Великие стройки социализма.

Великие стройки социализма.

Великие стройки социализма.

После захвата России иудобольшевиками в 1917 году, страна была превращена в огромный концентрационный лагерь. Лейба Троцкий так бы всех и кончил, но Ёся Джугашвили сам решил стать царём. И начались великие стройки социализма…

Размаху стройки Беломорканала позавидовали бы египетские фараоны

Андрей Светенко

В этот день ровно 80 лет назад – в 1930 году – вышло постановление Совета Труда и Обороны о строительстве Беломоро-Балтийского канала с привлечением 120 тысяч заключённых. Обозреватель радио «Вести ФМ» Андрей Светенко уверен, что эта стройка была началом качественно нового этапа социалистического строительства.

Единственное, что имеет смысл обсуждать в связи со строительством Беломоро-Балтийского канала – это то, началось ли оно потому, что под рукой у советской власти неожиданно оказалось много бесплатной рабочей силы, то есть заключённых; или, наоборот, сотни тысяч русских мужиков, раскулаченных в ходе коллективизации, были репрессированы как раз для того, чтобы использовать их на великой стройке социализма?

Представляется, что верно второе.

Кстати, печально знаменитое «зк» или «зэк» родилось именно в тот год, и означало «заключённый каналоармеец». Использование такой даровой рабочей силы было мерой сознательной и целенаправленной.

Строительство Беломорканала было поручено НКВД, в составе которого было создано специальное строительное управление, предтеча ГУЛАГа, а саму стройку осуществлял БЕЛБАЛТЛАГ – Беломоро-Балтийский лагерь. Начальник строительства – видный чекист Матвей Берман, куратор – замнаркома Генрих Ягода. Это поворотный момент. Начиная с 1930 года силовое ведомство – НКВД – становится, как бы теперь сказали, крупнейшим самостоятельным игроком в социалистической экономике. Со своими фондами, планами, нормой прибыли и так далее.

Был ещё один показательный момент, отличавший эту стройку от будущих строек ГУЛАГа, на которых людей уже просто цинично заставляли отрабатывать и так, в принципе, положенную заключённому тюремную пайку. Строительство Беломорканала было подано, как мера воспитательная. На стройку возили делегации писателей во главе с самим Максимом Горьким, фильмы снимали, судя по которым, перевоспитуемые зэки жили в добротных избах с занавесками на окнах и с самоварами на столах.

Размаху этой стройки позавидовали бы египетские фараоны. Собственно, она и велась древнеегипетским способом – кайло, лопата, тачка. Люди работали и жили в нечеловеческих условиях. Только по официальным данным за время строительства, продолжавшегося рекордно короткие сроки – всего 20 месяцев – в БЕЛБАЛТЛАГе умерло 10 тысяч 936 человек. Совсем немного. По позднейшим оценкам историков, число погибших, в том числе от голода, за время строительства составило не менее 50 тысяч человек.

«На этой великой стройке коммунизма побывала большая группа писателей во главе с буревестником революции М. Горьким. В эту компанию входило тридцать шесть человек, в том числе М. Зощенко, Е. Габрилович, С. Диновский, Вс. Иванов, Вера Инбер, В. Катаев, Михаил Козаков, Лев Никулин, Алексей Толстой, Виктор Шкловский, Бруно Ясенский. Эти «инженеры человеческих душ» воспели «туманную стройку» в известной позорной книге. «Может быть, самое ценное в системе Беломорстроя и, следовательно, ОГПУ – высокое искусство умно и строго щадить людей, предназначенных всем нашим гнусным прошлым для страшной и, вот, избегнутой роли человеческого утиля» (Л. Леонов).

«На этом великом строительстве даже обычно неторопливая и консервативная, как английский парламент, бухгалтерия и та была захвачена творческим порывом и действительно проявила героизм. Руководители Беломорстроя показали, что нет такого человека, из которого нельзя было бы сделать гражданина, нет такого гражданина, которого нельзя было бы сделать героем, и нет такого труда, который бы не мог стать делом чести» (Илья Ильф, Евгений Петров).

4 августа 1933 года Генрих Ягода и большая группа его подчинённых были награждены орденами…

Источник

Решение о начале строительства Беломорско-Балтийского канала было принято 3 июня 1930 года. Хотя окончательный проект был утвержден в феврале 1932 года, к строительству приступили ещё в конце 1931-го, и оно длилось 1 год и 9 месяцев. В рекордно краткие сроки были построены более 100 сложных инженерных сооружений, проложено 2,5 тысячи км железнодорожных путей. Основным строительным материалом были дерево, камень и песок, а рабочими инструментами – лопаты, топоры и кирки.

На строительство канала были отправлены сотни тысяч узников ГУЛАГа, «врагов народа», в основном, крестьян-кулаков. Каждый подневольный строитель назывался заключённый каналоармеец, сокращенно «з/к», от чего произошло слово «зек». Подразделение ГУЛАГа на канале называлось «БелБалтЛаг», то есть, Беломоро-Балтийский лагерь.

Строительством канала с 1931 по 1933 год руководил Н.А. Френкель. Именно ему приписывают идею использования дешёвой рабочей силы заключённых для работы на крупных народно-хозяйственных стройках.

В целом, за всё время строительства каналоармейцы выполнили земляные работы объёмом 21 млн. кубометров, пробили 37 км путей через гранитные скалы, перенесли Мурманскую железную дорогу, которая мешала проведению земляных работ.

Одновременно на сооружении ББК работали до 100 тысяч человек. Смертность среди каналоармейцев была очень высока и иногда достигала 700 человек в сутки. Основным средством влияния на строительство была «котловка», неравное рационирование пайков: чем меньше з/к вырабатывал, тем меньшим был его паёк, а за ударный труд паёк, наоборот, увеличивали. Обычный паёк заключённого-строителя составляли буханка хлеба и баланда из мороженной рыбы.

Согласно официальным данным, всего за время строительства (1931-1933 г.) в БелБалтЛаге умерло 10 936 заключённых, в том числе 2066 чел. в 1932 г. и 8870 чел. в голодном 1933-м. Всего от лишений и тяжёлого труда на строительстве канала погибло от 50 до 200 тысяч человек (по разным источникам).

(1932, Государственный архив Российской Федерации, Москва).