C апреля около 300 тыс. четвероклассников в 19 регионах России приступили к изучению нового предмета, состоящего из шести модулей: школьники и их родители уже сделали выбор между основами православной, мусульманской, иудейской, буддийской культур, основами мировых религиозных культур и светской этикой.
Учебники по модулям напечатаны и к 30 марта доставлены в регионы. В свободном доступе их нет.
В рамках подготовки к новому предмету опубликовано интервью с рецензентом, давшим оценку оригинал-макетам учебников, — заместителем директора Института философии РАН, доктором философских наук, заведующим сектором философии исламского мира Андреем Смирновым.
— Андрей Вадимович, вы знакомы с процедурой подготовки-утверждения учебников для общеобразовательной школы. Как это происходит? Они, наверное, должны проходить рецензирование, утверждаться специалистами в определенной области знаний…
— Никаких нормативных документов на этот счет не видел. Что касается данного учебника (по сути, шести учебников по новому курсу), он готовился Министерством науки и образования. Я подчеркиваю, министерством, то есть органом государства, которое является светским. Но он готовился таким образом, что ученые фактически были полностью отстранены от подготовки четырех из шести модулей — тех модулей, в названии которых фигурирует название какой-либо из четырех религий.
Эти модули — «Основы православной культуры», «Основы мусульманской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры» — целиком, стопроцентно, категорически с самого начала были отданы конфессиям.
Более того, я был членом рабочей группы по созданию учебников, и я предлагал: давайте составим план-график подготовки рукописей, давайте предусмотрим научную экспертизу.
Научная экспертиза должна быть чем-то вроде ОТК — отдела технического контроля.
То есть она что-то отправляет в брак, и это что-то не может идти в производство.
Я неоднократно делал такие предложения достаточно высоким чиновникам Министерства науки и образования, тем, кто непосредственно курирует этот процесс, но ничего сделано не было.
Была абсолютно сознательная позиция министерства — все сделать руками конфессий и полностью отстранить ученых от этих четырех модулей.
Авторские тексты по модулям были подготовлены к концу 2009 года. Издательство было поставлено в условия, когда за два месяца должно было полностью подготовить тексты к печати. Вот «Просвещение» уже по собственной инициативе и заказало экспертизу.
— Российской академии наук?
— Экспертизу проводили отдельные ученые, большинство из которых работают в Институте философии РАН, но были эксперты не из академических институтов. То есть экспертиза отдельных людей. Экспертная оценка — оценка лично моя и других специалистов.
Мы оценили все шесть модулей: религиозные, по этике и общий модуль. По всем было дано заключение. Но что может сделать экспертиза, если мы экспертизу отдали в середине февраля, а в конце февраля книги должны были уйти в типографию?
В принципе по всей архитектуре убрать ничего нельзя. Поэтому эти учебники и не могли быть другими.
Они не могут не быть миссионерскими, потому что их пишут люди, которые хотят запихнуть религию в головы людей.
— Ваши отзывы негативные…
— Я неоднократно высказывал свои соображения гендиректору издательства «Просвещение».
По структуре уже было видно, что культуре уделяется минимум внимания, максимум внимания уделяется описанию религиозных обрядов.
Как совершать омовение, как молиться и тому подобное.
Модуль по исламу, например, вполне мог бы выбрать ребенок из православной семьи. Но учебник по исламу написан не как имеющий цель ознакомить с исламом, а как имеющий цель превратить человека в мусульманина. Очевидно, что немусульманин не будет выбирать такой учебник, он его отложит. Учебники нацелены не на то, чтобы детей объединить, а на то, чтобы их разделить. То, чего мы должны категорически избегать, заложено в самой идее учебника.
— А что по «Основам православной культуры»?
— Могу сказать, что и его общая направленность не является приемлемой для светской школы. Этот учебник еще больше других нацелен на то, чтобы человека христианизировать, превратить в православного. Это первое.
Второе. Понятие «культура» там подменено понятием «религия». И у автора учебника даже не возникает идеи, что культура — это нечто другое.
Мы вышли на очень опасный путь. Вышли под давлением РПЦ.
Мы уже это видим: три четверти школьников не выбрали «Основы православной культуры».
А исламские регионы станут, наоборот, еще более исламскими.
Они же видят угрозу со стороны РПЦ, видят, что РПЦ охотится за душами.
РПЦ выпустила джинна из бутылки. И то, что не смогли сделать наши заклятые друзья — расколоть Россию по линии ислам-христианство, — а план такой в свое время был, сейчас делает РПЦ.
Действия Русской православной церкви всколыхнут всех мусульман. Уже сейчас во всех мусульманских регионах России начинается очень мощное движение за преподавание ислама. Понимаете, какая создается ситуация? Очень опасная, чреватая уже серьезным расколом. Я этого очень опасаюсь.
— Вы упомянули о выборе. Тираж учебников по каждому из модулей рассчитывался исходя из заявок родителей, точнее, школ: большая часть — 125 тыс. экземпляров — это пособия для преподавания светской этики. Что с этим учебником? Я правильно понимаю, что Вадим Перов отказался подписывать свое авторство под этим текстом?
— Да, правда. Он отказался. Текст дорабатывали без него. И то, что с текстом сделало издательство, он уже не контролировал.
И учебник, который получился в итоге и который выбрало большинство, чудовищный.
Идея ясна: ввели закон Божий, вот вам нечто для других религий, а вот нечто для атеистов, безбожников.
А «светская этика» — это «круглый квадрат», потому что этика не может быть ни светской, ни религиозной. Она вообще в другом ряду стоит.
Во-вторых, то, что выбрало большинство, читать нельзя. У кого-то в голове сидят идеи, что учебник по светской этике — это нечто вроде морального кодекса строителя коммунизма. Но кодекс этот отменен вместе с коммунизмом, и надо дать что-то взамен. Они думают, что это такой вот набор правил, как действовать, если человек не верит ни в одного бога, а ему надо как-то действовать.
Но сама задача не имеет ничего общего с тем, как надо действовать. Этика обсуждает, что такое правильный поступок, этика — это вовсе не алгоритм.
В общем, новый школьный курс со всех сторон, откуда ни посмотри, мягко говоря, бредовый.
На каждом заседании группы присутствовали представители администрации президента.
И на каждом заседании я поднимал вопрос, что это бред. И «мировые религиозные культуры» — бред, и «светская этика» — бред.
Но вставали, кричали, махали руками и говорили, что это святотатство.
Что это за ситуация?
На чьи деньги учебники?
Кто заказывает музыку?
подготовлено по материалам Алины ЧЕРНОИВАНОВОЙ
Мой блог находят по следующим фразам