Секретные военные объекты, оставшиеся после распада Советского Союза, разбирают на металлолом. Сегодня мы публикует несколько историй о судьбе советских стратегических объектов, оказавшихся ненужными в современной России.
Подземная гавань для подводных лодок в районе бухты Павловского на юге Приморья в советское время считалась сверхсекретным объектом. Еще со времен Второй мировой войны отсюда уходили подлодки. А когда в 60-х годах прошлого столетия обострились отношения с США, правительство СССР решило обезопасить свой подводный флот, построив противоатомный тоннель для субмарин, пишет газета.
В Приморье разграбили подземную гавань для подлодок
В советское время этот объект в районе бухты Павловского на юге Приморья считался сверхсекретным.
Еще со времен Второй мировой войны отсюда уходили подводные лодки. А когда в 60-х годах обострились отношения с Америкой, правительство СССР решило обезопасить наш подводный флот, построив противоатомный тоннель для субмарин.
— Изначально здесь планировался судоремонтный завод-арсенал, — рассказывает Ярослав Ливанский, командир отряда «Авиапоиск». — Но потом то ли из-за нехватки средств, то ли в силу еще каких-то причин решили построить просто подземную гавань-укрытие для дизельных и атомных подлодок.
В конце 60-х прямо в скале закипела работа. Глубина и ширина подводного канала составили около 7 метров, а общая площадь гавани — 4 тысячи квадратных метров. Объект был практически готов, когда строительство резко прекратили. Слухов ходило множество, но истинную причину этого военные так и не раскрыли.
— То ли у США появилось новое оружие, которое сводило на нет всю затею с подземным укрытием для субмарин. То ли, пока шло строительство, появились новые дизельные субмарины, более крупные, и они попросту не смогли бы войти в уже сооруженный подводный тоннель, — поясняет Ярослав Ливанский.
В конце 70-х объект законсервировали, выставив охрану, а позже просто бросили. Местные жители вскоре растащили его на металлолом.
Глубина и ширина подводного канала составили около 7 метров, а общая площадь гавани — 4 тыс. кв. метров. Объект был практически готов, когда строительство резко прекратили. В конце 70-х объект законсервировали, выставив охрану, а позже просто бросили. Вскоре местные жители растащили его на металлолом.
Ракетные шахты в Красноярском крае залили бетоном
Заброшенная база Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) под поселком Кедровый, в 30 километрах от Красноярска, хорошо известна местным «сталкерам». На территории, помимо ангаров, находятся подземные сооружения, взорванные или залитые бетоном ракетные шахты.
— База появилась в 1962 году, когда 6-я Венская Краснознаменная гвардейская ракетная дивизия передислоцировалась в Красноярский край с запада, — рассказывает глава администрации поселка Кедровый Галина Васильева. — Позднее, в 70-х, рядом с ракетной базой образовался целый военный поселок, носивший название «Красноярск-66».
В 2002 году часть РВСН расформировали, ракеты разобрали, вывезли, часть шахт залили бетоном, а другие взорвали. Некоторые из них все же уцелели. Теперь они пользуются популярностью среди экстремалов и охотников за металлоломом, пишет издание.
В военном поселке «Москва-279» отдыхают рыбаки и орнитологи
На берегу моря Лаптевых, на полуострове Таймыр, есть военный поселок Костистый. В свое время у него было засекреченное название — «Москва-279». Объект существовал для обеспечения работы резервного аэропорта. Военная база появилась здесь в 1939 году. Там располагались войска ПВО, имелись радиорелейные подразделения и авиация.
Бетонной полосы в аэропорту не было, вместо нее использовалась длинная коса, намытая за сотни лет мелкой галькой. Ее укатывали летом, а зимой она смерзалась сама. На эту гальку и садились самолеты.
В начале 90-х войска вывели, технику бросили. Жившие рядом с военными гражданские тоже стали постепенно выезжать.
Сейчас Костистый пустует. Пару лет назад оттуда ушел последний житель, бывший начальник аэродрома, до последнего живший возле взлетной полосы. На берегу стоят деревянные дома, в которых останавливаются охотники, рыбаки и орнитологи. Но здания ветшают, и через несколько лет там ничего не останется.