Образование «креативной интеллигенции» в Петербурге: купля-мена-продажа, негласное ростовщичество…
Брафман, Яков Александрович — писатель по европейскому вопросу (около 1825 — 1879). Родился в еврейской семье; на 34-м году жизни принял православие. В 1858 г., при проезде императора Александра II через Минск, подал ему записку о евреях, для объяснения которой был вызван в Санкт-Петербург; в 1866 г. напечатал в «Виленском Вестнике» статью «Взгляд еврея, принявшего православие, на реформу быта еврейского народа в России», где доказывал вред еврейского самоуправления.
Предлагаем два связанных между собою отрывка.
В высшей степени интересные данные о возникновении Петербургской еврейской общины мы находим в статье одного из деятельнейших борцов национального иудейского знамени, г-на Гордона, помещенной в журнале “Восход” за 1881 г., № 2. Вот что пишет г-н Гордон по этому поводу:
«В исходе прошлого и начале настоящего столетия была уже в Петербурге маленькая колония евреев в несколько десятков душ. Хотя они, надо думать, все принадлежали к категории “незамеченных”, т.е. нелегальных, которые не имели права на открытое проживание, они успели, однако же, настолько устроиться, что могли удовлетворить первейшим требованиям религии, имели своих резников, своих операторов для обрезания младенцев, приобрели место для погребения своих покойников и успели даже завести нечто вроде памятной книги об умерших, по-еврейски “пинкес”».
С выходом в свет первым изданием в 1869 г. “Книги Кагала”, которая вся основана на документах, почерпнутых из подобной же книги (пинкес) кагала г. Минска, евреи, образованные и необразованные, обрушились на автора, утверждая, что ни одна еврейская община в Империи и за ее границей не имеет и никогда не имела никаких секретных пинкес и что документы “Книги Кагала” сочинены ее автором.
Обнародуя ведущийся и в секрете с 1802 г. остававшийся пинкес Погребального союза сравнительно такой молодой еврейской общины, какою является Петербургская, г-н Гордон наилучшим образом отразил все выходки его собратий и лишний раз подтвердил правоту каждого слова в этом исследовании. Но подлинность документов, изложенных в переводе во 2-й части этой книги, подтверждается с замечательною силою при сравнении самого способа изложения мысли, языка любого из документов этой книги со следующей выдержкою из пинкеса, цитируемого в переводе г-на Гордона:
«Книга Священного (погребального) братства г. Петербурга, составленная во вторник 11 нисона 5562 г. лицами, находящимися здесь, которые 1 апреля 1802 г. по их (подразумевается христиан) летосчислению получили от немецкой общины прилагаемый к этой книге документ, в удостоверение уступки нам места в границах между Черною речкою с одной, и рвом с валом немецкого кладбища – с другой стороны, как в сказанном документе обозначено по плану, под условием производства названной общине платы от каждого покойника по 10 руб., кроме расходов.»
Затем идет перечень лиц, составивших ядро колонии. «Чтобы, — говорится далее, — осталась память (для грядущих поколений) об именах лиц, находящихся здесь в настоящее время, получивших прилагаемый документ:
- Уважаемый и почтенный реб Натан-Ноте из Шклова.
- Реб Хаим Шмуклер (басонщик) из Брод.
- Реб Ошер, сын Исайи Кац (ааронид) из Могилева.
- Реб Мордехай, сын Шраги-Файвиша из Шклова.
- Реб Мататия, сын Ионы Кац.
- Реб Иегуда-Лейб, сын Озера из Шклова.
- Реб Элиезер, сын Гершона из Новоместа.
- Реб Ицхак, сын Натана Сегал (левит) из Могилева.
- Реб Иошера, сын Хаима из Шклова.
- Реб Саббатай, сын уважаемого ребе Натана-Ноте».
Но г-н Гордон уверяет, что «поименованными10-ю лицами не исчерпывается число находившихся тогда уже в Петербурге евреев». Это были только, так сказать, лучшие члены или представители маленького общества, класс патрициев, морейне, прибавим от себя, так как «из записи умерших видно, что в Петербурге находились и другие евреи из разных городов России», которые в состав Погребального союза не вошли, которые и составили уже класс плебеев, лиц управляемых, ам-гаарец.
Таково было то зерно, из которого выросла через 8 десятков лет одна из обширнейших еврейских общин России – община петербургская.
Еврейская община Петербурга по переписи 10 дек. 1869 г. насчитывавшая 7.854 ч., по нашим соображениям имеющая ныне не менее 30.000-40.000 душ обоего пола, является в настоящее время организованною по тем же началам, что и в местности [в местечках в черте оседлости – Прим. ЛВН].
Так, в Петербурге евреи успели уже образовать как бы свое гетто (Вознесенский, Подъяческие, Екатерингофский пр., Забалканский пр. и др.), здесь имеют они свои отдельные хлебопекарни, свои отдельные медочные и мясные лавки, а следовательно и своих особых резников (шохетов), имеют свой суд, бет-дин ( в м. Подъяческой ул.), имеют целую массу молелен, имеют молельню общественную ( по Забалканскому пр.), собираются открыть синагогу (в Коломенской ч.); имеются в Петербурге меламеды с их хедерами, равно как существует и талмуд-тора (на Забалканском же); большинство евреев Петербурга, как и в местах еврейской оседлости, оказывается незаписанными, а записанные (за исключением капиталистов и лиц либеральных профессий, имеющих по закону право жительства в Петербурге) все значатся ремесленниками (закон дозволяет евреям-ремесленникам жить в П.), в то время как их истинное ремесло, конечно, мелкое торгашество, купля-мена-продажа, негласное ростовщичество и т.п. 90 проц. всех ссудных касс Петербурга по недавним вычислениям городской Думы, конечно, принадлежат евреям.
Мариинский рынок (на Вознесенском) в недалеком будущем будет целиком в руках евреев. Словом, евреи Петербурга, несмотря на запрещение Закона, упорно завоевывающие себе этот город теми же средствами, какими завоеван ими Северо- и Юго-Западный край, образуют в настоящее время 30-40 тысячную общину совершенно правильно организованную по тем началам, которые подробно изложены в этой книге, крепко сплоченную и от нееврейского мира окончательно уже обособившуюся.
Спрашивается, какою же силою, какими средствами и когда были достигнуты эта сплоченность и эта обособленность?
В этом сочинении неоднократно указывалось на то, что не религиозный фанатизм единит евреев в одно удивительно гармоничное целое, что не он неумолимо гонит каждого отдельного еврея в заколдованный круг кагало-бетдинской республики, но что таким связующим элементом является сила внешняя, искусственно созидаемая, что такою силою является исключительно страх и угроза наказаний.
Само собою разумеется, что по мере того как росла и крепла еврейская община в Петербурге, по мере того как упрачивались здесь бет-дин и кагал, власть над всею общиною перешла к этим органам, которые не стеснялись уже преследовать “ослушников Израиля” не только после их смерти, как это делал и делает Погребальный союз, но уже и при жизни: достаточно на такого ослушника сделать донос местной полиции, что он именует только себя ремесленником, а что в сущности он торгаш и проживать в Петербурге не имеет права, чтобы его в 24 часа по этапу отправили на родину.
Так, обычным путем, руками гоимов наказывается тот еврей, который чем-либо навлечет на себя неблаговоление администрации еврейской общины. Конечно, о всяком ослушнике вносится “для памяти” в кагальную пинкес, в книгу кагала г. Петербурга, и, быть может, будет то время, когда случайно обнародуется эта книга со всеми любопытными в ней документами о действиях Петербургского современного кагала и бет-дина, как случайно автором этой книги обнародована книга кагала г. Минска, а г-ном Гордоном книга Погребального союза г. Петербурга. – Прим. А.Брафмана