Давайте будем реалистами. США – банкрот. Ни тратя больше, ни собирая меньше налогов не поможешь этой стране оплатить её счета.
Что можно и нужно сделать – это радикально упростить налоговую систему США, систему здравоохранения, пенсионную и финансовую системы, каждая из которых сплошная путаница. В этом заключаются хорошие новости. Это значит, что каждая из этих систем должна быть перестроена для выполнения своих непосредственных задач с гораздо меньшими затратами на обслуживание, и в дальнейшем вдохнуть жизнь в экономику в целом.
В июле Международный валютный фонд опубликовал ежегодный доклад, посвящённый экономической стратегии правительства США. В нём содержатся такие слова: «Совет директоров фонда одобряет обязательства властей по стабилизации налоговой политики, но отмечает, что для стабилизации соотношения долг/ВВП будет требоваться нечто большее, чем просто корректировка бюджета».
Читая дальше Вы поймёте, что МВФ фактически объявляет США банкротом. Шестая глава ежегодного обзора утверждает, что «бюджетный дефицит Америки, связанный с нынешней налоговой политикой правительства просто огромен». И далее, «ликвидация бюджетного дефицита потребует ежегодной налоговой корректировки бюджета, сопоставимой с 14% американского ВВП».
Удвойте наши налоги
Представив 14% ВВП в перспективе, получим текущие федеральные расходы на уровне 14,9% ВВП. По мнению МВФ, для сокращения бюджетного дефицита (в расходной части), потребуется, по приблизительной оценке, немедленное и долгосрочное удвоение ставок федеральных налогов, а также всех сборов с граждан и компаний.
Такой рост налогов даже позволит Соединённым Штатам после ликвидации всех налоговых дефицитов остаться с излишком около 5% ВВП, что лучше, чем 9%-й дефицит. Другими словами МВФ считает, что Америке требуется в начале иметь избыток средств, чтобы в дальнейшем позволять себе те расходы, которые будут необходимы. И чем дольше страна будет оттягивать реализацию этих непопулярных мер, тем болезненнее они будут в дальнейшем.
В МВФ работают сумасшедшие?
Нет. Они просто выполняют свою работу. Комитет по бюджету Конгресса США в июне опубликовал свой долгосрочный обзор бюджета США, который показывает, что проблема даже гораздо шире.
«Неофициальные» обязательства
Основываясь на данных Комитета по бюджету Конгресса я вычислил бюджетный дефицит в размере $202 трлн., который в 15 раз превышает размеры официального долга. Это гигантская разница между «официальным» долгом и реальной чистой задолженностью неудивительна. Это то, что называется проблемой наименований. Конгресс был все эти годы крайне осторожным, называя большую часть обязательств «неофициальными», не указывая их в бюджете и откладывая возврат на неопределённое время.
Например, взносы в Агентство социального страхования называются налогами, а будущие доходы Агентства называются трансфертными платежами. Правительство совершенно спокойно может назвать эти взносы займами, а будущие поступления «возмещением этих займов, меньшим чем пенсионные начисления», с начислением процентов на любую разницу между обещанными и реальными выплатами.
Бюджетный дефицит не скрыть переименованием. Она является единственной теоретически правильной мерой долгосрочной налоговой политики, потому что учитывает все расходы, неважно как они называются и объединяет долго- и краткосрочную политику.
Счёт в $4 триллиона. Как может быть таким большим бюджетный дефицит?
Очень просто. Сейчас мы имеем 78 миллионов граждан, родившихся во времена «бэби-бума». Когда все они выйдут на пенсию, то захотят забрать накопления из службы социального страхования, из служб медицинского страхования Medicare и Medicaid, а эта сумма, в среднем, превышает ВВП на душу населения. Расходы на эти выплаты будут составлять до $4 трлн. «сегодняшних» долларов ежегодно. Конечно, экономика США будет развиваться в ближайшие 20 лет, но и она не настолько велика, чтобы выносить год за годом такую нагрузку.
Вот что происходит, когда Вы вступаете в гигантскую финансовую пирамиду. Она выстраивается на протяжении 60 лет. Забирает деньги у молодых и отдаёт их старикам, и каждый раз сваливает ответственность на следующее поколение.
Герберт Штейн, глава Комитета экономических советников при президенте Никсоне, часто повторял одну и ту же фразу: «То, что не может продолжаться – закончится». Здесь есть доля истины. Пирамида Дяди Сэма закончится. Но закончится слишком поздно.
И закончится в очень отвратительной манере. Наиболее вероятно, что будут сильно урезаны пенсии и другие социальные выплаты. На втором месте – астрономический рост платежей в социальные службы, который приведёт к отсутствию у молодёжи стимулов работать и сберегать. А третий и самый простой – правительство напечатает безбрежное количество денег и оплатит все свои счета.
Хуже, чем Греция
Вероятнее всего, мы увидим комбинацию всех трёх вариантов с драматическим ростом бедности, налогов, процентов и цен. Эта ужасная дорога «под горку», по которой сейчас приходится идти – пока единственное, что у нас есть. И трейдеры по облигациям могут радоваться ещё долго, пока не проснутся и не осознают, что Америка в худшем экономическом положении, чем Греция.
Некоторые кейнсианцы скажут, что любые сегодняшние стимулирующие меры правительства не повлияют на нашу возможность иметь дело с бюджетным дефицитом в долгосрочном периоде.
Это неправильно, потому что существует арифметика. Бюджетный дефицит – это кредитная карточка правительства на которую каждый год начисляются проценты — 14% ВВП. Если в этом году не заплатить, то сумма процентов просто добавится к основному долгу.
Экономисты, исповедующие теорию спроса скажут, что для роста экономики и увеличения налоговых поступлений необходимо отказаться от сдерживания расходов на 14% ВВП, и даже тратить ещё больше.
Мой ответ? Давайте будем реалистами. А если нет, тогда лучше пойти и повеситься вместе с такими же врунами-экономистами «теории предложения». Наша страна разорена и не может позволить себе безболезненных, всем удобных решений.
Автор – Лоуренс Котликофф, профессор экономики Бостонского университета, член Американской академии искусств и наук, сотрудник Национального бюро экономических исследований, член Эконометрического общества, бывший главный экономист и Президент Комитета экономических советников при Президенте США.