Национализм – это не бранное слово! Это абсолютно нормально и необходимо для выживания в сегодняшнем кривом мире, выстроенном космополитами. Национализм – это уважение к людям своей нации, поддержка их дел, чаяний и интересов…
О русской идеологии
Сами ли испугались или кто искусно навязал нам неприятие идеологии, но уже и не пытаемся вовсе говорить о ней, чураясь самого слова, хотя с времён древних греков идеологией означали подлинный, истинный образ сущего, постижение идеала – его ведание.
Идеология ориентирует общество. Не имея идеи, образа совершенства, не определяя его, общество не ведает, куда и к чему стремится, и тогда любая партия, фракция, любой вождишка, умело и много говорящий, могут легко выдать свои корыстные интересы за общие, завлечь, увлечь, повести за собой общество, так легко сбиваемое с пути без поставленных на нём вешек.
Только имея идеологию, а значит, и ориентиры, и приоритеты, и шкалу ценностей, нетрудно разобраться, кто что творит – во благо ли, во зло ли обществу и государству. А нет тех мерил – и твори, что хочешь, чёрное выдавай за белое, чуждое нации – за её коренные интересы, болезнь – за здоровье общества и здоровье общества – за болезнь. Словом, твори, что хочешь, и нет ни спроса, ни суда, кто лекарь, где яд – не разобрать…
Прежде спасал Россию от всякой политической заразы коренной инстинкт национального, православного самосознания, да разрушен он за последний век, и потому, как щепку, бросает россиян сегодня в мутном море политических страстей, и неисповедимо, к какому берегу может прибить. Легко подхватываемые ором поднаторевших митингов, мчимся невесть куда очертя голову.
Наш народ, среди любимых игрушек которого всегда был ванька-встанька, в своей необоримости схожий с самим народом, потерял основу – общественный идеал – и теперь уже больше похож не на ваньку-встаньку, а на перекати-поле, увлекаемый то коммунистической сказочкой, то демократическим манком, шарахающийся от Горбачёва к Ельцину, от Ельцина к Хасбулатову и с нетерпением высматривающий на горизонте нового вождя.
Жить без идеологии, значит, воспитывать без идеалов, и тогда легко попасть нам «вместо кормчего на простого гребца, вместо врача – на больного, вместо бесстрастного – на человека, обладающего страстьми, вместо пристани – в пучину».
Суть идеологии проста: вот каковы мы сегодня есть, вот каковыми мы должны стать, если действительно желаем возрождения державной России. Только идеология способна, как мера цели, определить, что плохо, что хорошо для достижения цели.
Не вообще, не партийно: партократично ли это, демократично ли, не в этом суть, какова форма, каков сосуд и как мы его в данный момент назовём, – важна цель, какую мы хотим достичь, используя ту или иную форму государственного строительства.
Не иметь в представлении, в воображении того, к чему стремится общество, целей, которых мы хотим достичь, всё равно что, трогаться в путь, не имея заранее представления, куда мы хотим приехать. И, главное, – зачем.
Что значит богатая, крепкая в прежней силе и уверенности Россия, о которой мечтаем, – это непременно Россия, сохранившая свои корни, свои традиции, свои национальные особенности, тогда, естественно, возникает потребность в приоритете национального воспитания отрока, способного гордиться своим Отечеством, верить в него и защищать его.
Пусть не набившая всем оскомину и отторжение идеология, но точнее и лучше идеАлогия – мыслимый идеал совершенной России. Пусть не идеологический, а идеаловый, к идеалу относящийся план строящейся России должен быть.
Откуда мы идём и куда мы хотим прийти – вот курс, прокладываемый идеологией.
Понять и объяснить, что это не внешний процесс движения общества, что это в первую очередь внутренний путь нас самих. Вот какие мы есть, вот какими мы должны стать, и если не мы, уже не способные пройти этот путь, то дети и внуки наши. Об их воспитании и становлении мы и должны печься прежде всего остального, если действительно хотим иметь достойное будущее.
Идеология – руководящий принцип национальной политики. Под влиянием стихийной заразительности, массовых движений, под действием подражательности, увлечения, бессознательной гипнотизации «чужой нервностью» народ способен сходить со своего коренного национального пути, но в таком состоянии он менее всего способен к разумному преобразованию.
Мы же ведём себя так, как будто последние семьдесят пять лет в России ничего не происходило: не было душных, давящих тисков партократии, уродствующих в тяжкой атмосфере цензуры русскую душу, волю и сердце.
О духовном кризисе в России: какие мы есть
Мы видели зло в тоталитарном коммунистическом режиме, считая, и справедливо считая его исчадием наших национальных бед и отечественного несчастья. Ошибка, что мы считали таковое зло единственной причиной.
Да, упразднение тоталитарного коммунистического режима даёт возможность России обрести, наконец, достойную её государственную форму, возобновить осмысленное хозяйство, основанное на частной собственности, возродить свободную русскую культуру.
Но хоть и рухнул коммунистический режим, прекратилось вмешательство коммунистического государства во все сферы человеческой жизни, вроде возрождается вольная, творческая инициатива, но далеко ещё России до того, как встанет она в полный рост, распрямит могучие плечи, вздохнёт полной грудью.
Пока меняются лишь внешние формы, но не они суть державы, а личные качества каждого из нас: православная вера, совесть и верность России. Мы же, дождавшись изменения внешних форм, не желая и шага не делая к изменению себя, ждём исполнения желаний, как голодные галчата с раскрытым ртом.
Не желая менять себя в своих привычках, в вере своей, в своей психологии иждивенчества и безответственности, более того, уже раздражаясь, что зряшно долго сидим с раскрытым ртом. Не понимая, хуже того, не желая понимать, что дело не сводится к внешнему порядку жизни, но к внутреннему укладу, строю и характеру человека.
Мы не желаем понять, что Россия переживает в первую очередь не политический и не экономический кризис, а кризис духовный. Ведь даже при внешнем приличии, порядке и свободе общественной жизни человек может растить в себе безбожного, бессовестного и бесстыдного предателя, продажного пролазу, напуганного и трепещущего подхалима – словом, жалкое и достойное жалости существо, на котором ни государства, ни тем более великой и славной духовной культуры не построишь.
Наш человек оказался жаден в семнадцатом году и попался тогда на крючок жадности, сманенный обещанием получить сразу и землю, и фабрики, и заводы… Это уж потом его запугали, замордовали, заковали в страх и стали держать в страхе крепче, чем в кандалах.
Сегодня нас снова ловят на жадности. Как резво все бросились обогащаться, суетливо сменив «пролетарии всех стран…» на «деньги не пахнут». Униженное и развращённое состояние русской души – вот наше наследство и наша работа. Мы должны осознать эту униженность, признать эту развращённость. Мы же лишь ратуем и уповаем на ожидание законов и указов, запретительных, ограничительных и прочих, но никакой закон, никакой указ не помогут, если будем оставаться жадными, униженными и развращёнными.
Русским надо восстановить в себе живую христианскую совесть, веру в силу добра, верное чутьё к злу, чувство чести и способность к верности. Без этого Россию не возродить и величия её не воссоздать. Без этого Российское государство расползётся в хлябь и грязь.
Большевизм сделал нас лживыми и трусливыми рабами. Лживого и трусливого раба русский человек должен отыскать в себе, проследить во всех закоулках своей души и извергнуть его так, как подобает человеку свободному, достойному и духовному.
Доктрина русского национального воспитания: какими мы должны стать
Россия нуждается сегодня в новом предметном воспитании русского духовного характера. Не просто в образовании, или ещё хуже того, что называем учёбой, ибо образование само по себе есть дело памяти, смекалки и практических умений в отрыве от духа, совести, веры и характера.
Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно даёт в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он – бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный – начинает злоупотреблять.
Надо признать, что безграмотный, но добросовестный человек есть лучший гражданин, чем бессовестный грамотей, и что формальная образованность вне веры, чести и совести создаёт не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации.
Мы можем туже затянуть пояса, выложить миллиарды на выпуск так называемой учебной литературы, литературы, по-прежнему определяемой учебной некими экспертами, и, выучив на последние государственные гроши прекрасных инженеров, математиков, экономистов, вырастим более изощрённое поколение… грабителей.
Без любви к Отечеству, без национального духа они будут с удесятерённой энергией грабить Россию, находя и изобретая более изощрённые, чем нынешние, способы обхода государственных законов. Вот почему Пушкин, Гоголь, Достоевский, Ильин, Тургенев, Астафьев, Распутин – это те же учебники, более того, без них учебники физики и математики не только не дадут нам ожидаемого эффекта, но и навредят России.
Свидетельство тому наши дни, когда самые образованные, но безнациональные и насоздавали структуры, грамотно и мощно перекачивающие национальные богатства России за рубеж, не смущаясь, что доллар их личной наживы приносит России минимум сотню долларов убытка.
Пока же в российских школах по-прежнему часы русского языка, истории и литературы отдаются английскому языку и начальному курсу бизнеса.
России предстоит выработать новую систему национального воспитания, и от верного разрешения этой задачи будет зависеть ее будущий исторический путь. Мы должны сегодня очнуться сами и увидеть живыми глазами, что происходит в России, к какому страшному обрыву её подталкивают, и вывести из гипноза страха и бездействия русских.
Мы должны отучить человека России от узкого и плоского своекорыстия, от того шкурничества и той беспринципной изворотливости, при которых невозможно никакое культурное творчество и никакое общественное строительство.
Мы должны развенчать насаждаемый сегодня в России примитивный и безоглядный инстинкт личного самосохранения, тот наивный и циничный эгоизм, который так выгоден и эффективен для разрушителей России.
Человек, не обуздавший своего животного себялюбия, своего практического эгоцентризма, не открывший себе глаза на своё призвание – служить России, не научившийся преклоняться перед высшим Смыслом и Делом, перед Богом, будет всегда существом социально опасным.
Не за страх и не за долг должно служить России, а за любовь и за совесть.
Кто бы я ни был, каково бы ни было моё общественное положение – крестьянин ли, учёный или министр, – я служу России, русскому духу, русскому качеству, русскому величию. Не мамоне и не начальству, не личной прихоти и не партии, не карьере, а именно России, её спасению, её строительству, её совершенству.
Мало быть русским, надо иметь воспитанное национальное самосознание. Ныне, как никогда ещё, Россия нуждается именно в таком воспитании, ибо ранее в России была жива религиозная и патриотическая традиция такого духа и такого воспитания. А ныне старые традиции прерваны, а новые ещё не завязались и не сложились. Завязать и укрепить их и должна новая система воспитания.
Дух искания, ответственности и служения, дух создания и строительства России – без этого духа человек остаётся обыкновенным обывателем и карьеристом, слугою или своих страстей, или чужих и чуждых России идей, и для приобретения собственного благополучия он легко становится лисой, хамелеоном, предателем.
Разве случайно сегодня Россия, как в гигантский весенний паводок, оказалась затоплена лицемерием, взяточничеством, криводушием, гражданской трусостью, политической продажностью, завистью, лестью, предательством, бесчестием, карьеризмом, лукавством, интригою, или же, выражаясь русскими летописными словами – кривдою и воровством – всё это разлагает нравы и создаёт растлённую культуру и больную государственность.
Идеология, как служение идеалу, призвана дать человеку верное чувство собственного духовного достоинства. Ни в чём другом так остро не нуждается Россия и ничто не способно спасти её, обеспечить расцвет грядущей России, как свободный, достойный, гражданственный русский человек.
Русский путь к великой России
Русская идеология указывает нам путь из сегодняшнего дня в завтрашний – к грядущей России, где русскому человеку, гражданину своего Отечества будет вольно жить, творить, растить детей и внуков. Я обозначаю вехи этого пути, открытые русскими философами Ильиным, Победоносцевым, Леонтьевым, Булгаковым, выверенные ими на горьком опыте революционных преобразований в России. Любой иной путь, каким бы лёгким и скорым не обещали его сделать многочисленные «благодетели» России, есть путь разрушения Российского государства и гибели русской нации.
О силе власти
Начну, пожалуй, с самого главного: России прежде всяческих реформ нужна сильная власть. Разобраться в сути реформ, осознать их преимущества может очень небольшой слой людей. Сильную власть ощущает каждый. Народ жаждет не реформ, а сильной власти. Сила власти есть, прежде всего, её духовно-государственный авторитет, её уважаемость, её признаваемое достоинство, её способность импонировать гражданам. Сила власти проявляется не в крике, не в суете, не в претенциозности, не в похвальбе и не в терроре.
Истинная сила власти состоит в её способности звать, не грозя, и встречать верные отклики в народе. Ибо власть есть, прежде всего и больше всего, дух и воля, достоинство и правота наверху, которым отвечает свободная лояльность снизу.
Прежде всего, необходима та особая национальная вдохновенность власти, которая должна излучаться из неё. Народ должен уверенно чувствовать, что это есть наша русская, национальная власть, преданная историческому делу, верная, неподкупная. Без этой уверенности не будет ни доверия, ни уважения, ни готовности «аккумулировать» и служить. Сильная власть есть национально-убедительная власть…
Духовный авторитет власти будет тем больше, чем независимее будет эта власть. Зависимая власть не будет пользоваться ни уважением, ни доверием. Всякая зависимость будет подрывать авторитет власти: зависимость от иностранных войск, от своей армии, от каких-либо международных явных или тайных организаций, от партий, от капитала, от всяких нажимов и так далее.
Сильная власть, впрочем, это тавтология. Несильной власти не бывает. Тогда это уже не власть, а иллюзия власти. Так вот, сильная власть должна быть в государственных делах волевым центром страны. Безволие и слабоволие не импонируют русскому человеку. Сам не имея зрелого волевого характера, нынешний россиянин требует воли от своего правителя. Он предпочитает окрик, строгость, твёрдость уговариванию, дискуссиям и колебаниям, он предпочитает даже самоуправство волевому ничтожеству.
Русскому человеку необходима повелительная убедительность власти.
О грядущей диктатуре
Мы поторопились с введением в России так называемой демократии. Это уже очевидно. И та неуправляемость страной, вплоть до забалтывания в высших эшелонах власти любых мало-мальски (других не наблюдается) дельных предложений, уже не оставляет сомнений в надежде на грядущую диктатуру, национальную диктатуру, опирающуюся на верные войсковые части и быстро выделяющиеся на верх кадры умных, честных и трезвых патриотов. Диктатору, спасающему страну от хаоса, необходимы воля, сдерживаемая чувством ответственности за нацию и всяческое мужество, как военное, так и гражданское.
Нынешние, так называемые демократы, совсем не созданы для России, им место в Дании или Голландии, потому как их умственный горизонт совсем не подходящ для великой державы, какой продолжает оставаться Россия. Их трепет за чистоту своих сентиментальных свободолюбивых одежд противогосударствен, их склонность ко всяческим послаблениям и к международной солидарности, их приверженность к лозунгам и схемам, их наивная уверенность, что народная масса сплошь состоит из прирождённых демократов, – всё это делает их водительство мало того, что безнадёжным, но и чрезвычайно опасным.
Но есть и другая опасность – опасность подмены автократической диктатуры демократической диктатурой. Соблазн велик, его необходимо избежать, ибо сущность диктатуры вообще заключается в кратчайшем решении и полновластии решающего. И вот для этого необходима одна, личная и сильная воля. Коллегиальность же органа может вылиться в многоволие, ведущее в несогласие, а это всё равно, что безволие, когда много воль, и уж, конечно, коллегиальность – это всегда бегство от ответственности.
Никакой коллегиальный орган не овладеет хаосом, ибо он сам по себе уже заключает начало распада.
Но в час опасности, беды, смятения, необходимости мгновенных решений, приказов, как их принятия, так и исполнения, словом, всё то, что происходит ныне в России, – в этой ситуации коллегиальная диктатура есть последняя из нелепостей, как бы сия нелепость ни называлась: Верховный ли Совет, Парламент ли, Правительство, Совет безопасности, Государственная ли Дума или Федеральное Собрание или какая иная подобная им чепуха для раздувания щёк и якобы решения проблем, на самом деле только и могущая забалтывать эти проблемы, нагромождать иллюзию власти, шумовой завес для ухода конкретного человека власти от ответственности за судьбу России.
Диктатура имеет прямое, историческое призвание – остановить разложение, загородить дорогу хаосу, прервать политический, хозяйственный и моральный распад страны. Есть в истории такие периоды, когда бояться единоличной диктатуры – значит тянуть в хаос страну и содействовать её развалу…
Вот на это и должен делать ставку – на свободную и благую силу русского народа – будущий российский диктатор. Дать развитие русской воле. А для этого весь талант диктатора должен быть отдан подбору себе в окружение талантливых, волевых русских людей с самого низа до самого верха. Необходимый подбор людей должен определяться не партией, не классом, не сословием, не богатством, не пронырливостью, не закулисными нашёптываниями или интригами и не навязыванием со стороны иностранцев, а только качеством самого человека, его ума, честности, верности, творческой способности и воли.
Но всё это непременно должно быть освящено национальным самосознанием. России нужны люди совестные и храбрые, а не партийные выдвиженцы и не наймиты иноземцев…