Георгия Гурджиева сравнивают то с графом Калиостро, то с Григорием Распутиным, то с пророчицей теософии Еленой Блаватской. Ему приписывают тайную власть над вождями политических диктатур. За ним тянется шлейф самых неожиданных легенд, где возникают Гитлер, Сталин и Берия…
Этот человек был и остается одной из самых загадочных фигур ХХ века. Избранный из избранных, великий учитель, чуть ли не пророк – для одних. И такой же великий, но проходимец и шарлатан – для тех, кто не мог и не может его принять. Его жизнь – одна из любопытнейших страниц бурной эпохи войн и революций. Еще накануне Первой мировой войны Гурджиев – кавказский простолюдин – собрал вокруг себя кружок московских и петербургских интеллигентов, предложив им весьма оригинальный рецепт духовного освобождения. А уже после Октябрьской революции, оказавшись за пределами России, он то же самое проделал с американскими и европейскими интеллектуалами.
Авторы документальной ленты пытаются узнать, кто же такой Георгий Гурджиев на самом деле. Миссионер тайных правителей мира, обитающих в Тибете? Гипнотизер и гуру, решавший политические ребусы? Изобретатель техники психического воздействия на массы, инструмент угрозы в руках деспотов и тиранов? Однозначного ответа на эти вопросы не знают даже последователи и ученики Гурджиева, общавшиеся со своим учителем долгие годы. В фильме показано много фотографий и видео из архива Георгия Ивановича Гурджиева!
Георгий Иванович Гурджиев — психолог, философ, учитель и мистик, автор детально разработанного учения о «четвертом пути» внутренней реализации человека. Он добровольно принял на себя миссию, направленную на подъем духовности стран Запада.
Половину своей жизни Гурджиев провел в поисках эзотерического Знания, обучаясь в тайных школах и монастырях, как Востока, так и Запада. Как человек глубочайших знаний и реализованный маг он оказал сильнейшее воздействие на самые различные слои общества Европы и Америки.
Знания, данные Гурджиевым, опередили его эпоху на сотню лет. Только сейчас, с развитием информационных технологий и нейрофизиологической психологии, стали понятны его идеи об управляющих центрах психики человека. Однако некоторые идеи Гурджиева еще ждут своих «открывателей».