Гору Воттоваара в Карелии суеверные люди считают местом средоточия злых сил и мостом в иной мир. Какие же тайны на самом деле скрывает Смерть-гора?
Ни один уважающий себя исследователь никогда не скажет, что раскрыл все загадки в своей области. Вот и петрозаводские археологи утверждают, что на карте Карелии еще имеется множество белых пятен. Например, древний культовый комплекс на горе Воттоваара. Одно название этого комплекса в народе чего стоит: Смерть-гора.
Гора Воттоваара является самой высокой точкой Западно-Карельской возвышенности — 417,3 м над уровнем моря, и до ближайшего населенного пункта от нее километров тридцать, не меньше. От геологов мы узнали, что около 9 тысяч лет назад на том месте, где стоит Воттоваара, произошло мощное землетрясение, в результате которого образовался гигантский провал. Так в центре горы возник естественный амфитеатр, усеянный маленькими озерками и скалами. Карельские ученые считают, что Воттоваара — это уникальный геологический памятник. Оказывается, не только геологический. В последние годы Смерть-гора стала местом паломничества последователей различных мистических направлений, утверждающих, что это — место средоточия злых сил и мостик в иной мир.
Итак, нам предстоял нелегкий поход на Воттоваару. Высаживаемся на берегу Воттозера и уходим на северо-восток в сторону горы. По заболоченной северной тайге нам нужно было пройти около пяти километров. Даже налегке скорость нашего передвижения невелика, поскольку исхоженных троп здесь не сыщешь. Примерно на середине пути аккуратно минуем безлесное болото, откуда уже открывается вид на гору. Выбираемся на старую лесовозную грунтовку и уже по ней достигаем подножия крутого западного склона. Подъем занимает не меньше получаса и осложняется завалами из упавших сухих деревьев, через которые надо буквально продираться. Склон представляет собой каменные террасы, поросшие мхом. Нога скользит по ним даже в сухую погоду. Сосны и ели чередуются со старыми вырубками и следами лесных пожаров. Наконец добираемся до вершины. Она представляет собой скальное плато, кое-где покрытое деревьями причудливой формы и высоты. Например, старые, сто- и двухсотлетние сосны здесь не выше двух метров. А когда видишь здешние березы, кажется, будто какая-то неведомая сила специально их закручивала.
Но нас интересовала не здешняя природа. На вершине Воттоваары на площади примерно в шесть квадратных километров находится около 1600 камней, уложенных в некоем таинственном порядке. Ученые предполагают, что это древний культовый комплекс. Камни Воттоваары можно смело назвать сейдами. Сейд — культовый камень-валун или обломок скалы, искусственный характер вычленения которого из окружающей среды очевиден, то есть имеет явные признаки воздействия человека. Наиболее плотная концентрация камней-сейдов — на самой высокой точке гряды и по склонам амфитеатра. Камни располагаются преимущественно группами от двух до шести штук. Некоторые крупные камни, вес которых достигает примерно трех тонн, поставлены на «ножки», то есть уложены на несколько камней поменьше. Большинство камней лежит по берегам древних водоемов и обрывов. Сейды очень гармонично вписываются в рельеф горы — сказочный, вздыбленный хаос следов древнего землетрясения. Кто, когда и зачем поставил здесь эти камни?
Никаких предметов, которые позволили бы датировать памятник, до сей поры не найдено. Геологи пробурили дно озера в центре амфитеатра и взяли образцы грунта. Анализ показал наличие мощного пласта фосфора, образовавшегося в течение ограниченного периода времени. Одна из версий «фосфорной аномалии» — многочисленные акты жертвоприношений подле сейдов, в результате которых появились залежи костей животных. Возможно, и само название — Смерть-гора — связано с многочисленными кровавыми жертвоприношениями.
Обычно подобные объекты относятся к саамской традиции. Но, как предполагает карельский археолог Марк Шахнович, комплекс на Смерть-горе, по всей видимости, гораздо древнее и входит в комплекс мегалитических сооружений, возведенных по европейскому побережью Атлантики от Испании до Норвегии в бронзовом веке. Возможно, поиски с металлоискателем помогут найти тот вещдок, который позволит точнее определить дату строительства памятника. Все же остальные догадки пока относятся исключительно к области гипотетических предположений.
Например, есть версия, что возраст комплекса около 2000 лет, а идея его сооружения принадлежит северным племенам гипербореев — жителям древней северной страны Гипербореи. По саамским же поверьям, это место является средоточием злых сил: здесь растут уродливые деревья, почти отсутствует фауна, озера мертвы.
Немало загадок подкинула ученым одна из самых поразительных здешних находок — «лестница в небо». Так прозвали неизвестно кем и когда вырубленные в скале тринадцать ступеней, заканчивающихся глубоким обрывом. Археологи со всей ответственностью заявляют: у здешних племен в древности просто не существовало «идеи лестницы», как у других племен не существовало «идеи колеса». Вопрос об искусственном или естественном происхождении ступеней пока еще не нашел своего окончательного решения.
Мы попытались понять замысел древних архитекторов и попробовали составить хотя бы примерный план комплекса на местности. Однако на бумаге не вырисовывалась четкая фигурная композиция, например круговая, спиральная или квадратная. А различный возраст камней указывает на то, что комплекс, возможно, формировался довольно продолжительное время. Скорее, на Воттовааре мы имеем дело с грандиозным, не имеющим аналогов в мире культовым комплексом, где в течение столетий отправлялись жертвенные обряды.
По словам Марка Шахновича, исследователями выделяются у саамов две линии верований — культ сейдов как покровителей промыслов (сейды зооморфного вида) и культ предков (сейды антропоморфного вида). Интересно, что поклонение сейдам среди саамов имело место почти до 10-х годов XX века. Это может означать, что формирование комплекса могло продолжаться вплоть до этого времени.
Не менее занимателен и другой вопрос. Почему именно Воттоваара была избрана древними людьми в качестве места, наиболее подходящего для ритуальных таинств? Оказывается, пока ученые в течение нескольких лет проводили на Воттовааре свои исследования, слух о таинственной горе быстро распространился среди любителей всего необычного. Самодеятельные экспедиции потянулись сюда вереницей. И сегодня здесь едва ли не самые частые гости — экстрасенсы. Раз в году на горе традиционно собираются самые авторитетные колдуны и маги со всей России. Что их сюда влечет? Как рассказали «Итогам» сами участники подобных сборов, больше нигде в России они не испытывают столь тесного контакта с космосом. По словам экстрасенсов, энергетика этого места необычайно высока, она подпитывает их внутренние силы, словно мощный аккумулятор. Они называют Воттоваару «акупунктурной» точкой, через которую планета, словно через антенну, осуществляет энергоинформационный обмен с космосом. Проверить это довольно сложно, и остается поверить профессионалам магии на слово. Но не исключено, что и древние обитатели этих мест могли знать о необычных свойствах горы Воттоваара, и потому, когда перед ними встал вопрос о том, где должна находиться «страна жертвенных идолов», им долго размышлять не пришлось.
К сожалению, серьезных физических исследований на Воттовааре пока не проводилось. Кто знает, возможно, измерения радиационного фона и электромагнитного излучения помогли бы понять природу этого феномена и объяснить происходящие здесь весьма странные явления. Слушая рассказы побывавших здесь людей, только диву даешься. Многие отмечают аномальное воздействие горы на механизмы и электронную аппаратуру и даже на организм человека. В отчетах нескольких экспедиций можно найти немало описаний того, как наблюдалась одновременная остановка наручных часов сразу у нескольких членов экспедиции, в цифровых фотоаппаратах вдруг оказывались переполненными «свежие» флэш-карты, у некоторых исследователей начиналось носовое кровотечение, люди не могли часами выйти к хорошо видимой цели.
Когда мы шли на Воттоваару, нас предупреждали о том, что не стоит далеко отходить от лагеря. Говорили о том, что, оставаясь на горе один, человек начинает испытывать чувство необъяснимого нарастающего ужаса — почти как в знаменитом триллере «Ведьма из Блэр». Хотите узнать наши впечатления? Честно говоря, заблудиться нам так и не удалось, собственно, мы к этому и не стремились. Чувство ужаса или паники нас не преследовало. Скорее, испытанные нами ощущения были иного порядка — чувство одиночества, оторванности от остального мира, но такие же ощущения можно испытать в любом диком, удаленном от цивилизации месте, где царят безмолвие, спокойствие, где чувствуешь, что именно в эту минуту, именно в этом месте ты находишься один на один с вечной природой.
Впрочем, не исключаю, что впечатления некоторых людей о пережитом ужасе могут иметь под собой основания. Не зря же у саамов существовало большое количество запретов, связанных с посещением подобных мест: запрещалось громко говорить, сюда не допускались женщины и дети, не приветствовался приход из чистого любопытства, без жертвенных целей, к некоторым, наиболее «сильным» камням запрещено было не то что прикасаться, а даже близко подходить, и тогда приходящий просто бросал в качестве жертвы обмазанный кровью камень.
Среди местных жителей Воттоваара традиционно пользуется дурной славой. Дорогу к ней вам, может, и подскажут, но посмотрят при этом на вас так, будто вы только что свалились с Луны. А старушки у вас за спиной еще и перекрестятся.
Когда мы возвращались из Петрозаводска, по случайности нашим соседом по купе оказался председатель Комитета по физкультуре, спорту и туризму Карелии Евгений Коткин. Разговорились, и в том числе речь зашла о Воттовааре. По словам нашего собеседника, «дикий туризм» сегодня способен нанести непоправимый ущерб археологическим памятникам Воттоваары и потому было бы правильно передать этот культовый комплекс в аренду «серьезной организации», которая смогла бы обеспечить сохранность древних памятников и надлежащий прием туристов. При этом он подчеркнул, что гора еще недостаточно изучена и ее посетители могут подвергаться всевозможным опасностям, а потому, если они все же решили отправиться туда, то должны помнить, что вся ответственность за посещение горы лежит только на них.
До сих пор пытливый исследователь может найти в глухих таежных уголках Карелии памятники, которые часто не укладываются в систему логических представлений современного человека. И комплекс на горе Воттоваара — один из таких.