Удивительные свойства человеческого мозга
Нас учат с детства, что организм человека наделен пятью чувствами. Я уверен, что каждый может их перечислить: зрение, слух, осязание, вкус и обоняние.
Этот список пребывал неизменным со времени Аристотеля. Для большинства людей «шестое чувство» это нечто выходящее за рамки научных представлений, или же чувство, которым большинство людей не обладают вовсе.
Однако, спросив невропатолога, сколькими чувствами обладает человеческое тело, вы можете получить удивительный ответ. Многие выделяют девять или больше чувств, а некоторые даже до двадцати одного. Первая категория чувств – «специальные» чувства, включая известные – зрение, слух, вкус, и запах. Вторая категория состоит из соматических чувств, которые мы обычно понимаем под «осязанием» – включая наше восприятие давления, тепла и боли. Однако третья категория далеко не так известна. Это интероцептивные чувства – те, что воспринимают информацию, появляющуюся непосредственно в самом теле.
Достаточно ясно, что происходит с человеком, чувство которого дало сбой. Многие члены общества страдают отсутствием одного или более чувств. Всем известно, что слепота – это отсутствие зрения. Глухота – слуха. Каждому так же знакомо отсутствие вкуса и запаха – этим сопровождается каждый насморк. Но что случается, когда тело теряет информацию о самом себе – гораздо менее знакомо.
Интероцептивные чувства сочетаются в различных конфигурациях, но изначально их три. Первое – равновесие – чувство правильного положения тела. Оно позволяет стоять животному прямо. Благодаря ему кошки, например, всегда приземляются на лапы. Органическое чувство информирует тело о внутреннем состоянии. Так мы узнаем, что голодны или хотим пить. Третье чувство известно как проприоцепция. Простыми словами, оно дает мозгу представление о расположении частей тела относительно друг друга.
Чтобы увидеть, как работает это чувство, закройте глаза и протяните руку в произвольном направлении. Теперь представьте ее точное положение и откройте глаза. Заметьте, что мозг был прекрасно осведомлен о положении руки, хотя ее не отслеживало ни одно из чувств «классической» пятерки. Это – проприоцепция. Если хотите больше примеров, проедьте по улице так, чтобы привлечь внимание полиции. Знакомые тесты – «прогулка по линии» и «попади пальцем в нос», которым вас подвергнут, – это и есть дальнейшие примеры, того на что способно (или по крайней мере должно быть способным) наше тело благодаря проприоцепции.
Потеря этой способности известна под несколькими названиями. Расстройство проприоцептарной недостаточности, Синдром Сакса и Болезнь Декарта – это названия одной и той же болезни, которая является по сути полным и всеобъемлющим отсутствием у тела информации о самом себе. Так как данное расстройство является редким, предромальные симптомы выделить трудно. Тем не менее, среди первых симптомов упоминаются весьма яркие сновидения о потере двигательных функций или контроля над телом. Это сопровождается нарастающей потерей координации, заканчивающейся полным отказом проприоцептивной функции. С этого момента мозг теряет какую-либо информацию о теле. Больные сообщают о «бестелесном» чувстве, как будто разум совершенно отделился от тела.
Оливер Сакс, один из тезок болезни, описал, возможно, первый признанный случай данного расстройства. В «Развоплощенной женщине», он описывает процесс развития РПД у пациентки, которую он назвал Кристиной. В течение нескольких дней из здоровой и активной матери двух детей она превратилась в беспомощный, не ощущающий себя телесный остов. Предварительное обследование показало, что ее нервы были в полном порядке. Она могла принимать сигналы от тела так же как раньше. Однако, где-то между телом и мозгом появилась преграда, мешающая мозгу воссоздать точный образ тела, и более того – образ тела вообще.
Те, кто вник в суть понятия «проприоцепция», могут сделать логические выводы о последствиях нарушений в ее работе. Подумайте о каждом действии в обычный день, которое требует от тела знания о его собственном положении. Если вы несете портфель к автомобилю, нащупывая в кармане ключи, то ваши ноги уже не идут, потому что в настоящее время вы потеряли над ними контроль. Ваша рука не отпустит свою ношу, так как вы на мгновение перестали думать о портфеле, который она держит. Ваша челюсть сильно отвисает из-за того, что вы не сконцентрировались на поддержании рта в закрытом состоянии. И у кого-то с РПД именно так все и происходит.
В настоящее время лекарства от РПД не существует. Иногда организм справляется сам, но в случае Кристины такого не случилось. Как любой ограниченный в чувствах человек, жертва РПД начинает замещать недостающее ощущение оставшимися. Кристина воспользовалась зрением. Так как она больше не могла контролировать положение тех или иных частей своего тела интуитивно, она стала делать это непосредственно, используя глаза. Если она хотела взять чашку кофе, она внимательно наблюдала за рукой, пока не ставила чашку назад. Если ей надо было перейти комнату, она должна была сосредоточиться на ногах, пока благополучно не сядет на другой стороне. Но и сидение представляет трудность для больного РПД. Если внимательно не следить за руками, они могут ухватиться за стул так, что побелеют костяшки или же выпустят его, позволяя удивленному больному упасть на пол.
Во многих отношениях тело больного РПД, становится подобным марионетке. Каждое действие должно тщательно анализироваться и раскладываться на движения. Больше нельзя командовать телу «просто сядь» или «просто иди». Таким образом, движения становятся не похожими на обычные. Открытие двери превращается в трудоемкий процесс: протягивания руки, сгибания пальца, поворота ручки, возвращения руки, поднятия ноги, опускания ноги и так далее… В то же время нельзя отвлекаться и от другой ноги, и никто не знает, что происходит с частями тела не вовлеченными напрямую в происходящий процесс.
К счастью, РПД – чрезвычайно редкое расстройство. Оно не инфекционное и не генетическое, и никто не знает, чем объясняется его постоянное разнообразие. Существует тип заболевания, вызываемый сильной передозировкой витамина B6 (пиридоксин). Однако, в большинстве подобных случаев заболевание носит временный характер со слабовыраженными симптомами. Согласно жутковатому набору статистических данных, этому расстройству (в отличие от большинства других) подвержены главным образом люди образованные. Этот факт, как и сны в качестве первых симптомов наталкивает на предположение о психофизиологических причинах заболевания. Однако, на данный момент можно с уверенностью утверждать лишь то, что это расстройство затрагивает одну из частей человеческого мозга являющегося загадкой. Что также доказывает трагическую непреложность старой аксиомы: узнаем, что имели, когда теряем.