Мифы о развитии ребенка, создаваемые производителями игрушек
«Куклы вовсе не современное изобретение. Это игрушка, о которой можно с полной уверенностью сказать: «стара, как мир». Издревле человек создавал себе не только видимый, но и осязаемый образ – идола, божество с грозным ликом, хранителей домашнего очага и спутников на охоте, помощников в каждом деле и ремесле.
Куклы символизировали человека, и многие народности верили, что все, производимое над куклой, произойдет с самим человеком. Куклы были гарантами домашнего достатка, плодовитости хозяйки, урожая земель и пастбищ, передавались от женщины к женщине внутри рода и оберегались подобно несметным сокровищам. Куклы сопровождали и мужчин на охоту или войну, помогали вернуться домой. Больному рядом на постель клали определенную куклу – она «забирала» болезнь. Новорожденному делали куклу, она повсюду была с ним и служила «оберегом» от дурного глаза.
Древние куклы делались из самых подручных средств: женщина остригала волосы, скручивала их в жгут, укладывала в полотняный мешочек. Сворачивали холстину, или обматывали деревянную чурочку тканью – получался «младенчик». Кукол лепили из золы, глины, выстругивали из дерева и кости, вытесывали из камня, скручивали из травы.
С точки зрения психологов кукла – культурный предмет, несущий в себе зашифрованные «способы действования». То есть, игрушка сама по себе уже исполняет роль воспитателя.
Как дети играют в куклы? До пятилетнего возраста все малыши так или иначе интересуются куклами – кормят, одевают, укладывают спать, то есть, повторяют все действия собственной матери. В дальнейшем игры отличаются в зависимости от пола.
В сюжетно-ролевых играх в «дочки-матери» или «семью» происходит конкретизация и развитие многих компонентов материнской сферы. Особенно важно, чтобы девочка принимала на себя роль матери (то есть, игра с куклой-младенцем, или другими детьми, которые берут на себя роль ребенка). Игры с куклой-младенцем обязательны в «Эдиповой фазе» (3-5 лет), они позволяют «примерить» на себя роль родителя, переживать соответствующие эмоции. Неудовлетворение этой потребности может исказить психосексуальное развитие девочки, создать чувство собственной неадекватности.
«Проживание в роли состояний своего персонажа (идентификация с ним, моделирование в игровых ситуациях реальных событий из жизни дает возможность «отработки» не только мотивационных основ, но и операционального состава материнской сферы. С этой точки зрения сюжетно-ролевая игра в дочки-матери не может быть заменена режиссерской (например, с Барби).
Условность игрушки позволяет свободно разыгрывать различные ситуации, наделять куклу разными свойствами и способностями, помогая формировать свой собственный образ младенца и способы взаимодействия с ним. Усиление конкретности в образе куклы, наделение ее определенными свойствами (движения, звуки и т.п.) обедняют собственную фантазию ребенка и «клишируют» игровые действия по обыгрыванию именно этих свойств. Приближенность образа к реальному младенцу и богатство атрибутики предпочтительна для детей старшего дошкольного возраста, однако только при условии полноценного развития игры с более обобщенной игрушкой.
В игре с куклой участвует и отношение взрослых как к самим куклам, так и к играм девочки».
(Филиппова Г.Г. Психология материнства. – Эту книгу настоятельно рекомендую!)
Желательно, чтобы кукла стала максимально обобщенным образом – мы помним, чем меньше «продумана» игрушка, тем лучше развивается фантазия ребенка. Самое лучшее, если мама делает игрушки (и куклы) сама, да еще вместе с ребенком устраивает кукле «хозяйство» и «гардероб». Материалы, конечно, нужно выбирать натуральные, приятные на ощупь. Кукла должны быть мягкой и податливой, чтобы ее легко было тискать и обнимать, изменять ей позу – этим условиям лучше всего удовлетворяют тряпичные куклы. Выражение лица куклы – нейтральное, чтобы ребенок «изменял» ее эмоции по игровой ситуации. Глаза и рот лучше обозначить символически, не прорисовывая детально.
Вальдорфская кукла отвечает не только этим требованиям, но также и особенностям набивки. Голова должна быть значительно плотнее, нежели тело – эта разница набивки головы и туловища не соблюдается в остальных куклах. Текстильные куклы обычно полностью мягкие, пластиковые – полностью твердые. Ведь у человека голова значительно «тверже» тела. У Барби же пропорция обратная: мягкая резиновая головка и твердые пластиковые конечности.
Недолговечность материалов, из которых изготавливается вальдорфская кукла, побуждает ребенка бережно с нею обращаться. Это не значит «не ломать игрушку, потому что она дорогая» или «мама так старалась шить, а ты не ценишь». Мы помним, что кукла для ребенка – живое существо, и он обращается с нею так, как будет относиться к своим близким.
Некоторые писали о том, что девочки любят мыть кукол, и для этой цели лучше подходят пластиковые. Но ведь тряпичные куклы просто дольше сохнут, их тоже можно «постирать».
Облик куклы не должен иметь:
• неправильные пропорции («Братц» или «Барби» и аналоги),
• сексуальность (те же куклы),
• дырку во рту или другие «дефекты» (кукла-младенец с вынимающейся соской), зажатые в руках предметы (такие куклы остались в одной ситуации и их нельзя «перенести» в другие),
• застывшее раз и навсегда выражение лица (например, плачущее или смеющееся; лучше спокойное, нейтральное).
Для детского восприятия и психики совершенно не подходят куклы с вынимающимися внутренностями (есть такие «пособия по изучению анатомии для детей»), с половыми органами, отдельные головы или головы с торсом (куклы-манекены для игры в парикмахерскую и пр.). Так называемые «интерактивные» куклы, умеющие производить различные действия (плакать, говорить, пить и пИсать) останавливают не только фантазию девочки, но и диктуют собственные условия игры, определяют круг обязанностей «хозяйки».
Как верно заметили отвечавшие на вопрос о куклах, девочки постарше (после десяти лет) играют уже не с куклами-младенцами, а во «взрослую жизнь» — выдают кукол замуж, и т.п. Но и для этих сюжетов Барби не подходит – она слишком оторвана от жизни, в ее мир нельзя проникнуть, его можно только наблюдать со стороны. В младшем подростковом возрасте нас смену игре в «семью» и «дочки-матери» приходит режиссерская игра – управление сюжетом, помощь в игре младшим. Особенно хороша драматизация, театральные или бумажные куклы (лучше, если их рисует сам ребенок). Вместо использования Барби и прочих «модных» кукол лучше научить девочку изготавливать куклы-марионетки, куклы из термопластика (на шарнирах, с гнущимися конечностями), театральные куклы. Также для старшего возраста (после семи лет) подходят этно-куклы, изображающие людей различных национальностей.
Негативное влияние «Барби»:
— ранняя сексуальность;
— «культ красоты» и материальных ценностей;
— стремление к позиции потребителя;
— низкая самооценка (обычные девочки никак не подходят под «эталон Барби», отчего начинают чувствовать себя неполноценными, некрасивыми);
— отсутствие возможности «проживать» родительские роли – Барби совсем не похожа на маленькую девочку, о которой надо заботиться;
— игрушка «управляет» игрой, а не ребенок. Барби – потребительница, ей нужно покупать дорогие аксессуары, а также «бой-френдов» и «подруг».
Играть Барби в «дом» и «семью» попросту невозможно. Она провоцирует совершенно другие игры (сексуальное содержание, отсутствие реальной деятельности – ведь Барби не ходит на работу и не ухаживает за детьми). В Барби невозможно вселить какой-либо образ, она бездушная вещь, предмет, а не «живой человек», которым, конечно, для девочки предстает кукла…»
Мифы о развитии ребенка, создаваемые производителями игрушек
1. Чтобы развитие состоялось, должны быть развивающие игрушки.
Это база, основа основ. Всё, нет игрушек — нет развития. И вот свежеиспеченный родитель вместе с пачкой памперсов тащит домой 10 кило игрушек, из которых 9 кило 800 грамм абсолютно бесполезны для младенца.
Правда в том, что развитие идет само по себе, если не держать ребенка одного в темном чулане. Было же время, когда не построили еще магазин Детский мир. Лет эдак 500 или 1000 назад. Как-то ведь дети развивались?
2. Чем игрушка навороченней, тем лучше она всё развивает.
Этот миф ведет к выпуску и покупке ужасающих многоцветных монстров, которые звенят, играют мелодии, разговаривают дурным голосом и вообще задалбывают родителей на второй день своего присутствия в доме.
Правда в том, что самые простые бытовые вещи работают в качестве развивающих игрушек не хуже, а то и лучше магазинных чудес.
3. Хорошие развивающие игрушки — непременно дорогие.
Ну а что вы хотите? Хотите развития — выкладывайте денежку. Или хотите, чтобы ваш ребенок стал умственно-отсталым? Если так, то можете не покупать нашу разноцветно-шуршаще-гремящую суперразвивающую игрушку за 2500 рублей.
4. Развивающие игрушки могут развивать ребенка сами, без участия родителей.
Вот пришел родитель в магазин игрушек, долго бродит между полок, ужасается на ценники выбирает. Выбрал монстра с полусотней функций, кучей кнопок, человечьим языком разговаривающего (возможно, с китайским акцентом, ну да ладно). Ну, думает, наконец-то! Наконец чадо моё разовьется! Теперь уж точно разовьется! Не даром же эта хреновина столько стОит.
Родитель пришел домой, вручает монстра чаду, дыханье затаил – ну как? Развивает или нет? А чадо поковырялось в кнопочках минут 5 и уползло по своим делам.
А ведь Л.С.Выготский рассказывал нам про зону ближайшего развития. Про то, что с участием родителя ребенок сможет сделать то, с чем один справиться пока не в состоянии. И банальная пирамидка, освоенная с помощью взрослого, даст в плане развития больше, чем очная ставка с чудом враждебной техники.
5. Миф о счастливом детстве.
Счастливое детство – это много ярких и веселых игрушек!!!
Проведем эксперимент — наберем в поисковике текст «счастливое детство». Первое, что вывалится – это пачка игрушечных интернет-магазинов. «*Название компании* — всё для счастливого детства!», «Счастливое детство с интернет-магазином детских товаров *название магазина*» и т.п. Счастливое детство пытаются ассоциировать не с материнской лаской, не с полетом на качелях под небеса, не с чем-то таким сладко-трепетно-неуловимым, как аромат бабушкиных пирожков, а с покупными вещами.
— Скажите, а Счастливое Детство у вас почём?
— 20 тысяч в месяц.
— Ой, а что так дорого? Подешевле ничего нет?
— Подешевле – это уже не Счастливое, это Обычное Детство. У нас, кстати, сейчас распродажа Несчастного Детства – всего по 3 тысячи. Берите, пока осталось.
6. Раннее развитие необходимо.
Не будем углубляться в старый спор о том, нужно или нет раннее развитие. Ясно одно – к чему бы там ни пришли педагоги с психологами, а производители игрушек будут твердо держаться за версию о его необходимости. Потому что это очень выгодно.
Вот текст с одного сайта, продающего комплект для обучения чтению «с пеленок» за 6 тыщ (!) рублей (пунктуация оригинала сохранена): «Система раннего интеллектуального развития это уникальная возможность начать развитие малыша с самого рождения. Система эффективна для раннего развития детей, когда происходит формирование растущего мозга».
Очень простой принцип – главное, напихать в рекламный текст побольше слова «развитие» (зато некоторые знаки препинания можно спокойно опустить).
«Уникальная возможность начать развитие малыша с самого рождения» — то есть иначе его развитие остановится сразу после рождения (см. миф № 1). На этом сайте особенно умилительно смотрятся отзывы родителей – «Спасибо компании за то, что раннее развитие наших детей стало возможным!»