Способность творить — это отнюдь не удел избранных, а неотъемлемое свойство каждого человека. Для того, чтобы быть творческим, совершенно необязательно писать картины или играть на трубе. Как быть творческим человеком на работе или дома и как сделать творчество привычной практикой жизни, рассказала Ольга Гаврилина, кандидат филологических наук и коуч научного и творческого процесса.
Как поддержать людей, которые хотят творить, писать, рисовать, петь, танцевать и сделать творчество неотъемлемой частью своей жизни — не для больших экранов и прилавков, а для себя, чтобы быть и чувствовать себя собой? С чего стоит начинать? Очень многие творческие люди задаются вопросом, как быть, если у меня прокрастинация, я ленив и безынициативен? Люди готовы производить очень много слов, которые не дают им творить. И для того, чтобы не плодить лишние страхи, комплексы и сомнения, нужно знать о своих «творческих занудах».
1. Некритичность в отношении чужого мнения
Когда мы делимся своими творческими идеями нам могут ответить: «ты понимаешь, что ты не Пушкин? Ты понимаешь, что сейчас это никому не надо, что все уже давно сказано?». И в этот момент наш творческий зануда верит этим словам, он не находит что ему ответить, потому что еще ничего не создал, он еще ничего не знает. И в момент когда мы некритично принимаем чужое мнение, не отвечаем на вопрос «зачем» хотя бы простым «мне так хочется», мы идем на поводу у своего творческого зануды, забывая, что иногда «аппетит приходит во время еды», а понимание приходит в процессе творчества.
2. Предпочтение шаблонов
Этот зануда требует от нас конкретных алгоритмов, по которым мы сможем создать свою работу правильно. Он нам говорит «у тебя всего два высших образования, и пока ты не получишь третье, пока не отучишься на писателя, даже не думай о написании книги. Какое вышивание? Ты даже ни одних курсов по вышиванию не закончила». Он нам говорит «вы меня сначала научите…»
3. Желание немедленных результатов
«Хочу писать роман, но он за одну ночь не написался. Хочу танцевать, но что-то у меня после первого занятия не очень получается, наверное, это не мое». Это зануда, который очень часто тормозит творчество, потому что нам хочется закончить побыстрее. Желание быстрых результатов, желание, чтобы пришла всемирная слава, чтобы вас перевели на все языки, показали по всем каналам и пригласили на радиостанции, заставляет нас быстро завершать, если мы только начали что-то глобальное и большое.
4. Неуверенность в себе, маскирующаяся под лень
Творческий зануда говорит нам, что мы ленивые, что нам лучше полежать. Но почему на самом деле под ним скрывается неуверенность в себе? Потому что лень никогда не приходит просто, потому что вам лень. Обычно человек думает, уверен или предполагает, что он на самом деле ни на что не способен, он не может признаться в этом сам себе, и потому ищет другие занятия, вместо того, чтобы заниматься творчеством.
Иногда лень заставляет человека, к примеру, разложить по цвету все носки, расставить всю посуду по размеру, расфасовать книжки по цвету, попереписываться с кем-нибудь во всех возможных социальных сетях, помечтать. Но творческая лень связана с тем, что человек не знает стоит ли ему этим заниматься или не стоит, получится у него или скорее не получится. Тварь я дрожащая или тварь я дрожащая? Третьего варианта не дано.
5. Негативность мышления
Негативность мышления — это зануда, который заранее говорит нам, что ничего не нужно, ничего не получится, никому не нужно ваше творчество. Он объединяет в себе все пять зануд, но без него нельзя обойтись, потому что он возникает сам по себе. Повышенная негативность мышления: «У меня все равно не получается». Многие его еще называет перфекционизмом.
6. Что делать с творческими занудами?
Когда мы знаем, что это не наши личные недостатки, с которыми мы лично должны бороться долго, упорно, всю жизнь, когда мы знаем о своих творческих занудах, нам больше не надо постоянно копаться в себе, чтобы выяснить, почему у нас в этот раз возникла лень? Всегда можно свести это к одному из творческих зануд. Сказать ему: «спасибо, что пришел» и позволить ему остаться. В психологии есть методики борьбы со страхами, но следуя им, мы бросаем все силы на борьбу, а не занимаемся тем, что нам хочется. И мы снова уходим от творчества, но теперь к борьбе с недостатками, в результате чего получается та же самая прокрастинация.
Как все-таки открыть в себе творчество? Как заставить себя писать? На самом деле, любой ответ на вопрос «как» начинается с вопроса «почему это для меня важно». Когда мы пониманием, почему важно, тогда и ответ на вопрос «как» придет, он станет очевидным.
Можно говорить о предпосылках, которые возникают у людей прежде чем они начинают заниматься творчеством, которые чаще воспринимаются как ограничения, но мы можем использовать их себе во благо. Мы начинаем заниматься творчеством с целью, которая нам нужна, но не всегда можем ее признать, и требуем от себя того, что нам не очень надо. На вопросы: «почему для нас важно творчество?» люди дают разные ответы. Важно понимать, в какой степени они готовы посвящать себя творчеству. Некоторые задумываются о творчестве тогда, когда они очень хотят отдохнуть. Когда у человека работа, которая заставляет человека быть максимально сконцентрированным, собранным, всегда подтянутым, он устает от этого физически, ему нужно отдохнуть, расслабиться, а что есть лучший отдых как не творчество? И мы хотим творить, порой, когда больше всего загружены на работе.
7. Желание отдыха
Если человек хочет отдыхать, мы сразу понимаем, что творчество для него не самое приоритетное дело его жизни. Этому человеку нужно творчество в период, когда когда он наиболее усталый, и это не обязательно длительный период: порой человеку, к примеру, для отдыха достаточно написать небольшое четверостишие, ему не обязательно публиковаться.
8. Желание разобраться со своими чувствами, эмоциями и переживаниями
Когда у нас есть необходимость высказаться, поделиться своими чувствами, когда есть необходимость быть услышанным, человек начинает творить. В этот момент его работы получаются очень эмоциональными. Когда ведомый эмоциями человек пишет, у него включаются определенные механизмы, у него возникают мысли о том, что надо писать более структурированно. Тем самым он ставит для себя задачу, которая не может быть реализована, потому что его желание совсем другое. Если он отдает себе отчет, что для него творчество — это прежде всего необходимость выразить свои чувства не ради признания и славы, а для себя, тогда он снимает с себя излишние обязанности, излишний перфекционизм, и начинает творить ради того, чтобы услышать и почувствовать себя.
9. Желание систематизировать знания
Когда мы начинаем учиться чему-то новому, нам хочется делиться с людьми своими открытиями и тем, что нам удалось узнать. В этот момент к нам часто приходит творческий зануда, и начинает нам говорить: «ты еще ничего не знаешь, все знают лучше тебя, ты не скажешь ничего нового». Но если мы для себя понимаем, что потребность писать для нас связана с желанием систематизировать, мы даем себе возможность записать их в том виде, в котором нам это нужно.
10. Желание оставить после себя наследие
Это желание приходит к человеку вместе с пониманием, что творчеству необходимо уделять значительную часть своей жизни. Когда человек чувствует, что он должен создать что-то большее, тогда он начинает серьезно относиться к любому аспекту творчества, он начинает задавать вопросы, переделывать, пересматривать, обращаться к людям, которые смогли бы его поддержать в этом на более профессиональном уровне.
Многие думают, что четвертое желание самое главное, а остальные три несерьезные. Но на самом деле не существует правильного или неправильного ответа, все желания одинаково важны для творчества. Когда мы понимаем, откуда происходит наша потребность, мы уже более осознано и серьезно относимся к своему желанию.
11. Как же начать творить?
Когда мы задаем вопрос «как?» возникают побочные вопросы. Например, что изменится в нашей жизни когда появится творчество? Что изменится в нашем окружении? Когда мы для себя понимаем, какие внешние изменения будут внесены, мы начинаем их предпринимать, мы расчистим для этого пространство, сделаем перестановку и т.д. Следующий вопрос: что изменится в нашем распорядке дня? Мы должны найти время для творчества.
Что изменится во взаимоотношении с родными людьми? Когда творческий человек находится в процессе, он склонен уходить в себя и не всегда может реагировать на потребности близких. Когда мы понимаем, что от нас будут требовать внимания, мы думаем, каким образом мы обеспечим своим близким общение с нами. И немаловажный вопрос: что изменится в моем отношении к себе? Когда творчество занимает огромную часть нашей жизни, мы начинаем иначе воспринимать себя, Появляется гордость, уверенность в себе, радость от того, что мы творим. Мы начинаем открывать в себе новые способности, новые таланты, новые внутренние характеристики, которые нас поддержат в том чтобы продвигаться дальше.
12. Какие таланты я еще я смогу в себе открыть, когда творчество станет частью моей жизни?
Есть убеждение, что желание не возникает без внутреннего ресурса для его реализации, а значит и таланты могут открыться вместе с проявлением творчества. Что тогда будет для меня важно? К примеру, сейчас нам важно расчистить пространство, начать, продолжить или наконец-то завершить, найти в себе силы и смелость, победить страхи, а когда это произойдет, что тогда нам станет важно? После ответа на этот вопрос неизменно возникает ощущение, что наши привычные «одежки» из мыслей и мировоззрений нам становятся маловаты.
Когда мы ощущаем, что способны на что-то большее, нам всегда хочется понять, какими мы тогда можем стать. Я — тот человек, который творит? Многие в этот момент начинают искать в себе некую большую идентичность, профессионала, специалиста, гармоничного человека. И следующий вопрос. К чему большему мы будем тогда стремиться? Когда есть желание развиваться, когда есть понимание ценности того, что мы делаем, к чему тогда мы еще можем стремиться, когда профессиональный рост мы создаем уже для себя. Кому мы хотим оставить это наследие?
Когда мы хотим начать, первое, что мы делаем, — это решение откладывать творчество или начать творить уже сейчас. И после принятия этого решения можно идти дальше. Проанализировав прошлый опыт, мы можем заставить себя это преодолеть усилием воли. Когда мы проанализируем, то начинаем думать, как сделать иначе. Как говорится, умный в гору не пойдет, умный гору обойдет. Как нам обойти эту гору, чтобы ее преодолеть. Если получается, мы двигаемся дальше, если нет — ищем, как можно поступить по-другому и идем. Для любого нашего сомнения и вопроса «как» всегда есть очень много ответов.