Горит пол-России. От аномально высоких температур еще в июне выгорели степи и поля Центральных районов Европейской части страны, Поволжья. Сейчас горят леса. Самый страшный тип пожара – «верховой», который не в силах остановить противопожарная вспашка. Огонь буквально «пожирает» деревни, подходит к стратегическим объектам. Погорельцы лишаются всего годами накопленного имущества. Из пожароопасных зон, идет эвакуация детей, больных.
Как всегда в тяжелую минуту, расцветают пышным цветом мрачные пророчества. И, как всегда в трудную минуту, находятся люди, которые не теряют головы. Пожарные, МЧС, армия, авиация – все мобилизованы на борьбу с огнем. И это – единственно правильное стратегическое решение. Сначала надо обезопасить людей, спасти имущество – и частных граждан, и государственное.
…Нижегородская область. Дорога Москва — Нижний Новгород. Сгоревшие и еще горящие леса вдоль трассы – дым, сотрудники МВД в респираторах охраняют придорожную зону. Они рассказывают, как много людей бросают окурки из машин, не думая о последствиях.
В нашем фильме история деревни Верхняя Верея, от которой не осталось ничего — огонь подошел с трех сторон. Жители разбирают пепелище – кто-то выкапывает картошку (все, что осталось), кто-то собирает железо, чтобы сдать и получить деньги (это быстрее, чем все выплаты), кто-то оплакивает погибших родственников…
Жители соседних деревень – Виля, Нижняя Верея, Михайловка, Проволочная и Гибловка – вместе охраняют свои территории от огня. В фильме рассказано несколько реальных историй — как прожили люди эти две страшные недели… Участковый Деревни Верхняя Верея майор милиции Виктор Грудинский следит за порядком – чтобы не было случаев мародерства.
…Воронежская область. В деревне Масловка сгорело более сотни домов. Чудом уцелели всего несколько. Интересны, на наш взгляд, мнения людей, чьи дома огонь обошел стороной: один мужчина считает, что спасся, потому что огород хорошо поливал, его жена, правда, другого мнения – она весь пожар (около 8 часов) ходила с иконой. Еще один житель Николай спас из дома только рабочий инструмент – понимаю, что надо будет строиться заново – говорит он в камеру. А на следующий день среди пепелища начинает строить дом.
Пожарные из Ардатова Патрикеев и Федотов, приехавшие помогать в Воронежскую область, сами потрясены масштабам пожаров – «у нас такого никогда не было, это просто страшно – особенно верховой пожар, когда горящий ком падает с неба».
…Москва. Столица России в дыму – иностранцы фотографируют Красную площадь. Если стоять у Исторического Музея, храм Василия Блаженного не виден! Жители пытаются адаптироваться к ситуации — люди на улицах в марлевых повязках. Санитарные врачи и пульмонологи бьют тревогу: критическая норма загрязнения превышена больше, чем в десять раз!
Штаб МЧС – постоянные селекторные совещания с регионами, подготовка карт пожаров, сбор оперативной информации. После быстрого, но тщательного анализа намечается план действий борьбы с пожарами.
Как это всегда бывает, там, где в конце цепочки причинно-следственной связи стоит героизм, в ее начале обязательно найдется чья-то безалаберность, безответственность. Конечно, проще все свалить на злые силы природы, чем признать собственные ошибки, за которые расплачиваемся государственным кошельком.
А если разобраться, то критически высокие летние температуры уже случались в Москве – и в тридцатом. И в пятидесятых, и в 72-м. И торфяники горят – это же топливо! Более того: большая часть России – это территория, расположенная в зоне резко-континентального климатического пояса. С летними температурами выше 35 и с жестокими зимами. И лесные пожары в этих местах не фантастика.
Почему же в этом году вполне предсказуемая физиками, метеорологами и климатологами засуха обернулась широкомасштабной трагедией? Авторы фильма пытались в этом разобраться.