Занимательная тема — «Исход евреев из Египта».
Итак. Некогда библейский патриарх Иаков, сын Исаака, внук Аврама, кому Бог даровал второе имя Израиль, отправился в Египет со своим народом. Но в Египте вскоре сменился фараон, который решил, что если вдруг у Египта с кем-то будет война, то многочисленные евреи могут встать на сторону врага, дабы покинуть Египет. Было дано указание евреев изнурять работами, а младенцев мужского пола топить всех.
Но был один спасшийся младенец — Моисей, которого мать отправила по реке в корзинке. А подобрала его дочь фараона. Вырастили Моисея и выпестовали при дворе фараона.Фактически истори про Моисея начинается так:
Исход, глава 2
11 Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым] и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его, [сынов Израилевых].
12 Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке.
Итак, будущий пророк и праведник с легкостью убивает человека в наказание (причем наказание явно тяжелее преступления). Убивает исподтишка, прячет в песке. И, что характерно, Бог его даже не поругал за это.Правда тайное вскоре становится явным, и Моисею приходится бежать. Бежал в землю Мадиамскую, где женился на дочери местного священника.
Через некоторое время фараон умер. К этому времени Богу надоело (наконец-то!) видеть мучения евреев. Он явился Моисею в виде неопалимой купины, и повелел ему пойти и вывести евреев из Египта. Однако он предупредил, что фараон не согласится народ его отпустить, и придется продемонстрировать ему различные чудеса, чтобы тот испугался и стал посговорчивее. Кроме того,
Исход, глава 4
21 И дам народу сему милость в глазах Египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками:
22 каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян.
То есть Бог, сделает так, чтобы египтяне стали хорошо к евреям относиться, а евреям следует немедленно этим воспользоваться и египтян обобрать. Что тут скажешь, священная история.
Итак, Моисей является к Фараону и начинает… со лжи:
Исход, глава 5
1 После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали [ему]: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне.
2 Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил [сынов] Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу.
3 Они сказали [ему]: Бог Евреев призвал нас; отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу, Богу нашему, чтобы Он не поразил нас язвою, или мечом.
То есть даже будучи подкрепленными богом, его посланники не выдают реальную волю Бога вывести евреев из Египта, а говорят что они хотят уйти на время для выполнения обрядов. Кстати, следует отметить спутника Моисея — Аарона. Моисей сетует Богу, что он не очень речист, не умеет красиво говорить. Бог ему советует взять Аарона, в чьи уста и будут вложены речи Бога. Этот Аарон в последствии станет родоначальником священнослужителей — посредников между Богом и человеком, а здесь подтверждается его избранность Богом в данном качестве.
Фараон евреев не пускает и еще сильнее нагружает работой.
Тогда Моисей демонстрирует чудеса, типа превращения посоха в змею, но они не впечатляют фараона. Тогда Моисей демонстрирует известные «казни египетские»: нашествие жаб, мошкары, песьих мух, мор скота, пыльную бурю, язвы, град, саранчу. Наконец он пригрозил убийством каждого первенца в Египте. Но и тогда фараон отказывается отпустить евреев. Однако необходимо заметить, что:
Исход, глава 9
12 Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не послушал их, как и говорил Господь Моисею.
О том, что именно Господь ожесточил сердце фараона, упоминается далее неоднократно, см.
Исход, глава 10, ст. 1, 20, 27, глава 11, ст. 10.
То есть, как мы видим, это Господь Бог сам же требовал отпустить евреев, и сам же не давал этого делать! Кроме того, допустим что Моисей с Аароном были не очень убедительны. Допустим, как объяснял один сведущий в христианстве человек: «Господь не навязал фараону чуждую тому волю, а лишь усугубил (ожесточил) собственное намерение фараона — «не пущать!»». Но почему в сюжете с Авраамом и его женой Бог нашел возможность явиться лично к царю Авимелеху, пригрозить ему, и фактически навязать свою волю, а в истории с исходом он этого не сделал? Ответ напрашивается самый нелестный…
Как бы то ни было, все первенцы были убиты.
Исход 12
30 И встал фараон ночью сам и все рабы его и весь Египет; и сделался великий вопль [во всей земле] Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца.
31 И призвал [фараон] Моисея и Аарона ночью и сказал [им]: встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу [Богу вашему], как говорили вы;
32 и мелкий и крупный скот ваш возьмите, как вы говорили; и пойдите и благословите меня.
Обратите внимание здесь на стих 32. Если посмотреть по Библии немного выше, то читаем следующее:
Исход, глава 10
24 Фараон призвал Моисея [и Аарона] и сказал: пойдите, совершите служение Господу [Богу вашему], пусть только останется мелкий и крупный скот ваш, а дети ваши пусть идут с вами.
25 Но Моисей сказал: [нет,] дай также в руки наши жертвы и всесожжения, чтобы принести Господу Богу нашему;
26 пусть пойдут и стада наши с нами, не останется ни копыта; ибо из них мы возьмем на жертву Господу, Богу нашему; но доколе не придем туда, мы не знаем, что принести в жертву Господу [Богу нашему].
27 И ожесточил Господь сердце фараона, и он не захотел отпустить их.
То есть сыр бор в конечном счете, был, оказывается, и не из-за евреев, а из-за их скота. Фараон полагал, что евреи хотят сбежать (и в общем-то правильно), и потребовал в залог оставить скот. То есть евреи уже вполне могли пойти, обобрав соседей до нитки, чему Бог таки поспособствовал, но не пошли без скота. Вот фактически из-за этого скота и была устроена бойня египетских первенцев.
У знаменитой американской студии Диснея есть мультфильм, называется «Принц Египта». Это лента как раз о Моисее, который по сюжету фильма воспитывался в семье фараона как сын. Очень трогательно в ночь убийства египетских первенце ввыглядели слезы Моисея, коих в первоисточнике не наблюдается. Зато не показали, как евреи обирали убитых горем родителей, потерявших своих детей. Наверное тоже со слезами на глазах.
На этом месте можно было бы поставить точку, если бы не один момент, который необходимо отметить. Дело в том, что сюжет про исход, кроме общеморального аспекта, несет в себе и определенный общественно-исторический аспект — борьбу против рабства. Действительно, в различных странах, особенно в которых было сильно влияние христианских взглядов разной конфессиональной принадлежности, в определенные периоды сюжет про исход становился неким символом протеста против различных проявлений неравенства — рабства, насилия, религиозной нетерпимости, расовой и национальной дискриминации и сегрегации. С этой точки зрения, поведение Моисея и евреев может иметь определенное моральное оправдание. Но! При детальном рассмотрении сюжета в данном ракурсе, наблюдается вполне ожидаемая однобокость, которой в принципе страдает христианство. Евреи покорно и безропотно принимают весь произвол со стороны египетской власти, дожидаясь, пока господь бог услышит их вопль и освободит их. Моисей является не с целью поднять евреев на борьбу, а с целью обнадежить их милостью божьей. Да, в конце концов евреи освобождаются от рабства, но лишь с помощью чудес, которых в реальной жизни не бывает. Поэтому сюжет про исход имеет ограниченную общественно-историческую ценность и заметно уступает по значимости историческим событиям и фактам реальной борьбы против социального неравенства в целом, и рабства в частности.
Источник:
Мой блог находят по следующим фразам