Разъяснения символа «Колесо Сансары»
данные Еше Лодой Ринпоче. Начните же путь свой и изгоните неведение, на стезю учения Будды вступив. Словно слон тростниковую хижину, сокрушите Ямараджу — Владыку Смерти.
Тот, кто бдительно охраняет нравственность и следует этому учению о подчинении ума, сможет оставить круг перерождений и прийти к окончанию всех страданий.
С помощью этого символа «Колесо Сансары» можно разъяснять ущербность круга перерождений и благие качества обретения освобождения. Изображение называется «Колесо Сансары», потому что оно ясно учит нас тому, чем является сансара.
1) Ущербность круга перерождений.
Это можно объяснять, опираясь на три пункта:
1) Причина круга перерождений;
2) Места, где происходят перерождения;
3) Почему это называется «Колесом Сансары».
1.1. Причина круга перерождений
Существуют две такие причины. Это наши действия — карма и разрушительные эмоции — клеши, и из них разрушительные эмоции подобны корню. Эти разрушительные эмоции можно свести к трем основным: к страсти, гневу и неведению. Неведение является корнем страсти и гнева, поэтому именно оно является первичной причиной сансары. Для того чтобы показать это, в центре «Колеса Сансары» изображены курица, свинья и змея. Курица символизирует страсть, змея — гнев, а свинья — неведение.
Хотя существует множество типов кармы, накапливаемой с помощью разрушительных эмоций, их можно свести к двум типам: благая и неблагая карма. Благая карма ведет к перерождению в высших мирах, а неблагая — к перерождению в низких формах жизни, и, чтобы показать это, второй круг «Колеса Сансары» разделен на черную и белую половины. Это символ того, что обитатели высших миров пришли туда, следуя белому пути, а обитатели низших форм существования пришли к своему состоянию, следуя черному пути. Таким образом, Арьи увидели эту истину о причине всех страданий и неудовлетворенности.
1.2. Места, где перерождаются
Ады, голодные духи и животные называются низкими формами жизни, а небожители, асуры и люди — это обитатели высших миров, которые образуют шесть измерений. Если объединить небожителей и людей, то все можно свести к пяти измерениям существования. Для того чтобы показать это, «Колесо Сансары разделено на пять или шесть секций.
1.3. Почему это названо «Колесом Сансары»
Только благодаря собственным деяниям и разрушительным эмоциям живые существа перерождаются из высших миров в низкие формы существования и обратно, и, так как этот процесс повторяется снова и снова, его называют «Колесом сансары». Перерождаясь в аду, живое существо испытывает страдания холода и жары, в сфере голодных духов страдает от голода и жажды, в сфере животных — от собственной глупости и неведения. Кроме этого, обитатели высших миров, небожители и люди тоже подвержены страданиям низких миров, хотя их ситуация, тела и возможности намного лучше, но мы видим, что и они испытывают много страданий от рождения, старости, болезни и смерти. Кроме того, мы накапливаем много неблагой кармы из-за страха встречи со страданием и расставания с приятным, что неминуемо приводит к необходимости вкусить страдания низких форм жизни. Говоря вкратце, это означает, что кем бы мы ни рождались в шести мирах живых существ, мы нигде не будем свободны от природы страдания в силу наших собственных действий и разрушительных эмоций. Арьи увидели эту истину о природе страдания, присутствующую во всех мирах, во всех телах и во всем, чем обладают живые существа, и назвали это истиной о страдании.
2) Как мы перерождаемся
Это возможно понять, занимаясь созерцанием двенадцатичленной формулы взаимозависимого происхождения явлений в прямом и обратном порядке. Эта формула такова: 1) неведение, 2) формирующий импульс, 3) возможности сознания, 4) распознавание воспринимаемых объектов, 5) шесть врат и шесть объектов чувств, 6) контакт органов чувств с объектами, 7) переживаемые ощущения, 8) влечение и отвращение, 9) стремление удержать приятное, 10) готовность к бытию, 11) рождение, 12) старость, болезнь и смерть.
Следующие три элемента являются проявлениями разрушительных эмоций: первый элемент — неведение, восьмой — влечение и отвращение и девятый — стремление удержать приятное. Второй и десятый элементы — это проявления кармы или истина о причине страданий. Оставшиеся семь звеньев — это истина о страдании, которая учит нас истинному закону причины и следствия. Например, три элемента проявления разрушительных эмоций порождают два элемента кармы, а два элемента кармы порождают остальные семь элементов, которые в свою очередь снова порождают три элемента разрушительных эмоций, и таким образом все это вращается подобно колесу. Внутри внешнего круга «Колеса Сансары» изображена слепая старуха, бредущая на ощупь, — это символ первого элемента — неведения. Далее, по часовой стрелке, расположены символы остальных элементов, заканчивающиеся изображением старика, несущего труп, который символизирует старость, болезнь и смерть.
Все «Колесо Сансары» находится в объятиях устрашающего и злобного существа — это символ того, что никто из рожденных в этих мирах не избегнет смерти. Это напоминание о непостоянстве и смерти.
3) Благие качества обретения освобождения
Таким образом, поняв ущербность сансары, если мы не желаем вкусить эти страдания, то мы должны осознать истину об их прекращении. Необходимо осознать неведение как коренную причину, порождающую эти страдания, и затем методически практиковать отказ от неблагих деяний и разрушительных эмоций. Для того чтобы достичь этого, нужно опираться на истину о пути. Прежде всего, упражняйте ум в осознании непостоянства и смерти, затем тщательно проанализируйте все действия с точки зрения благого и дурного, и, постепенно продвигаясь по пути, в конце концов, мы достигаем осознания отсутствия в сансаре цели, достойной обладания, и всепроникающую природу неудовлетворенности и страдания. На основе чувства отречения, порожденного этим осознанием, мы совершенствуемся в практике нравственности. Успокоив, таким образом грубые, внешние отвлечения, мы совершенствуемся в практике созерцания, умиротворяя тонкие, внутренние отвлечения. Затем, для освобождения своего сознания от внутренней несвободы, мы совершенствуемся в практике различающей мудрости, прямо познающей значение отсутствия самосущей природы индивидуума и явлений. Постепенно исчерпывая все разрушительные эмоции, такие как неведение и прочее, в конце концов, мы освобождаемся от всех форм неудовлетворенности и страдания, обретая мир и свободу. Всему этому спонтанно учит символ «Колесо Сансары».
Кроме того, ниже изображения даны два четверостишия, а сверху мы видим Будду, указующего перстом на полную луну, — символ истины о пути. Сама луна — символ истины о прекращении страдания. Таким образом, и сверху, и снизу мы видим указания на благие качества обретения освобождения.