ПАРИЖ. Президент России Дмитрий Медведев объявил во вторник, что он примет участие в саммите Организации Североатлантического договора, который состоится в следующем месяце в Лиссабоне, а также дал понять, что Москва может начать сотрудничать с альянсом в вопросе европейской противоракетной обороны.
Это заявление прозвучало в конце двухдневных переговоров с президентом Франции Николя Саркози и канцлером Германии Ангелой Меркель, проходивших в северном французском городе Довиль, находящемся на морском побережье. Это новый показатель того, что Россия и Запад сегодня активно изыскивают способы для совместной работы по вопросам безопасности.
«Я поеду на саммит Россия–НАТО, — заявил Медведев во время пресс-конференции, официально приняв переданное российской стороне несколько недель назад приглашение на лиссабонскую встречу, которая состоится 19-20 ноября, — это будет способствовать нахождению должных компромиссов и в целом развитию диалога между Российской Федерацией и Североатлантическим альянсом».
По словам официальных представителей, участие Медведева в саммите НАТО стало возможно лишь после того, как Москва решила во вторник вывести свои войска из грузинского поселка Переви, который был оккупирован во время непродолжительной войны между Россией и Грузией в 2008 году. Долгие месяцы пребывание там российских войск являлось камнем преткновения в отношениях России и НАТО. «По крайней мере, они сейчас ушли, и это облегчает проведение натовского саммита с участием Медведева», — заявил один немецкий дипломат, попросивший не называть его имя.
Безопасность – это одна из наиболее острых тем в отношениях между союзниками по НАТО и Россией. Бывшим странам советского блока, таким как прибалтийские государства и Польша, трудно себе представить, что Москва, являвшаяся во времена холодной войны врагом номер один, оправдывавшим существование НАТО, может стать партнером в военных вопросах. Их сомнения усилились после войны России и Грузии.
Тем временем, Россия обвиняет НАТО в том, что альянс окружает ее, обещая таким странам как Украина и Грузия возможность для вступления в его ряды. Американские планы развертывания в той или иной форме системы противоракетной обороны в Восточной Европе являются другим источником напряженности в отношениях с Россией. Москва обеспокоена тем, что данная система будет нацелена не только на такие страны как Иран, но и на ее собственный арсенал.
Вопрос о ПРО остается в повестке, а генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен выражает надежду, что это будет важный компонент новой стратегии альянса. Но когда Москве предложили присоединиться к этой системе (а такое предложение лежало в основе американской перезагрузки отношений с Россией), противодействие в Кремле несколько ослабло.
Во вторник Медведев сказал Саркози и Меркель, что ему нужно больше информации. Однако он одновременно дал понять, что его страна в принципе не против самой идеи сотрудничества.
«Сейчас мы оцениваем идею этого предложения, но я думаю, что и само НАТО должно понять, в каком плане они видят присоединение России к этой системе, что это даст, в каком ключе могут быть достигнуты соглашения и как дальше работать, — сказал он, — Только исходя из оценки этого предложения мы сможем дать ответ о том, как мы будем дальше работать применительно к идее о европейской ПРО».
Два десятилетия спустя после окончания холодной войны военные стратеги ряда стран НАТО и России размышляют о нынешней архитектуре безопасности. Новая стратегическая концепция, которую 28 стран-членов альянса планируют представить на ноябрьском саммите, является частью такого переосмысления, говорят аналитики. Она может создать новые возможности для налаживания более тесных связей с Москвой.
«Все мы оказываемся в одной лодке, когда речь заходит о реальных угрозах 21-го века», — отметила Меркель, а Саркози назвал Россию «другом» и «дружественной страной».
Три лидера также выступили с призывом к Ирану о необходимости подчинения санкциям Совета Безопасности ООН.
Эксперт по России из Французского института международных отношений (French Institute of International Relations) в Париже Тома Гомар (Thomas Gomart) отмечает, что интересы трех стран совпадают по нескольким направлениям. «Есть масса совпадений по важнейшим вопросам безопасности, таким как Иран и Афганистан, — говорит Гомар, — снизить напряженность также помогает то, что отложено рассмотрение вопроса о вступлении в НАТО такой страны как Украина».
Встреча в Довиле стала хорошей «разминкой» перед началом более содержательного диалога между Россией и Западом по вопросам безопасности, отмечает Гомар. «Настоящая проверка состоится на саммите НАТО в Лиссабоне».