Самоидентификация
«Кто я?» Этот вопрос, волновавший человечество, вероятно, еще на заре цивилизации, и сегодня продолжает оставаться одним из самых «проклятых» человеческих вопросов. Ответы на него давались очень разные — сакральные и профанные, сложные и простые, научные и романтические, политические и личные. Но вместо того, чтобы изучать эти многочисленные ответы, давайте лучше рассмотрим особый фундаментальный процесс, который разворачивается в ходе ответа на вопрос «кто я?»
Действительно, что вы делаете, давая осмысленный, честный и более-менее подробный ответ на заданный вам вопрос: «Кто вы?» Что при этом происходит у вас в голове? По-видимому, вы описываете себя, какими вы себя знаете, включая в описание факты, которые считаете существенными для своего самоопределения. Вы можете думать, например, что «я неповторимая личность, существо, наделенное определенными возможностями; я добрый, но иногда бываю жесток; мягкий, но иногда меня все раздражает; я инженер и отец семейства, я люблю удить рыбу и играть в волейбол…» И далее вы можете перечислять свои мысли и чувства в том же духе.
Процесс самоидентификации — процесс проведения границы
Между тем в основе процедуры самоопределения лежит гораздо более фундаментальный процесс. Когда вы отвечаете на вопрос «кто вы», происходит одна простая вещь. Знаете вы об этом или нет, но, описывая, объясняя или даже просто внутренне ощущая свое «я», вы проводите мысленную разграничительную черту через все поле того, что вы испытываете; и то, что оказывается внутри этой черты, вы ощущаете или называете «собой», а то, что оказывается вне ее, вы называете «не-собой». Иными словами, ваша самотождественность всецело зависит от того, где вы проводите эту пограничную линию.
Вы человек, а не стул, и вы знаете об этом, потому что сознательно или неосознанно проводите пограничную линию между людьми и стульями и способны распознать свое тождество с первыми. Если вы высокий человек, вы проводите мысленную черту между высоким и низким, и благодаря этому определяете себя как «высокого». Вы начинаете считать, что «я — это, а не то», проводя пограничную линию между «этим» и «тем», а затем признавая свое тождество с «этим» и свое отличие от «того».
Таким образом, когда вы говорите «мое я», вы проводите разграничительную черту между тем, что вы называете собой, и тем, что не называете собой. Отвечая на вопрос «кто вы?» вы попросту описываете то, что находится внутри этой черты. Когда вы не в состоянии решить, как или где ее провести, возникает так называемый кризис самоопределения. Иными словами, вопрос «кто вы?» означает «где вы проводите границу?»
В основе любых ответов на вопрос «кто я?» лежит именно эта фундаментальная процедура — процедура проведения пограничной линии между собой и не-собой. После того как основная пограничная линия проведена, на этот вопрос можно давать как очень сложные, развернутые, так и очень простые, невнятные ответы. Но любой возможный ответ обусловлен проведенной ранее пограничной линией.
Граница не фиксирована
Замечательная особенность этой линии состоит в ее способности смещаться, причем довольно часто. Ее можно проводить заново. Человек может в некотором смысле «отредактировать», составить новую карту своего Я и обнаружить на ней территории, о существовании которых даже не подозревал. Самое радикальное смещение пограничной линии происходит в случае переживания высшего тождества, ибо здесь человек расширяет границу самотождественности настолько, что включает в нее всю Вселенную. Можно даже сказать, что он лишается всех границ сразу, ибо когда человек отождествлен с «единым целым», для него больше не существует ни внешнего, ни внутреннего, и границу провести негде.
Сейчас уместно было бы рассмотреть некоторые другие, более привычные способы определения границ Я. Пограничных линий так же много, как и людей, которые их проводят, но любая такая линия относится к одному из нескольких ясно различимых классов.
Галлюцинации условно нормальных людей
Самой распространенной пограничной линией служит граница кожи, окружающей организм человека. По-видимому, это общепринятая граница между «собой» и «не-собой». Внутри границы тела все в некотором смысле есть «мной», а снаружи — «не мной». Нечто за пределами границы тела может быть «моим», но не «мной». Например, я признаю «моими» свой автомобиль, работу, квартиру, семью, но в отличие от всего того, что находится внутри моего тела, они определенно не являются «мною». Таким образом, граница тела — это одна из самых общепризнанных границ между «я» и «не-я».
Может возникнуть впечатление, что граница тела (кожи) настолько обычна, настолько реальна и самоочевидна, что проведение каких-либо иных границ невозможно — за исключением разве что редких случаев сознания единения, с одной стороны, и тяжелых психических расстройств, с другой. Но в действительности существует еще одна чрезвычайно широко распространенная и прочно утвердившаяся пограничная линия, проводимая огромным числом людей. Ибо многие люди, признавая и принимая кожу в качестве само собой разумеющейся границы между собой/не-собой, проводят вместе с тем и другую, гораздо более значимую для себя границу внутри целостного организма как такового.
Галлюцинации условно ненормальных людей
Если проведение пограничной линии внутри организма покажется вам странным, позвольте вас спросить: «Считаете ли вы себя телом, или находите, что обладаете телом? Большинство людей ответят, что они обладают телом — обладают или владеют им примерно так же, как автомобилем, квартирой или другим предметом. Тело при этом кажется не столько «мною» сколько «моим», а «мое» по определению находится за границей, проводимой между «я» и «не-я». Человек более тесно и основательно отождествляет себя лишь с одной из сторон своего целостного организма и ощущает ее своим подлинным «я». Эту сторону называют различно — умом, психикой, эго или личностью.
С точки зрения биологии нет ни малейшего основания для такого радикального раскола между умом и телом, психикой и соматикой, эго и плотью, но на психологическом уровне подобная расщепленность носит повальный характер. Действительно, противопоставление ума и тела и сопутствующий ему дуализм выступают фундаментальной чертой западной цивилизации.
В этой пограничной линии между умом и телом несомненно есть что-то странное, и возникает она не в момент рождения. Но по мере того как ребенок растет, возводя и укрепляя границу между собой/не-собой, он смотрит на свое тело со смешанными чувствами. Следует ли его непосредственно включать в границы своего «я», или же его следует рассматривать как заграничную территорию? Где провести черту? С одной стороны, тело в течение жизни служит источником многих удовольствий, воспринимаемых его органами чувств, — от экстазов эротической любви до утонченности изысканных яств и красоты солнечного заката. Однако, с другой стороны, тело таит в себе угрозу мучительной боли и изнуряющих болезней. Для ребенка тело служит единственным источником наслаждения и вместе с тем первым источником боли.
Но вступая в зрелый возраст, человек обычно целует своего бедного ослика на прощание. По мере того, как проведение границы между «я» и «не-я» завершается, бедный ослик определенно оказывается по ту сторону загородки. Тело становится заграничной территорией, почти такой же заграничной, как и сам внешний мир. Граница проводится между умом и телом, и человек непосредственно отождествляет себя с первым. Ему даже начинает казаться, что он живет у себя в голове, как если ли бы был неким маленьким человечком, отдающим из черепа команды телу, которые оно может выполнять или не выполнять.
Короче говоря, человек непосредственно отождествляет себя не с организмом как целым, а лишь с одной из сторон этого организма, — со своим эго. То есть он отождествляет себя с более или менее точным образом себя, а также с интеллектуальными и эмоциональными процессами, связанными с этим образом. Поскольку он не желает отождествлять себя с организмом как целым, самое большее, что он может себе позволить, — это образ организма как целого, некое представление о нем. В связи с этим он считает, что он «эго», и что его тело просто болтается где-то вовне. Таким образом, мы имеем дело другим основным типом пограничной линии, устанавливающей личное тождество преимущественно с эго, с образом себя.
Галлюцинации сошедших с ума
Как видим, граница между «я» и «не-я» может быть весьма подвижной. Поэтому не следует удивляться тому, что мы обнаружим ее даже внутри эго или внутри ума. По разным причинам, которых мы здесь касаться не будем, человек может отказаться считать своими некоторые стороны своей психики. Происходит, говоря психологическим языком, расщепление психики, отчуждение, подавление или отбрасывание (проецирование) каких-то ее аспектов. Суть процесса состоит в том, что человек сдвигает границу между собой/не-собой, включая в «себя» лишь какую-то часть тенденций, свойственных его эго. Такой суженный образ себя мы будем называть «маской» (лат. persona).
Поскольку индивид отождествляет себя лишь с одной из сторон своей психики (маской), остальная ее часть воспринимается как «не-я», как заграничная территория, чужая и пугающая. Человек перекраивает карту своей души, чтобы отмежеваться от каких-то своих нежелательных сторон (эти нежелательные стороны, отбрасываемые маской, мы будем называть «тенью») и, по возможности, исключить их из сферы сознания. Благодаря этому он в той или иной степени «сходит с ума». Вполне очевидно, что это еще один основной тип пограничной линии.
На данном этапе в нашу задачу не входит определение того, какой из приведенных выше типов карты сознания «подлинный», «правильный» или «истинный». Мы просто констатируем очевидный факт существования нескольких основных типов пограничных линий между «я» и «не-я».
Мой блог находят по следующим фразам
Спасибо за ответы на все вопросы 🙂 Действительно узнал много нового. Вот только до конца так и не разобрался что и откуда.