СЛАВЯНСКИЕ ТЕХНИКИ ВЛАДЕНИЯ НОЖОМ.
«НОЖ» В СИСТЕМЕ СЛАВЯНСКИХ ЕДИНОБОРСТВ «КРИВИЧ»
В настоящее время в системе «Кривич» состоит из определенных стилей, гимнастик, которые объединены, для удобства преподавания, по определенным прикладным навыкам в блоки знаний.
На занятиях по владению ножом (упражнение «Гнеўка»)
со студентами Белорусского Государственного Педагогического Университета имени Максима Танка
6 апреля 2004 года
Цель: Ознакомление с традиционными методами владения ножом, сохранившимися у славян, на примере системы «Кривич».
Следует указать, что автор не претендует на описание всех существовавших славянских методов владения ножом, и считает описание оных невозможным, во-первых — в связи с огромной территорией расселения славян, во-вторых, из-за большой численности владеющих ножом. А что ни местность — то своеобразный стиль, а что ни человек — то его разновидность.
Следует также учитывать и то обстоятельство, что блок знаний «Нож» разрабатывался для студентов, основная задача которых в ходе учебного процесса — «сдать и забыть». Исходя из этого, автор составил блок знаний из трех микрочастей, позволяющих в той или иной степени заинтересовать студентов.
Первая часть — техника броска. Техника броска ножа и подготовительные упражнения к ее освоению широко известны. Они сохранились в народных играх славянских народов. Что позволяет говорить о народных корнях и традиционности в освоении техники метания ножа, а также проведения соревнований.
Вторая часть — широко распространенная славянская техника владения ножом. В данном, контрольном уроке — это техника владения ножом «Казачий крест». Происхождение данной техники теряется в веках, но достоверно известно, что она использовалась и не только казаками. В настоящее время она достаточно широко известна и пропагандируется различными школами славянских единоборств.
Третья часть — мало известная, но эффективная техника. Сохранившаяся на территории Беларуси, техника владения ножом «Здаровацца» и «Лютик». Данные техники не культивируется ни в одной системе славянских единоборств, кроме системы «Кривич».
Задача: Ознакомление с методикой и последовательностью проведения занятий по технике работы с ножом.
Приведенная задача находится в русле задач, поставленных учебным процессом университета, а он в утрированной форме звучит примерно так: «учащийся должен уметь показать и теоретически, с позиции физической культуры, объяснить».
В практике, по мнению автора, это будет звучать примерно так: «Освоивший блок знаний «Нож», должен научить любого человека, даже если у того нет к этому никаких способностей».
Поэтому ниже приведенные упражнения расположены, строго регламентировано, что позволяет при освоении техник, входящих в данный лист, начинать с простого и постепенно, используя подготовительные упражнения, переходить к освоению более сложного материала. Следует заметить, что данное построение, в первую очередь, рассчитано на подготовленного человека, то есть окончившего физкультурный вуз или достаточно подготовленного физкультурника.
«ГНЕÝКА»
Данное упражнение названо в честь народного белорусского танца «Гнеÿка». Главная задача этого упражнения — имитация разнообразных атакующих и защитных действий ножом в различных типах передвижений и положений тела и в разнообразном ритме. Оно позволяет определить степень усвоения техники владения ножом.
Освоение данного упражнения рекомендуется, исполняя народную песню или под звучащую музыку. Его можно условно разделить на два этапа.
Первый этап. На первом этапе ранее выученные техники владения ножом — «Здаровацца», «Казачий крест», «Люцик» выполняются с использованием различных типов передвижения, на разных уровнях, с использованием действий имитирующих технику защиты и нападения ножом. Разрешается выполнять движения только конкретной техники владения ножом.
Второй этап. На этом этапе требуется выполнять во время передвижений, описанных в первом этапе, движения различных техник владения ножом. Приветствуется плавный переход от одной техники к другой.
В нашей фотогаллерее представлены фотографии занятия «Гнеўка» со студентами Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка, которое состоялось 6.04.2004.