Двадцать первый век, Соединённые Штаты Америки. Семьдесят процентов нации уже давно не знают, едят ли они для того, чтобы жить или живут для того, чтобы есть?
Большинство, 35%, не задумываясь, говорят «я не знаю», 20% отвечают «гм, это интересный вопрос», 40% уверены, что живут ради того, чтобы покушать. Пять процентов едят, чтобы жить. Один американец, как-то сказал мне: «Ради еды живут только свиньи» и с печалью в глазах добавил: «А мы — нация свиней, но мы не виноваты. Нас такими сделали».
Ещё тогда, в середине 90-х, Тод Роше — так зовут этого американского парня — полгода питался рисом, чтобы накопить денег и поехать в Россию. Побывав в России, в городах Золотого Кольца, Тод задался целью изучить русский язык и переехать.
На вопрос «почему» он ответил, что «Россия — высоко духовная страна, а не трудовой лагерь усиленного питания, где вместо света в конце тоннеля — ржавый гамбургер с кока-колой». Ещё запомнилось его высказывание: «Люди там живут ради жизни и веры».
С высказыванием Тода Рошера «мы — нация свиней» нельзя не согласиться. Каждый, кто живёт в США, неоднократно наблюдал типичную для этой страны картину, когда люди только что покушавшие в ресторане, при виде бесплатной еды, кушают снова.
Популярный американский ресторан средней руки «Outback Steak House». Ресторан славится вкусной австралийской кухней и большими порциями. Каждые две минуты двери ресторана открываются для новых посетителей и выпускают довольных плотным, сытным полдником или обедом людей.
В это же время в ста метрах от ресторана супермаркет «Альбертсонз» проводит рекламную акцию. Для привлечения покупателей работники супермаркета жарят на гриле сосиски и гамбургеры.
Мы с женой с интересом наблюдали, как все вышедшие из ресторана направляются к супермаркету и становятся в очередь за хотдогами и гамбургерами. Люди, за которыми мы наблюдали от ресторана до стойки у супермаркета, ели с таким энтузиазмом и аппетитом, как будто до этого не ели в ресторане вовсе.
Лас-Вегас, 2006 год. Конвенция компании «Макдональдз». В зале подводятся итоги года, строятся планы дальнейшего развития сети ресторанов, вручаются грамоты и денежные премии ведущим работникам компании. Единственное, что мешает заседанию, это раздражающий слюнные железы запах продукции компании — гамбургеры.
В конце корпоративный босс торжественно приглашает всех сотрудников в банкетный зал. И тут происходит метаморфоза: забыв про грамоты, 2000 человек, в прямом смысле слова, сорвались со своих мест, и сбивая друг друга с ног, устремились к еде. Несколько человек упали на пол. Остальные: кто переступил, а кто и наступил на лежащих, и побежали дальше. Бег к съестному символу Америки закончился вызовом восьми карет скорой помощи.
Что это было: психоделические гамбургеры, новый вид наркотика, человеческая жадность или массовая болезнь?
Дело не в гамбургерах, точнее, не только в них. Примером может послужить сеть ресторанов-буфетов японской кухни «Макино». Эта сеть работает по принципу «съешь, сколько можешь». На протяжении 90-х годов наибольшая часть посетителей это были японцы, корейцы, филиппинцы, китайцы.
Сегодня же они теряются среди 200 и 300 килограммовых американских посетителей. А для последних любые буфеты «съешь, сколько сможешь» — спасительные островки, где они могут накушаться. Даже традиционные американские, увесистые порции, подаваемые в ресторанах, уже не могут удовлетворить потребности таких посетителей.