красивым глянцевым блеском. Мастера охотно применяют прутья белотала для плетения изящных декоративных изделий.

Неокоренный прут идет на различные хозяйственные нужды. Это такой материал, который используют прямо недалеко от места произрастания. Из белотала делают различные запруды, укрепляют плотины и размываемые берега. В степных районах ивовые прутья связывают в специальные маты, которые используют как строительный материал для хозяйственных построек. Из неокоренного белотала плетут тарные корзины и рыболовные верши.

КЕДР

Настоящий кедр — это мощное дерево с густой раскидистой кроной, напоминающей зонтик. Растет он на воле в Ливане и является его национальной гордостью.

Недаром ливанский кедр изображен на государственном флаге этой страны. В нашей стране ливанский кедр выращивают в декоративных целях в парках Крыма и Кавказа.

Дерево, которое мы привычно называем кедром, — один из видов сосны, У нас в стране произрастает три вида кедровой сосны: сибирский кедр, корейский кедр и кедровый стланик (кедрач).

Сибирский кедр, мощное дерево с округленно-конической формой кроны, искусственно разводится во многих уголках нашей страны.

Плодоносящие кедровые насаждения можно встретить под Москвой и в окрестностях других городов. Недалеко от Ярославля растет даже целая роща из трехсотлетних кедровых деревьев. Но в естественных условиях сибирский кедр растет только в Сибири, на Алтае и Урале, где имеет большое хозяйственное значение.

Живет сибирский кедр до 3—5 столетий. В возрасте 20—70 лет он начинает плодоносить. Шишки на кедре появляются периодически каждые 5—6 лет, иногда в течение двух с половиной веков. В урожайные годы в кедровниках появляются заготовители. Не дремлет и лесная живность: белки, бурундуки, кукши и кедровки. Если се мена обыкновенной сосны распространяет ветер, то кедровой сосне на это надеяться не приходится — слишком тяжелы ее семена. Выручает кедр большая любительница его орешков кедровка, или ореховка, птица чуть-чуть поменьше галки. Длинным клювом кедровка, ловко вылущив из шишек орехи, часть съедает, а часть складывает под язычок в особый мешочек, довольно вместительный. В среднем он вмещает около 8—10 орехов — хорошую, увесистую горсть, Подыскав надежное место среди мха, под кустом, под куском коры или под полусгнившей корягой, кедровка высыпает туда отборные орехи. И таких кладовок у хозяйственной птицы не одна. Осенью, с появлением первого снега, кедровка зорко следит за своим хозяйством. Зимой в сильные метели она поднимает свои запасы повыше, чтобы их совсем не занесло снегом. Но все же часть запасов остается глубоко под снегом. А про иные кладовки она забывает и вовсе. И тогда весной в местах бывших кладовок могут появиться молодые побеги кедра. И сколько таких посадок сделает кедровка за свою жизнь!

Ядра кедровых орешков содержат витамин В и около 50% масла. Кедровые орешки используют в пищевой и медицинской промышленности. Они идут на приготовление сливок, масла и молока, имеющих высокую калорийность. В Сибири орехи перерабатывают на специальных заводах. Столовое масло, имеющее прекрасный вкус, получают холодным прессованием, а техническое — при повторном, горячем. Оставшиеся после выработки масла жмыхи идут на изготовление халвы. Растирая очень тонко орехи с водой, получают кедровое молоко. Так же получают сливки, только количество воды в них минимальное.

В Сибири ведется подсочка кедра. По составу его живица близка сосновой и содержит около 19% скипидара. Из нее вырабатывают иммерсионное масло и бальзам. Каплю кедрового иммерсионного масла, обладающего высокой прозрачностью, вводят между объективом микроскопа и рассматриваемым в нем предметом. Масло усиливает яркость, четкость и расширяет пределы увёличения изображения. Бальзам находит применение в медицине и технике. Из хвои на предприятиях химической промышленности извлекают витамин С и эфирные масла.

Кедр — ядровая порода. У древесины кедра широкая белая заболонь с желтоватым оттенком и розовато-охристое ядро. Граница между заболонью и ядром нерезкая. Ядро, постепенно высветляясь, переходит в заболонь. Рисунок его слоев четкий, но не резкий. Это объясняется тем, что поздняя и ранняя древесины очень близки по тональности и переходят одна в другую. У кедра меньше смоляных ходов, чем у сосны, но они значительно крупнее. Отшлифуйте торец кедрового бруска, смочите его водой. Вы увидите, что он словно обрызган мелкими каплями белой краски. Это смоляные ходы, хорошо видимые невооруженным глазом. Именно по ним кедр легко сразу отличить от древесины других хвойных пород. На тангенциальном разрезе смоляные ходы видны в виде темных черточек золотисто-янтарного цвета.

Древесина кедра легкая, мягкая и мало усыхающая. Затачивая карандаш, вы чаще всего имеете дело с древесиной кедра и только иногда — можжевельника древовидного. Именно из древесины этих деревьев делают карандаши. Почему такое предпочтение этим деревьям? Во-первых, древесина у них прямослойная, имеющая мало сучков, значит, при заточке карандаша лезвие перочинного ножа не поведет в сторону. Во-вторых, древесина очень мягкая, но не ломкая, значит, не надо прилагать больших усилий, чтобы, затачивая карандаш, придать его рабочей части нужную форму. Отличить древесину кедра от древесины можжевельника можно по цвету и запаху. У древесины кедра желтовато-охристый цвет и запах, напоминающий запах кедровых орешков, а у можжевельника розоватая древесина с пряным перечным запахом.

Древесина кедра широко применялась жителями Сибири в быту. Плотники стелили в избах кедровые половицы, красивые и теплые. Смолистая древесина кедра отпугивает различных насекомых. Поэтому из нее исстари делали мебель: сундуки, гардеробы, шкафы и комоды…. В мебели из кедра никогда не заводится моль, но если дажё ящики шкафов или сундук были сделаны из другой древесины, то непременно в них клали кедровые шишки. Так же, как и древесина, кедровые шишки отпугивают насекомых своим запахом.

В некоторых областях крестьяне считали, что древесина кедра убивает гнилостные микробы. По этой причине донышко и крышку берестяного туеска предпочитали делать из древесины кедра. В Западной Европе кедровая древесина шла на изготовление молочной посуды. Мастера утверждали, что молоко в такой посуде долго не прокисает и приобретает приятный вкус.

КЛЁН

Из 150 видов клена, произрастающих на земном шаре, в нашей стране растет всего 25 видов. Из них наиболее распространены клен остролистый, полевой, татарский и клен-явор. Клен остролистый — крупное дерево, достигающее высоты 30 м. Диаметр ствола взрослого дерева нередко бывает более полуметра. При благоприятных условиях клен может прожить около четырех с половиной веков. Растет клен в смешанных лесах и не образует чисто кленовых лесов.

Во все времена года хорош клен, но особенно красив и приметен он осенью, когда его резные листья наливаются всеми оттенками янтаря. В эту пору, когда после яркого лета цветы уже порядком примелькались, их место в вазах занимают радужные кленовые листья. И есть в них какая-то особая трогательная красота, с которой, порой, не могут соперничать самые изысканные цветы.

Клен — заболонная порода. Древесина у него белая с переливчатым блеском, иногда слегка розоватая или желтоватая. Темная полоска, проходящая вдоль границ годичных слоев, делает их различаемыми на торцовом разрезе. Хорошо заметны узкие сердцевинные лучи буроватого цвета. На радиальном разрезе лучи похожи на сплошную мозаику из блестящих пятен и ленточек; придающих древесине своеобразную шелковистую рябоватость. Особенно хорошо видна эта рябоватость на радиальном сколе. И если скол поворачивать под различными углами к источнику света, то на нем будет возникать переливчато-мерцающий блеск. На тангенциальном разрезе сердцевинные лучи в виде чечевичек, а на поперечном — узких полос. У древесины клена иногда можно встретить ложное ядро зеленовато-серого цвета с темными полосками, вызванное поражением древесины грибком.

В старой русской загадке говорится: «На липе сижу, сквозь клен гляжу, березой трясу». Не правда ли, странная загадка? И не так-то просто отгадать ее современному человеку. Между тем это прялка простейшее приспособление для домашнего прядения. Каждая часть ее изготовлялась мастерами из определенного дерева: донце, на котором сидела пряха, — из липы, гребень, на котором расчесывали пряжу, — из клена, а веретено, на которое наматывали готовую пряжу, — из березы. Если все же при необходимости донце и веретено можно было сделать из древесины других деревьев, то гребень делали только из клена. Среди деревьев средней полосы России не так-то легко найти такое, которое могло бы заменить клен. Для любого гребня нужна широкая доска из плотной, однородной и прочной древесины. Ведь на гребне нужно было нарезать более двухсот очень тонких и длинных зубьев. Чтобы нарезать зубья на кленовой доске, требовалось большое мастерство и величайшая осторожность. Готовый гребень скоблили, чистили и шлифовали, что бы удалить мельчайшие заусеницы, а затем пропитывали для прочности льняным маслом и сушили. В современном производстве древесина клена используется для изготовления прочных лыж и ружейных лож. Резчики применяют клен для вырезания декоративной деревянной скульптуры с тонкой моделировкой. Художники-графики используют древесину клена в ксилографии (в гравюре на дереве).

Клен относится к тем деревьям, которые имеют прямое отношение к музыке. Из него вырезают прочные и звонкие ложки для ансамблей народных инструментов. А лучшие звонкоголосые жалейки пастухи-музыканты тоже делают из клена.

В музыкальной промышленности широко используется клен-явор, или белый клен, произрастающий на Кавказе и в Карпатах. Древесина клена-явора имеет красивый текстурный рисунок, в особенности на радиальном и полурадиальном разрезах. Но самое главное, она обладает высокими акустическими и механическими свойствами. Благодаря однородности древесины, звук в ней распространяется с одинаковой скоростью как поперек, так и вдоль волокон. Из явора изготавливают нижние деки, обечайки, шейки и подставки для смычковых инструментов: скрипок, виолончелей, контрабасов, альтов и других.

В русских былинах часто встречается малопонятное современному читателю словосочетание «гуельки яровчатые». Но стоит вспомнить, из какой древесины делали древние мастера гусли, как все станет ясно. Корпус гуслей выдалбливался из прямослойной древесины ели и сосны, а сверху накладывали тонкую дощечку — деку. Деку вырезали из клена-явора. Гусли с декой из явора ласково называли «яворчатыми. Но со временем, то ли для удобства произношения, то ли потому, что деки стали делать не только из явора, и смысл слова стал непонятным, превратили гусли «яворчатые» в «яровчатые».

Особенно красивую волнистую текстуру имеет клен-явор в комлевой части. Мастера называют его волнистым, или струйчатым кленом. Иногда подобная текстура наблюдается в комлевой части клена остролистого. Древесина с красивой свилеватой текстурой образуется также в местах развилок. Такие куски стволов с развилками называют «гафелем». В переводе с голландского «гаффель» означает «вилка». Гаффель идет на выработку строганного шпона, применяемого в мебель ной промышленности и в мозаичном деле. Из канадского, или сахарного, клена вырабатывают фанеру, порой с очень причудливым текстурным рисунком под названием «птичий глаз».

ЛЕЩИНА

Примерно в середине апреля в сухих и светлых местах — на вырубках, по ложбинам и лощинам, на склонах оврагов, на опушках лесов и в дубравах — зацветает лещина, или лесной орешник. Почти тогда же зацветает ольха. Но если ольха цветет как-то незаметно, то лещина всегда дает знать о своем цветении облаками золотистой пыльцы, которую время от времени поднимает над высоким кустарником набежавший весенний ветерок. И невольно бросаются в глаза крупные, похожие на лохматых желтых гусениц сережки По подсчетам ученых, в каждой такой сережке содержится до четырех миллионов зернышек пыльцы Этой безграничной щедростью в полную меру пользуются пчелы и шмели Пчеловоды считают, что пыльца лещины оказывает оздоровляющее действие на пчел, ослабленных долгой зимовкой. В разных областях России существовали особые приметы, которые служили сигналом к массовому сбору орехов. В одной из таких примет говорится: «Коль овсы зазеленели — и орехи поспели». В свою очередь, урожайные годы на орехи сулили урожай хлеба на будущий год. Но уже ранним летом, когда после буйного цветения на лещине появлялись завязи, крестьяне уверенно могли сказать: «Сильная завязь орехов — к урожаю проса и грозам».

На Руси 12 сентября считалось «ореховым днем». Примерно к этому дню окончательно наливается ядро орехов и буро-красным румянцем покрывается скорлупа.

Начинается массовая заготовка орехов. Заготовкой орехов заняты не только люди. То тут, то там вздрагивают длинные гибкие ветви лещины. Среди кустов можно заметить сойку, поползня или кедровку. А внизу шуршанием сухой опавшей листвы выдают себя мыши. Людям не раз приходилось находить в мышиных гнездах кладовые с отборными ядреными орехами. А в старину на крымских базарах так называемые мышиные орехи, собранные в мышиных гнездах, продавались по более высокой цене, чем обычные. У лесного орешника ценная древесина, но из-за малого диаметра ствола применение ее довольно ограничено. Лещина — заболонная порода. Цвет древесины белый с розоватым или светло-коричневым оттенком. На торце отчетливо различаются извилистые годичные слои, разграниченные узкими темными полосками поздней древесины. Сердцевинные лучи у лещины узкие, но, сближаясь между собой, они образуют хорошо видные невооруженным глазом так называемые ложно-широкие лучи в виде светлых полос. Если внимательно рассмотреть через лупу эти полосы, то можно заметить, что они состоят из отдельных очень тонких лучей, которые собраны в пучки. Ложно-широкие лучи плотнее, чем окружающая древесина, поэтому они становятся более заметными после смачивания торца водой. Это свойство используют художники, намеренно выявляя паутинистый рисунок ложно-широких лучей на торце в декоративных целях. При пропитывании торца жидкими красителями, например, акварельными красками, древесина темнеет, в то время как сердцевинные лучи остаются светлыми.

Древесина лещины умеренно тяжелая, крепкая и плотная, умеренно вязкая и гибкая. Усыхает она незначительно, хорошо шлифуется, полируется, окрашивается и протравляется. Режущие инструменты чисто режут древесину во всех направлениях, а возникающие иногда сколы незначительны.

Древесина исстари применялась для мелких токарных, столярных и резных изделий. Из лещины вытачивают и вырезают шахматы, пеналы, карандаши, челноки для ручных ткацких станков, чубуки, рукоятки ножей, молотков и долот, трости. Еще в древнем Новгороде из толстых стволов лещины точили и долбили разнообразные сосуды и ковши.

Тонкие гибкие ветви лещины идут на плетение корзин, а более толстые — на изготовление обручей к бондарной посуде. Ценят гибкость орешника рыболовы, вырезал из него при случае легкие и надежные удилища. Пережигая ветви лещины без доступа воздуха, художники изготовляют угольки для рисования. Из древесины выжигают промышленным способом уголь для бездымного пороха. Самые тонкие ветки и листья идут как веточный корм домашним животным. Веники из лещины егеря заготавливают для зимней подкормки диких животных. Опилки лещины применяются при очистке уксуса. Кора, содержащая около 8% танинов, применяется для окраски тканей и дубления кожи.

ЛИПА

Прохладно летом в липовом лесу. Липа — теневыносливое дерево. Но порой в липовой чаще бывает так тесно и молоденькие липки вытягиваются ввысь так высоко, что не в силах удержать тонкий ствол в вертикальном положении. Почти до самой земли склоняются редкие их кроны. Но где-нибудь на просторе, на опушке леса, на светлой лесной поляне, в большом парке или у деревенской околицы липу не узнать. Она коренаста и раскидиста, словно могучий дуб, густа и сочна ее листва.

В нашей стране произрастает более десяти видов липы, но самая распространенная в средней полосе липа мелколистная. Живет она в среднем 300—400 лет, но отдельные долгожители живут порой вдвое больше. Достигая в диаметре ствола более метра, липа мелколистная поднимается в высоту до тридцати метров.

В самый разгар лета в лесах, парках и садах горячий сухой воздух напоен медовым ароматом — это цветут липы. «Цветет липа-медонос, в разгаре сенокос», — говорят в народе. Цветы липы необычны — каждый из них похож на золотое ювелирное украшение тонкой работы. С раннего утра до позднего вечера хлопочут на золотистых цветах пчелы. Они торопятся, ведь чуть больше недели будет продолжаться цветение, и за это время надо успеть собрать как можно больше целебного нектара. С одного большого дёрева пчелы собирают столько же меду, сколько с одного гектара гречихи, да какого меда — золотистого и душистого липняка»!

Цветы липы, высушенные в тени на чердаке или в русской печи, — приятная и полезная заварка. Горячий цветочный чай с медом-липецом люди исстари использовали как надежное средство при простудных заболеваниях. Липа — одно из тех деревьев, часть которого, так или иначе, используется человеком. Во многих местах свежие ветки с листьями шли на корм домашним животным. Сочные и мягкие, лишенные горечи молодые весенние листья в некоторых местах употребляли в пищу, да и сейчас они идут на приготовление витаминных салатов.

Опавшие листья липы работники леса называют лесным удобрением. Ведь листья содержат довольно много кальция и быстро перегнивают.

Осенью на липе появляются мелкие орешки, которые держатся на ветвях почти всю зиму. Они содержат до 12 процентов жирного масла, напоминающего миндальное.

Прочные лубяные волокна старых и молодых лип находили самое разнообразное применение в хозяйственной деятельности человека. Для мочального промысла снимали кору с больших деревьев. На стволе с двух сторон делали продольные разрезы. Затем деревянным клином отделяли от ствола два желоба-полуцилиндра. Снятую таким образом кору называли лубом. Высушенный луб применялся как кровельный материал для хозяйственных построек, из него же мастерили простейшую посуду под сухие продукты. Но основная часть луба шла на выделку мочала, применение которого было самое разнообразное. Чтобы получить мочало, луб вымачивали в мочилах — канавах, вырытых в лесу около ручья или озера. Заготовленный весной или в начале лета луб загружали в канавы-мочила. Хорошо вымоченный луб развешивали сушить, а зимой привозили в деревню и пускали в дело.

Связанные в пучок вымоченные лубяные волокна мгновенно превращались в банную мочалку, хорошо знакомую и современному человеку. Вязали из мочала кисти-помазки для побелки печей, делали щетки и ерши для мытья посуды, вили довольно прочные веревки и даже нитки для рыбацких сетей. Археологические раскопки подтверждают, что рыбацкие сети плели из мочала еще в эпоху неолита. О прочности веревок из мочала можно судить хотя бы по тому факту, что из них делали упряжь и путы для лошадей.

Не менее чудесна у липы и древесина. Облупленные липовые поленца-лутошки укладывали в штабель под навесом, где они просушивались все лето до зимы. Зимой, когда у крестьянина было много свободного времени, приносил он в дом лутошки и начинал мастерить. Из очерневшего за лето поленца деревенский мастер резал игрушки, посуду и другую хозяйственную утварь. Под резцом обнажалась чистая белая древесина. Сверкающие белизной готовые изделия некоторые крестьяне отправляли на базар.

Липа — спелодревесная порода. Цвет древесины белый с легким розовым оттенком. Рассматривая точеные или резные изделия из липы, мы почти не замечаем ее текстуры. Кажется, что они выполнены из однородной древесной массы, лишенной слоистости. Такое представление складывается потому, что изделия из липы шлифуются очень редко. Каким бы острым ни был резец, он все же снимает древесные волокна, делая древесину слегка бархатистой на поперечных срезах и глянцевитой — на продольных, поэтому и кажется, что у липы нет какого-либо определенного текстурного рисунка. Но это не так. Чтобы убедиться в этом, тщательно отшлифуйте липовую чурку, и текстура тут же появится. Вы обнаружите волнистые, четко разграниченные слои, особенно на торцовом и тангенциальном разрезах. Такая четкость объясняется тем, что каждый годичный слой отделен от другого светлой, очень узкой полоской.

На радиальном разрезе годичных слоев почти не видно, древесина кажется однородной, и только внимательно приглядевшись, можно заметить многочисленные мелкие черточки — сердцевинные лучи. На торцовом разрезе сердцевинные лучи видны в виде многочисленных узких полосок, отходящих от сердцевины. Но рассмотреть их можно только с помощью лупы. Древесина липы рассеянно-сосудистая. Сосуды очень мелкие, хотя и многочисленные. Через лупу они видны в виде светлых точек на торцовом разрезе.

Древесина липы мягкая, особенно свежесрубленная или распаренная, но, высохнув, она становится достаточно твердой. Поэтому из древесины липы мастера вырезали различную утварь: ковши, черпаки, братины, миски да ложки. Точили на токарных станках чаши, блюдца и токарные игрушки, среди которых были и знаменитые матрешки.

Липа не только хорошо режется, но и отлично гнется и полируется. Из тонких липовых дощечек народные мастера выгибали обечайки решет и коробочек. Мастера-каретники обивали тонкими липовыми дощечками кузова карет со сложными криволинейными поверхностями. Шла липа и на изготовление деревянных частей гармошек. А какой сапожник мог обойтись без липы! Некое подобие табурета — липовый чурбан, на котором сидел сапожник, так и назывался «липка». Столешница стола, за которым он работал, — тоже липовая. Делали из липы и сапожные колодки. Великоустюжские мастера резали тончайшие берестяные узоры обязательно на липовой подрезной доске. А богородский резчик делал черновую обработку липовой за готовки топором на липовом чурбане, так называемом рабочем стулё. И это не случайно — ведь на мягкой и вязкой древесине липы инструменты меньше тупятся, легко передвигаются в любом на правлении, а следы от них быстро сглаживаются, оставляя рабочую поверхность относительно ровной. По той же причине из липы делают чертежные доски. Карандаш одинаково хорошо передвигается по бумаге во всех направлениях, да и кнопки легко входят и прочно держатся в мягкой и вязкой древесине.

На старых базарах с игрушечниками можно было встретить продавцов лубочных картинок. Но почему лубочных? Неужели их рисовали на лубе? Конёчно, нет Дело в том, что в некоторых местах России лубом называли липу, а также и ее древесину. Считают, что именно древесина и дала на звание народным картинкам. Лубочные картинки печатали с клише, вырезанного из липовой доски. Перед нанесением рисунка доску тщательно отшлифовывали. Затем ножом подрезали на небольшую глубину древесину вокруг нанесенных линий, а пространство между ними выбирали стамесками. Таким образом, контурные линии становились рельефными. Перед печатанием на них кожаным тампоном наносили краску, состоящую из печной сажи и льняного масла. Затем на клише накладывали увлажненную бумагу и зажимали в прессе. На бумаге отпечатывались только контурный рисунок и штриховые линии. Оттиск вручную раскрашивали сочными и яркими красками. Существует легенда, что улица Лубянка в Москве была названа так потому, что когда- то в старину на ней жили художники, которые печатали и продавали лубки.

МАГИЯ ЛИПЫ.

Липу на Руси драли исстари, находя для этого множество оправданий.
Во-первых, какая баня без мочалки? Мочало же выделывали из луба, липовой коры. Из нее же нередко делали простейшую посуду — для круп, или каких иных сухих продуктов.
Во-вторых, и само мочало пригождалось не только для банного дела: кисти для побелки печей, ерши для мытья посуды, веревки и нити для рыбацких сетей — всюду оно шло в ход. Древние германцы из мочала плели даже плащи и пояса, у славян мочальными плащами пользовались в основном фонарщики — от дождя, сооружая их из двух мешков. В сухую погоду лыковые кули использовались в хозяйстве гражданами прочих специальностей. Жаловали лыко и столяры: набивали им мягкую мебель. Оно же применялось и для лощения мебели деревянной, процесс так и назывался — лубление.
В былые времена в липовой обуви ходила вся Русь. Может, с современной точки зрения ее качество и было липовым, но, как говорится, не до жиру. Лапти, ступни, бахилы, сапоги(!), богоники — все из лубяных волокон и на все случаи жизни: для дома или дальних переходов, рыбной ловли или промысловой охоты. Впрочем, и серьезный сапожник, из тех, что уважал более солидный материал, без липы не обходился: сидел на липовом чурбане за липовой столешницей с липовой же колодкой в руках! для многих деревянных украшений мастера делали сначала липовые заготовки. Причиной же такой популярности этого материала была его удивительная податливость — мягкость и вязкость: инструменты меньше тупились, легко двигались в любом направлении. И по сегодняшний день лучшая чертежная доска — из липы: карандаш бойко бегает по прикрепленной к ней бумаге, а кнопки легко входят в мягкую древесную плоть.

ГРАМОТНО ПРОВОДИМЫЙ ДОСУГ.

Его наша героиня обеспечивала скучающему крестьянину зимой. Из почерневших за лето поленец он резал посуду и игрушки — обнажающаяся древесина сверкала белизной. Помимо разнообразных ковшей да блюдец из липы вырезали тонкие дощечки для каретных кузовов, деревянные части гармошки и знаменитых матрешек.
Полагают, что и лубок получил свое на звание от липы, на дощечках из которой резались клише для «народных картинок». Скорее всего, московская Лубянка, столь мало соотносимая в современном сознании с приятно проводимым временем, обязана своим названием лубочникам, продавцам излюбленных народом картинок и лубочной литературы.

ДОСУГ, ПРОВОДИМЫЙ С ПОЛЬЗОЙ.

Мы же, избавленные от необходимости плести лапти и тачать матрешки, а также лишенные удовольствия видеть в свободной продаже настоящий лубок, можем и должны немедленно припасть к «первоисточнику» — собственно липе. Тем более что в отличие от исчисленных нами липовых достоинств, кои можно назвать скорее «историческими», те, о которых мы скажем сейчас, — непреходящи. Это энергетические свойства липы. Знатоки соотносят силу нашей героини с силой березы и дуба — так она велика. Однако качество воздействия липы на человека совершенно особое. Решившийся на общение с нашей героиней должен приготовиться к сюрпризу. По началу дерево словно не реагирует на вас, но стоит вам отрешиться, бескорыстно залюбоваться окрестностями, и вы почувствуете странную тяжесть во всем теле, вас захлестнет упругая волна, сметающая все «лишнее» на своем пути. Вслед за этим вы ощутите резкий приток сил и бодрости.