Сейчас я хочу поговорить о голодании вообще, а не о голоде в истории и не о лечебном голодании. И первая и вторая тема чрезвычайно интересны и, на мой взгляд, важны для всех, а потому их стоит разобрать отдельно и по возможности подробнее.
Для начала давайте просто разберемся, что такое голодание. Как ни просто это слово, но и здесь кроется некоторая путаница. Скорее всего виной подход через чувство голода. Как вы понимаете, считать голоданием чувство голода (весьма неопределенное) и отсутствие процесса питания — совсем разные вещи. Даже поевший человек может испытывать голод, а непоевший — может не испытывать. О первом знают почти все, а вот о втором — мало кто. Нам с детства внушают, что есть нужно регулярно и часто. Это обман.
Питание должно быть достаточным, то есть удовлетворять потребности организма. Мы эти потребности сильно завышаем и универсализиуем. Подростку нужно одно количество пищи, старику — другое. Нет одинаковых норм по количеству пищи для всех. Необходимо ли регулярное питание? В целом — да, но регулярность не означает каждодневность, требуемая организмом регулярность относительна.
Живые существа, особенно промышляющие охотой, не только способны оставаться по многу дней без еды, но такие голодовки — время от времени — заложены в их биологию, иначе попросту не выжить. А то что составляет естественный способ приспособления к среде — само становится потребностью. Потребность в голоде дополняет потребность в пище. Человек не является исключением. Для меня всегда остается удивительным фактом, сколько может не есть (и порой не ест) удав. Не месяц, и не два, а до двух лет! Человек может не есть без всяких отрицательных последствий 30-45 дней. Причем если нет отрицательных последствий — не значит, что нет никаких. Голодание чрезвычайно полезно! Я сейчас говорю о взрослых людях, не страдающих тяжелыми болезнями (перечень несовместимых с голодовкой болезней медицине известен). Голодание во-первых нормально, во-вторых — полезно. Во второй половине 19 века, когда лечебное голодание получило развитие, большинство и врачей и вообще людей относилось к таким заявлениям с недоверием и неприязнью. Но практика и эксперимент полностью подтвердили пользу голодания. Лечебное голодание изобрел вовсе не Поль Брегг. Если не говорить о древности и некоторых попытках в новое время, широкое применение лечебного голодания начал в 1877г. доктор Эдуард Дьюи. Но лечебное голодание носит в какой-то степени искусственный характер. Оно полезно, но необходимо именно из-за неправильного питания, неправильного образа жизни и отсутствия голодания вне лечения.
Культура возвела ежедневное многоразовое питание в непреложный стереотип. Люди боятся
пропустить даже один прием пищи. Когда кто-то не ел два-три дня, слушающих или читающих об этом охватывает ужас. На самом деле два-три дня без еды — это пустяк, и основной причиной проблем такого «голода» является панический ужас, порожденный внушением и самовнушением. По этой же причине нам кажется ужасной жизнь наших далеких предков, охотников-собирателей, которые иногда голодали. Курильщика отсутствие сигарет тоже мучает, откуда не следует что это потребность. Даже чувство голода не может служить достоверным признаком — оно сильно зависит от привычек, состава и количества еды, психологического и нервного состояния. Давайте посмотрим, какие ситуации голодания возникают спонтанно.
1. Болезнь. При большинстве болезней не рекомендуется принимать пищу. Животные и древние люди это знали (инстинктивно чувствовали). Возможно именно сюда уходят истоки обычая поститься. Пост первоначально — воздержание от пищи вообще, а не от мясной пищи.
2. Отсутствие пищи по какой-либо причине. У земледельцев голод принял иной характер, чем у охотников-собирателей. Первобытные люди, не жившие на одном месте и сочетавшие мясную и растительную пищу, никогда не голодали длительное время. Земледелец в случае неурожая попадал в безвыходную ситуацию и только чья-либо помощь либо кабала могла его спасти.
Давайте разделим не-едение и голодание. Не есть один день — не значит голодать. Я ориентируюсь на состояние организма, а не на чувство голода. Что можно считать рубежом голода? Когда организм начинает активно сжигать накопленные ресурсы, то есть жировые отложения. Это происходит примерно на 4-5 день воздержания от пищи (вода при этом пьется обязательно). Если современный человек будет искать лучшее средство от ожирения, то это без сомнения, голодание. Но это не главное достоинство голодания. Голодание очищает организм. И дает ему силы. Я не шучу. На усвоение пищи уходит много сил, некоторые органы (почки, печень) работают с повышенной нагрузкой. Голодание есть отдых, «отпуск» для тела. Голодающий человек чувствует лёгкость, приподнятость, у него улучшается самочувствие и настроение. Учтя это, вы лучше сможете понять многочисленных аскетов, которых было немало во всяких религиях и практиках, включая христианство. Однако не нужно приравнивать к голоданию однодневное и даже двухдневное воздержание от пищи. Я бы назвал это разгрузочным днем. В художественной литературе, да и в жизни вы можете встретить сетования, когда человек вечером жалуется — «Я не ел с утра!». Проблема высосана из пальца. Разве что привычки нарушены.
Лично я голодал до 10 дней (неоднократно), и то не считаю это серьёзным голоданием. При болезни это голодание вынужденно и направлено в основном на нормализацию состояния. Если поесть во время болезни — температура резко повышается, а состояние ухудшается. Свежий пример. Я слегка простудился и чтобы вылечиться, перестал есть. Вчера утром температура была 36.7 и я решил выйти из голода. Температура резко поднялась и составляла днем уже 37.5. После этого я решил «доголодать» и температура к вечеру вернулась к норме, хотя вечером обычно во время болезни повышается. По моим наблюдениям, если съесть всего одно яблоко во время болезни, температура повышается примерно на 0.2 градуса. При болезни голод жизненно необходим — излечение наступает быстрее и легче (и без всякого приема лекарств, если речь о простуде). В голодании нет никакой опасности, опасен неправильный выход из голода. Если после длительного голодания сразу начать есть жирную и тяжелую пищу, то можно даже умереть. Голодание нельзя изолировать от общего характера питания.
Я намеренно стал говорить о голодании вообще, а не о лечебном голодании. Голодание изобрели не врачи, это норма естественной жизни. Голод — не «враг» человеку. Если человек не хочет добровольно умереть, то он за месяц вполне способен найти пищу. Причем, если вы думаете, что от голода человек очень слабеет и теряет работоспособность, то ошибаетесь. С непривычки — может быть, по большей части от страха и нервных переживаний. Еле заметная слабость почти не мешает действовать. А если говорить об умственном труде, то голова проясняется. Голодный человек думает намного лучше. Не зря раньше бытовала пословица «сытое брюхо к учению глухо». Современный стандарт постоянной сытости, если не пресыщенности, напрямую вредит человеку. Если человек пропустит обед или ужин — он переживает, когда должен бы радоваться. Стоит ли после этого удивляться распространяющейся эпидемии ожирения?
И самое последнее. Чтобы вы убедились в привлекательности (а не только полезности) голодания, отмечу, что те, кто иногда голодает, ярче чувствуют вкус еды и вообще ярче воспринимают жизнь. Даже если голодание неизбежно, как при нехватке еды или при болезни, не воспринимайте его как терпимое зло. Воспринимайте как терпимое — и даже приятное — добро. Не говоря уж о том, что голодать дешевле, чем тратиться на еду и лекарства 🙂 Хотя голодать, разумеется, тоже нужно умеючи.
***
Регулярность питания не есть кем-то установленная норма, это следствие потребности, а значит важно как именно потребность удовлетворяется. Если человек ест ежедневно, но недостаточно, у него может наступить дистрофия. Если же ест вполне достаточно и полноценно по составу, но с перерывами — вреда не будет. Для детей и беременных женщин перерывы в питании вообще недопустимы. Для людей среднего возраста допустимые перерывы, то есть голодовки, составляют в среднем не более месяца. По первобытным людям мало материала, поэтому естественную норму трудно установить, думаю, что суммарно голодовки не должны составлять больше 2 месяцев в году и месяца подряд.
*** Вы случайно не встречали информацию о прототипах христианских постов? Если христианство использовало языческие праздники, давая им свою трактовку, то и с постами должно быть то же самое. Интересно, пра-посты имели целью оздоровление, просветление или просто «назначались» на голодное время?
Христианство использовало иудейские праздники, не «языческие». Во времена Иисуса еврейская религия сильно отличалась от других. Точнее говоря, использовало частично, внося много своего, переделывая. Вполне возможно — даже наверняка — корни поста в иудаизме. Достаточно вспомнить сюжеты, связанные с пребыванием пророка Илии или Иоанна Крестителя в пустыне. Но корни могут вести ещё дальше. Пророческое и шаманское действо есть соединение с миром духов/богов. Шаман совершает путь. Пост мог восприниматься как голодание в пути и предварять встречу с божеством/духами. Кроме того, в пустыне (как и в пещере) у человека чаще возникают галлюцинации. От голода — тоже. Чем точно не являются изначально посты, так это средством оздоровления. Это очень поздняя трактовка. У нас брошюра о лечебном значении постов была написана в самом конце 18 века. По поводу совмещения постов с голодным временем — возможно, но это уже более поздняя версия обычая. Великий пост мог служить средством, смягчающим социальную напряженность, так как у бедных людей к весне заканчивалась пища.
Литература о голоде и голодании
Сразу предупреждаю, список неполный. Но литературы по поводу голода и голодания меньше издавалось, чем хотелось бы. Особенно литературы исторической, этнографической. Медицинская занята по большей части лечебным голоданием.
Широкое знакомство русского (точнее: советского) читателя началось с хорошей книги Ю.С. Николаева и Е.И. Нилова (псевд. Е.И. Гарлинской) под названием «Голодание ради здоровья». Книга была издана большим по тому времени тиражем, который сейчас кажется просто космическим — 200.000 экземпляров. В эпоху перестройки книга переиздавалась дважды — в 1988г. в Москве вышло дополненное издание, в 1990 в Ростове на Дону. Оба поздних издания доступны в интернете. Книга не потеряла актуальности, и именно с неё (точнее с двух первых глав) я рекомендую начать знакомство с лечебным голоданием. Учтите, что не всё, что написано по лечебному голоданию, достойно доверия. Сам метод сомнения не вызывает и полезен почти всем. Голодание было многократно опробовано, и дает прекрасные результаты, даже если голодавший действовал самостоятельно, как это было у А.А. Суворина. Достоинства метода не следует преувеличивать, но и без всяких преувеличений у него масса достоинств и практически отсутствуют недостатки. Кто захочет попробовать, сразу даю совет. Главное — не забывать о выходе из голода, который должен длиться не меньше половины времени голодания и начинаться с яблочно-морковных соков, с переходом через фрукты-овощи к более разнообразной легкой пище. По возможности советуйтесь с теми, кто имел опыт лечебного голодания.
I. Публикации.
Сорокин П.А. Голод и идеология общества. // Квинтэссенция. Философский альманах. М.,1990. с.376-413. (переиздание)
Сорокин П.А. Голод как фактор: Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь. М.: Academia, LVS,2003. 12, 684с. http://socioline.ru/book/pitirim-sorokin-golod-kak-faktor#attachments (формат doc) /восстановленная книга, оригинал уничтожен в 1922г. советской цензурой., в приложении воспроизводятся другие статьи Сорокина о голоде/
О голоде: (Сборник статей). Харьков,1922.
Кастро Ж. География голода. Сокращ. пер. с англ. М.,1954.
Спасский И.Г. Успешное действие голода на перемежающиеся лихорадки. // Военно-медицинский журнал, ч.XXIII, 1834, №2
Манассеин В.А. Материалы для вопроса о голодании: (Дисс. д-ра медицины). СПб.,1869. 106с.
Зеланд Н.Л. О последовательном влиянии лишения пищи на питание. // Рус. Мед., 1888, № 5,6,7,8,9,10,12.
Авроров П.П. Обмен веществ и развитие энергии в организме при полном голодании: (Дисс. д-ра медицины). СПб.,1900. 190с.
Суворин А.А. Лечение голоданием. Белград: «Новый человек»,1931. http://golodal.ru/books.php /Ю.С. Николаев писал ещё в 1973г. о книгах Суворина: «В них много наивного, антинаучного, их нельзя считать полезными, так как они дискредитируют метод…»/
Газенко Г.Г., Славин Л.Д. Состояние желудочно-кишечного тракта при полном голодании в течение 50 дней. // Советская врачебная газета, 1935, № 4.
Молчанова О.П., Ежова Е.Н. Изучение длительного голодания. // Труды 1 Московского медицинского института, 1939, вып.16.
Перельман Л.Р. Голодание. Киев,1947.
Николаев Ю.С. Голодание с клинической точки зрения. // БМЭ. Т.7. М.,1959.
Никитин В.И. О некоторых факторах продления жизни периодическим калорийно-недостаточным питанием. М.,1967.
Николаев Ю.С. Лечебное голодание. // Наука и жизнь, 1968, № 2.
Лечебное голодание: (Сборник статей). // Труды Московского НИИ психиатрии Минздрава РСФСР. Т.57. М.,1969. /в т.ч. Николаев Ю.С. Развитие идей лечебного голодании. // Лечебное голодание. М.,1969. с.19-48./
Разгрузочно-диетическая терапия психических и соматических заболеваний с нервно-психическими нарушениями и ее физиологические механизмы. М.,1978.
Боев И.В., 3аиров Г.К., Полищук Ю.И. Разгрузочно-диетическая терапия неврозов и невротического развития личности. Ставрополь,1984.
Николаев Ю.С., Нилов Е.И., Черкасов В.Г. Голодание ради здоровья. 2-е изд., доп. М.: Советская Россия,1988. 239с.http://drdautov.ru/med/usnik_golod/