В тисках геополитического выбора

В тисках геополитического выбора

В тисках геополитического выбора Некогда, президент Кучма написал книгу под красноречивым названием «Украина – не Россия». Мало, кто прочёл эту книгу и понял о чём, писал Кучма, но фраза понравилась большинству украинцев. Президент Ющенко продолжил мысль Кучмы и уточнил, Украина – это Европа. Мало, кто понял, что имел в виду Ющенко, но фраза также понравилась большинству украинцев. Янукович нынче внёс корректировку и успокаивает украинцев тем, что Украина это немножко Россия немножко Европа, кому как нравится, на выбор.

При большом желании можно назвать внешнеполитический курс Януковича «многовекторностью», где Украина извлекает выгоды из своего географического положения между Западом и Россией, но если говорить на чистоту, то разве не есть «извлечение выгоды» из своего географического положения, государственными интересами? В чём провинилась «многовекторность»? В том, что Виктор Ющенко был на всю голову «одновекторным» и весь свой срок потратил на бессмысленные попытки прорваться в Европу, при этом на российском направлении наломал таких дров, что Виктору Фёдоровичу сегодня в Кремле глаза поднять стыдно? Не было бы смысла, в который раз поднимать этот пустой для Украины вопрос «геополитического выбора», если бы у Украины был этот выбор. Европа пять последних лет политически корректно указывала Украине на запертую дверь в ЕС, но, судя по неугомонным украинским патриотам, они не понимают нормального языка. Их надо громко послать на «собачей мове» и сопроводить мощным пинком под зад в заданном направлении, чтобы до них дошло: Европа Украине «не светит». Украина – только географически является частью Европы, по всем остальным понятиям даже не Россия. Как можно предать того, чего нет? Как можно привести туда, где не ждут? Вот тут и возникает ряд весьма серьёзных вопросов, которые не рассудит ни один конституционный суд, и не разрешит ни одна федеративная реформа. Что такое современная Украина и где её национальный интерес?

Украинские эксперты оживились, когда в телевизионных новостях пошли сюжеты из азиатской Киргизии. Оппозиция нашла некие параллели между переворотом в Бишкеке и ситуацией в Киеве. Опомнись Янукович, «киргизский сценарий» возможен, нельзя концентрировать власть в одних руках, надо считаться с мнением оппозиции. Возникает резонный вопрос, как может власть быть сконцентрирована не в одних руках, и какое такое мнение есть у оппозиции? Неужели оппозиция рассчитывала на то, что, победив на выборах, Янукович оставит всех своих противников на государственных постах? Может быть, они думали, что Виктор Фёдорович шутил, когда обещал своему электорату решить животрепещущие вопросы русского языка, фальсификации истории и налаживания партнёрских отношений с Россией? Судя по первым шагам, Янукович собирается выполнять данные собой предвыборные обещания. Не всё, не сразу, но выполнять по мере сил и возможностей. А место оппозиции не во власти, а именно там, куда послал её народ, за проходной барьер в 3%. Вот именно по этому поводу запричитала оппозиция, а не за свободу слова, украинский язык, образование, историю и своих кумиров — бандеровцев. У них «бабло» из-под ног уходит и, судя по всему надолго. Ещё чуть-чуть и на телевидении о них забудут, а олигархи не дадут им ни гривны, чтобы оплатить эфир на «центральном тэлебаченни». Толку олигархам будет от оппозиции, которая не может решить ни одного вопроса в законодательной и исполнительной власти? Так что не за мову, историю, Украину и её национальный интерес переживает оппозиция, а за себя лично и своё туманное политическое будущее. Наиболее сноровистые уже давно переформатировались, перекрасились и понесли свои знания и навыки на алтарь служения новой власти. Все, у кого «нести» было нечего или на прощение у Януковича нельзя было рассчитывать, нынче закатывают истерику.

Безусловно, на Украине есть незначительная часть простой публики, которая будет твердить, что не газом единым измеряется суверенитет страны. Возможно и так, но только хотелось бы посмотреть на этих патриотов в 20-ти градусный мороз, с размороженным отоплением и послушать тогда, что они будут говорить и чем измерять независимость? Впрочем, вернёмся к недавним событиям, произошедшим в далёкой Киргизии.

Действительно, при большом желании, между любыми событиями можно найти параллели. Начнём с того, что следует сразу забыть и на что не стоит обращать внимания. Нынешний переворот в Киргизии совершили не демократические силы, а только те, кто прикрывается демократической риторикой или фигурами, относящими себя к демократам. Демократией прикрываются, для того, чтобы в дальнейшем получить покровительство и признание «сильных мира сего». Применение оружия против бунтовщиков силами киргизского МВД подчинявшимися Бакиеву было жесткой, но оправданной мерой. В любом случае, нам стоит обратить внимание, что в будущем для наведения порядка в Киргизии, Временное Правительство пойдёт на аналогичные меры, а общее число жертв беспорядков может превысить число первых жертв законной власти. Бунт в Киргизии был вызван не просто коррупцией, противостоянием северных и южных кланов, а тотальной нищетой местного населения. «Камешком», подвигнувшим народ на бунт, стал подъём Россией экспортных пошлин на нефтепродукты. Киргизы «взбунтовались» по поводу очередного витка инфляции, вызванного ростом цен на энергоресурсы. А «революционеры» возглавили этот бунт.

Никаких рецептов выхода Киргизии из кризиса у организаторов переворота нет. Речь идёт не о том, чтобы спасти страну, а о том, чтобы перераспределить власть и финансово-экономические ресурсы страны в свою пользу. Простому народу это ничего не даст, если в стране не заработает экономика, и не придут инвесторы. В будущем, пришедшие к власти будут вынуждены проводить политику государства в интересах тех сил и государств, которые смогут обеспечить приток иностранных инвестиций и покровительство правящему режиму. Ошибка Курманбека Бакиева заключалась в том, что он пытался проводить «многовекторную политику» и пренебрёг российскими и казахскими интересами в Киргизии.

Шансы на реализацию на Украине «киргизского сценария» сведены к минимуму. Во-первых, за «оранжевую пятилетку» украинец значительно поумнел. Если в 2004 году можно было практически задарма собрать на Украине миллионы желающих побегать с оранжевыми ленточками по Киеву, то сегодня «забесплатно» выйдут лишь немногочисленные украиноязычные студенты. Всем остальным надо заплатить по десятке долларов в день за акции протеста. Кто будет оплачивать этот банкет? Во-вторых, нас всё время сбивает с толку, болтовня о каких-то спонтанных выступлениях масс, где обездоленный народ вышел против своих коррумпированных правителей. Народ, конечно, может выйти с палками, набить кому-то лицо, разграбить магазины, но спонтанное свержение правящего режима без внешней поддержки невозможно. Тем, кто планирует прийти к власти на «революционной волне» и окажет финансовую поддержку бунтовщикам, необходима будущая легализация себя во власти, которую могут обеспечить только лишь внешние силы. В случае, когда новый режим не будет устраивать кого-то из сильных мира сего, то все поддержавшие его получат банальное «замораживание своих счетов» в иностранных банках. Без внешней поддержки государственного переворота все спонтанные народные выступления сведутся к банальному бандитизму, и с лёгкостью будут подавлены властью.

Таким образом, если кому-то хочется поучаствовать в «свержении» Януковича, то он должен отдавать себе отчёт в том, что за волнениями на Украине будет стоять в конечном итоге Россия. Если Янукович переусердствует в «отстаивании национальных интересов» страны, то именно Кремль может экономическими рычагами создать предпосылки народного бунта на Украине и вывести против законной власти именно нынешних украинских оппозиционеров — националистов. Украинский круг поиска себя замкнулся. Украина – не Россия, не Европа, а государственное образование, зажатое в тисках интересов двух геополитических систем.

МВФ сделал своё дело…

Некогда Юлия Владимировна заявляла, что кредит МВФ получен под такие мизерные проценты, что переживать украинцам не стоит. Но вот, о чём Юлия Владимировна умолчала несколько лет назад, когда брала кредит МВФ, дело не в процентах по кредиту, а условиях, которые выдвигал МВФ, когда его предоставил. МВФ это не простой банк, который зарабатывает на процентах, это «финансовая удавка», которая вынуждает целые государства выполнять свои условия. И никуда от выполнения этих условий Украине не деться. Тимошенко ушла от ответственности, «дёрнув» в оппозицию, а выполнять условия МВФ будет правительство Азарова. Самое печальное то, что все прелести взятых Украиной на себя обязательств ощутят на собственной шкуре «маленькие украинцы» и в силу массового слабоумия будут винить во всём новую власть. Оппозиция уже трубит, что Януковичу-Азарову стоит подать в отставку, «застрелиться», если они не могут выполнить предвыборных обещаний. Вопрос лишь в том, сколько раз надо застрелиться «оранжевой власти» за всё то, что они сотворили со страной? Имеют ли они вообще совесть, если критикуют власть за невозможность выполнить предвыборные обещания экономического характера? Ведь необратимость экономического кризиса на Украине стала реальной именно при «оранжевой» власти. Если до 2004 года, у страны были шансы сохранить некое подобие суверенитета, то сегодня им придётся жертвовать.

А теперь, давайте посмотрим по сторонам в поисках потенциальных кредитодателей. Допустим, правительству Азарова удастся «выпросить» у МВФ ещё до 10 млрд. долларов. Украине ведь всё одно придётся выполнять взятые на себя обязательства по доведению внутренних цен на газ до рыночного уровня, снижению социальных стандартов до уровня запланированного бюджетного дефицита и так далее. Чего уж тут вредничать – надо брать сколько дадут. Ведь за 2009 год, Украина «скушала» и не подавилась 12,5 млрд. долларов кредита. Кроме того, внешний долг Украины за время правления Тимошенко достиг рекордной отметки порядка 100 млрд. долларов. Все эти деньги ушли не на развитие, а были банальным образом проедены «маленькими украинцами» в виде пенсии, соцстандартов и дотации за пользование всем и вся, начиная от газа в квартирах и заканчивая проездом в коммунальном транспорте. С учётом, что существенных изменений мировой конъюнктуры рынка не предвидится, Украине придётся ещё долго искать дополнительные заёмные средства. Правительство должно предпринимать решительные шаги, чтобы не допустить банкротства НАК «Нафтогаз-Украины», «Укрзализницы», Пенсионного Фонда и так далее. Вот тут и хочется спеть песенку Владимира Высоцкого «Где деньги Зин…». Деньги для Украины могут найтись только от продажи госсобственности заинтересованным покупателям. Оппозиция может называть будущие шаги властей Украины сдачей национальных интересов страны, продажей независимости, только ничего иного не остаётся.

NB. В это время, Виктор Янукович рассказал о сокращении расходов на содержание госаппарата, парламентарии рассуждают о необходимости снизить свои зарплаты. В общем, всем надо ужаться в аппетитах своих «желудков», в том числе рядовым украинцам. Власть показывает в этом пример. Я ничуть не хочу сейчас бросить камень в правительство Азарова, в главу нашей державы… просто любопытно сравнить их «оклады», сокращение расходов на себя и поданные отдельными гражданами налоговые декларации. Вот где украинский Клондайк находится! Дело не в том, что украинским властям следовало бы вообще отказаться от зарплат, а в том, что мы обсуждаем проблемы ценой в миллион, но забываем о проблемах Украины на сотню миллиардов долларов.

В поисках панацеи

Печально видеть и слышать, как все проблемы Украины сведены к энергоресурсам. И тут, стоит обратить внимание на несколько моментов, которыми постоянно спекулирует украинская оппозиция. Украинцам постоянно внушают, что существует некий газ собственной добычи и дорогой газ, который Украина закупает у России. Дескать, стоит лишь пустить на внутреннее потребление граждан дешевый украинский газ, как одной проблемой станет меньше. Мол, пусть украинские олигархи сами разбираются с Россией и обеспечивают работу своих химических и металлургических комбинатов на дорогом газе, а маленький украинец будет варить галушки на дешёвом газе. Украинцам эта мысль по душе, он бы вообще мог прожить без государства, но вот в чем загвоздка, те же самые украинцы работают на всех этих предприятиях олигархов, пенсионеры получают пенсии, и в стране существуют некие социальные стандарты за счёт экспорта за рубеж продуктов украинской нефтехимии и металлургии. Остановка предприятий приведёт к «эффекту домино», когда за фактическим банкротством предприятий, последует невыплата пенсий и зарплат бюджетников.

Второй момент заключается в том, что продажа дешёвого газа населению, есть не что иное, как скрытая дотация граждан за счёт государства. При этом, ни один инвестор не будет вкладывать средства в геологоразведку и разработку газовых месторождений на Украине, если впоследствии ему придётся отпускать произведённый газ населению ниже рыночной стоимости. Само население, потребляя относительно дешёвый газ, будет лишено экономических стимулов, внедрять энергосберегающие технологии. Можно сколь угодно долго призывать население экономить газ, проводить рекламно-информационные кампании за счёт НАК «Нафтогаз-Украины», но если доля затрат на газ будет составлять малозначащую для населения сумму, то люди никогда не будут «конопатить окна» и ставить счётчики за потребляемый газ.

Низкие отпускные цены на энергоресурсы делают невыгодными любые энергетические проекты на Украине, о которых столь часто говорят в стране. Сегодня, в очередной раз Украина загибает пальцы по поводу внедрения технологий по выработке сланцевого газа. Никаких расчётов на этот счёт не делалось, но «сланцевый газ» стал очередной идеей фикс по спасению Украины от энергетической зависимости. Все уже забыли, что несколькими годами ранее, аналогичная эйфория наблюдалась по поводу производства биотоплива из рапса, которым Украина планировала «залить» всю Европу. Ранее были прожекты производства дешёвой энергии из угля, украинцы носились, что дурень с писаной торбой, с производством энергии из соломы и кизяка. Юлия Тимошенко «радовала» уши сограждан неким «Белым потоком» из Средней Азии, рассказывала о ливийской нефти и контрактах с «Газ де Франс». Если даже допустить, что производство газа из сланца возможно, то хочется узнать о сроках реализации этого проекта и его себестоимости? Опять-таки хочется спросить, кто согласится инвестировать в данный проект средства, если украинцы хотят иметь отпускные низкие цены на газ для себя лично?

Никто не отрицает необходимость думать о завтрашнем дне. Но беда Украины в том, что до «завтрашнего» дня ещё надо дожить. Всё это напоминает историю, когда больному, у которого закончился кислород, обещают подвезти его завтра. Но завтра будет труп, которому уже ничего не надо, кроме оркестра и венков на могилу. Очевидно, что никаких спасительных рецептов у нынешней оппозиции для Украины нет. Более того, у оппозиции нет никакого понимания всей нависшей над страной угрозы. В противном случае, они бы не стали устраивать все эти истерики по поводу «гуманитарных пытань», а показали всему народу Украины, каким иным образом можно вывести страну из кризиса, кроме как договариваться с Россией по газу за счёт базы ЧФ России в Крыму и продавать госсобственность. Разговоры на темы истории, языка не более чем попытка шантажа действующей власти с целью выбивания для себя неких политических уступок в попытке задержаться в политике.

Только при наличии стабильной и предсказуемой власти на много лет вперёд, возможно привлечение инвестиций в экономику страны и реализация тех же энергосберегающих проектов. У Украины уже нет вариантов для выхода из кризиса, чтобы устраивать их обсуждения. У Украины нет другой политической силы, способной взять на себя ответственность по выходу страны из кризиса.

Что такое кризис?

Сегодня все говорят о кризисе. Кризис – это излюбленная тема, позволяющая показать себя, как великого интеллектуала. Но что же на самом деле кризис по-украински? Кризис – это остановившиеся стройки в городе Киеве? Может это недостаток средств в Пенсионном Фонде? Всё это частности, за которыми никто не хочет видеть суть: кризис, это когда вся страна в целом, как единый организм работает долгое время себе в убыток. Когда внезапно оказывается, что продукты, произведённые предприятиями страны никому не нужны, а обеспечить себя самым необходимым она не может. Спустя двадцать лет, после обретения независимости, оказалось, что Украина вынуждена импортировать мясо, сахар, картошку и даже зерно, в случае неурожая. Украина не может себя обеспечить минимально-необходимыми продуктами питания, вынуждена привлекать внешние заимствования, чтобы выполнить взятые на себя социальные обязательства перед своим народом. Города не могут обеспечить населению подачу тепла и воды в квартиры, правительство не может компенсировать транспортникам средства от перевозки льготников. Вся страна кричит – дайте, а правительство не может сказать, что дать оно ничего не может. Ничего нет. Можно залезть в очередные долги, залатать бреши, но это лишь временная мера, только усугубляющая положение государства.

Украине необходима основательная ревизия всего того, что осталось после погрома народного хозяйства, который устроили «незалежники». Необходимо выделить те предприятия, которые страна должна продать в первую очередь, до той поры, пока в них есть необходимость у покупателя. Те производства, которые пока ещё могут быть интегрированы в технологическую цепочку российских корпораций, должны перейти в их собственность, и только в этом случае, мы можем ожидать инвестиции в них, рассчитывать на новые рабочие места и налоговые поступления в бюджет. Никто не будет вкладывать средства в чужой бизнес и это очевидно. Украине нужен не «прорыв», о котором твердила Юлия Тимошенко несколько лет назад, страна нуждается в трезвом руководстве, которое будет постепенно отодвигать страну от края экономической бездны. И выходить из кризиса страна начнёт только тогда, когда осознает всю нависшую надо собой угрозу. Без этого осознания, без понимания каждым гражданином страны необходимости непопулярных решений Украина обречена. Популизм «украинствующих» должен остаться в прошлом, как и они сами.

Сергей Лунёв

Мой блог находят по следующим фразам

Добавить комментарий