Россия: моно- или многонациональное государство?

Как известно, в России проживают до 170 этносов, поэтому национальный вопрос перед Россией стоит, и стоит остро. Любой более или менее важный вопрос (политический, культурный, экономический и т.д.) в России легко может приобрести национальную окраску, приумножая взаимные обиды, усиливая этнополитический радикализм определенных групп общества [1]. Однако, национальная политика государства полна противоречий, и противоречия начинаются с Конституции.
Преамбула Конституции РФ начинается так: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, …» Здесь интересно выражение «многонациональный народ». Оно, во-первых, противоречит самому себе, а во-вторых, просто не соответствует действительности.


Для начала следует разобраться с понятийным аппаратом. Народ (или же этнос) – группа людей, объединённых общим происхождением, территорией расселения, культурой, исторической судьбой и осознанием своего единства. Такой критерий, как территория, не абсолютен – евреи или цыгане, живущие в разных странах, всё равно являются евреями или цыганами, и осознание единства, невзирая на границы, всё равно есть. Вопрос об общем происхождении является предметом долго спора учёных, одни считают кровное родство единственным значимым критерием для выделения этноса [2], другие обходят вопрос общего происхождения стороной, что, в частности, выражается в определении нации, данном Сталиным: «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в культуре». Здесь, впрочем, дано именно определение этноса, а не нации, поскольку термин «этнос» в середине XX века был малоупотребимым [3]. Теперь следует понять, в чём заключается основное отличие нации от этноса. Нация – этнос, обрётший государственность, то есть нация – наивысшая форма развития этноса. Любая нация – этнос, но далеко не каждый этнос – нация (напомню, на Земле 4000 этносов, а государств и различных самоуправляющихся территорий чуть более 200). Теперь, после приведения определений, видно, что термин «многонациональный народ» сам по себе неверен – нация выше, чем народ (этнос), и не может являться частью народа. А вот народ может стать частью нации. Конечно, можно допустить, что под словом «народ» имеется в виду население или граждане, но такой важный документ, как Конституция, должен быть точным в формулировках, избегая двусмысленностей.
Была рассмотрена смысловая нагрузка понятия «многонациональный народ». Теперь важно понять, действительно ли Россия имеет многонациональное население. На первый взгляд ответ очевиден, но на самом деле этот вопрос гораздо сложнее, чем кажется.
Основная проблема заключается в следующем: не существует определения термина «многонациональный». Это понятие не объяснено ни в нормативно-правовых актах Российской Федерации, ни в документах ООН. Единственное в мире определение этого понятия было дано международной правозащитной организацией Freedom House, и то опосредованно (придётся пойти методом «от противного» и вывести определение на основе определения «мононационального государства»). Вот что было указано на сайте организации (freedomhouse.org) до последнего времени, затем определение было убрано и осталось на ресурсах, скопировавших его ранее. «FREEDOM AND ETHNICITY. Just as there are important regional variations in basic freedoms and political systems, there are also noteworthy distinctions between monoethnic and multiethnic countries with regard to freedom and democracy. Indeed, democracy is as a rule significantly more successful in mono-ethnic societies (i.e., societies in which there is a single dominant majority ethnic group representing over two-thirds the population) than in ethnically divided and multiethnic societies». А вот первый абзац главы Ethnicity and Nationalism: «Ethnicity and Nationalism. The Freedom House data also suggest that countries without a predominant ethnic majority are less successful in establishing open and democratic societies than ethnically homogeneous countries. For the purposes of making this comparison, we define countries in which over two-thirds of the population belong to a single ethnic group as mono-ethnic, and those without such a two-thirds majority as multiethnic» [4]. Мононациональное государство – государство, в котором 2/3 населения или больше принадлежат к одной нации. Таким образом, если одной нации менее 2/3 населения – государство многонациональное. Кстати, замечание о том, что в мононациональных государствах демократия развивается успешнее, чем в многонациональных, весьма интересно.
Теперь необходимо взглянуть на то, как Россия вписывается в данное определение. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., русских в России – 79,8% [5]. Если украинцев и белорусов считать субэтносом русских (это спорно, но такая точка зрения достаточно широко распространена), то русских – более 82% населения. Это намного больше, чем 2/3 (67%), поэтому можно (и нужно) считать Россию мононациональной страной. Мононациональной страной русской нации.
Мне могут возразить, что русских нет, что мы – смесь финно-угров с татарами, что главное – культура и самоидентификация и т.д., а русских по крови нет и пр. Эти аргументы опровергаются данными науки, в частности, подробное исследование «Русский генофонд на Русской равнине» показывает, что русские – одна из наиболее гомогенных наций [6]. Культура меняется, нация остаётся нацией. А самоидентификация настолько субъективная вещь, что вводить её в научные исследования и тем паче в законодательство – просто глупо. Можно найти достаточно статей, показывающих, что русские как нация существуют, и мы не «коктейль» из монголов с уграми, а чистая часть белой расы [7,8].
Русские являются государствообразующей нацией, поскольку русские:
1) исторически создали Россию,
2) составляют абсолютное большинство населения РФ,
3) являются этнополитической основой и скрепой государства,
4) русский язык является государственным языком нашего государства.
Остальные этносы, с точки зрения науки, вообще нациями нельзя называть. Буряты, чуваши, удмурты и другие – коренные народы, а не нации, поскольку они не имеют собственной государственности, они часть России, государства, созданного в первую очередь русскими. Те народы, которые живут в России, но имеют государственность за её пределами (китайцы, корейцы, армяне и другие) – национальные меньшинства. Нацией они могут и должны зваться, проживая в своём национальном государстве.
Конечно, преамбула Конституции далеко не единственный показатель неправильного понимания этнической ситуации. В статье 3 Конституции РФ говорится: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ»; а вот статья 5: «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации». В итоге получается, что народ-то один и «многонациональный», но в то же время у нас самоопределение народов.
Впрочем, это уже выходит за рамки данного эссе. В качестве вывода можно сказать следующее: Россия – мононациональное полиэтничное (этносов действительно много, но нацией может называться только один из них – русские) государство русского народа, что должно быть закреплено в Конституции. Иначе, на словах относясь одинаково ко всем народам, а на практике всячески игнорируя проблемы русских (основы государства), власть ведёт страну к развалу из-за взрыва межнациональных проблем и разделению между нашими соседями.

Мой блог находят по следующим фразам

Добавить комментарий