Советский Большой адронный коллайдер
Все слышали про Большой адронный коллайдер, который недавно запустили ЦЕРНе. Но вот про его советский аналог мало кто знает.
Сам ускоритель, точнее то, что от него осталось, находится в Протвино, Московская область. Протвино был основан как рабочий посёлок одновременно с началом строительства протонного ускорителя в 1960 году. Сейчас там живут около 37 тысяч человек. 18 августа 2008 г. постановлением Правительства РФ №624 городу Протвино присвоен статус наукограда Российской Федерации.
Строительство ускорительно-накопительного комплекса с проектной энергией пучка 3000 ГэВ (протон — протонного коллайдера на сверхпроводящих магнитах) началось в 1983 году.
В течение 11 лет в стабильных и сухих породах на глубине от 20 до 60 метров (в зависимости от рельефа местности) был построен 21-километровый туннель, внутренний диаметр которого равнялся 5 километрам.
На протяжении всего тоннеля каждые полтора километра были построены подземные залы для размещения крупногабаритного оборудования, которые были связаны с поверхностью вертикальными шахтами.
Проходка была завершена в декабре 1994 года. В том же году был введен в строй первый участок нового ускорителя — подземный канал длиной 2,7 км, соединяющий У–70 и УНК.
В канале были смонтированы электромагнитная система, вакуумная система, приборы наблюдения за пучком. После настройки всех элементов канала протоны с энергией 70 ГэВ пролетели по проектной траектории вплоть до будущей точки ввода в подземное кольцо УНК.
К сожалению лихие 90-е не пощадили и это сооружение: деньги закончились и проект был заморожен.
Сейчас там живут бабуля-сторож и несколько дворняжек.
Протяжённость тоннеля на 2 км больше Кольцевой линии Московского метро. Схожесть так же в том, что на самом деле в Протвино два параллельных тоннеля, один из которых – технический (для кабелей и труб), размерами точь-в-точь что и основной.
В таких размерах нет необходимости. Причина до боли проста: в хозяйстве имелся всего один проходческий щит, которым и выполнялись все работы, тот самый, что и на объектах метрополитена.