Тайна капитана Немо
Жюль Верн – это имя известно всем любителям научной фантастики и приключений. Главный герой произведений этого замечательного писателя – капитан Немо – ученый-океанолог и изобретатель, который построил подводную лодку «Наутилус».
Во времена Жюля Верна такое судно казалось невероятной и фантастической писательской выдумкой. Интересно, легендарный капитан Немо был только плодом фантазии писателя или у него были прототипы среди реальных людей? Для ответа на этот вопрос исследуем факты о некоторых интересных людях.
Приемный сын индийского раджи
Литературный дар Жюля Верна нашел свое воплощение в его многочисленных романах, так полюбившихся читателям. Но при создании своих произведений писатель использовал не только свою фантазию, но опирался еще и на достоверные факты о научных открытиях, изобретениях, сделанных выдающимися людьми, среди которых были ученые, путешественники, политические и военные деятели. У писателя даже была специальная картотека, которую он собирал многие годы.
В этой картотеке есть интересная информация об Нана Сахибе, приемном сыне индийского раджи. Он в 1857 году возглавил восстание солдат, несущих службу в английской администрации – сипаев. Эти солдаты были из местного населения, но в процессе службы приобрели опыт военного дела, имели оружие, и восстали против английского ига над индийским народом.
Восстание, которое возглавив Нана Сахиб, охватило большую территорию центральной Индии. Повстанцы заняли город Канпур. Два года велась борьба против английской тирании, но выступления повстанческих отрядов были плохо организованными и разрозненными, не хватало стратегической подготовки и синхронности.
Это привело к тому, что восстание в конце концов было подавлено. Нана Сахиб был вынужден скрываться в труднопроходимых джунглях страны и руководить местными партизанскими отрядами. Сведений о дальнейшей судьбе предводителя сипаев в картотеке Жюля Верна нет…
Сын «господина «Ы»
Картотека писателя содержит карточку с интригующей надписью «Белый Раджа, сын англичанина господина N. Один из создателей «Монитора». Исследователям удалось расшифровать загадочную запись. Упоминаемый в этой карточке «господин Ы» оказался военным топографом из Англии. За годы своей службы он объездил половину индийских земель, и даже связал свою судьбу с приемной дочерью раджи княжества Бунделькханд. В семье родилось двое детей – мальчик и девочка. Своего сына топограф отправил учиться в Англию. Получив инженерное образование, юноша вернулся на свою родину. На то время его отец уже подал в отставку, так как знал, что назревают народные восстания, а выступать против индийского народа он не хотел.
Не желая участвовать в народных волнениях, «Господин «Ы» решил уехать с семьей на свою родину, в Англию. Но семья воспротивилась переезду и он уехал один. Когда в Индии разразилось восстание сипаев, сын отставного военного топографа принял непосредственное участие в волнениях в одном из районов страны. Его знали под псевдонимом Белый Раджа. Поняв, что народное восстание будет подавлено, молодой человек вернулся в родной город Бунделькханд, забрал жену и мать, и они все-таки уехали в Англию.
Но английские власти взялись за розыск Белого Раджи. Пытаясь спастись от ареста, он уехал в Америку, где в то время разразилась Гражданская война. Молодой человек в этой борьбе стал на сторону северян.
Жители юга Соединенных Штатов в то время вели работы по строительству военного корабля «Мерримак», который имел парой двигатель и бронированный корпус из стали. Куда уж было бороться с таким «монстром» деревянным парусникам северян?
Проанализировав ситуацию, Белый Раджа решил обратиться за помощью к шведскому кораблестроителю Д. Эриксону. Он предложил ученому на свои средства построить корабль, объединяющий в себе броненосец и подводную лодку. По проекту Белого Раджи на палубе этого судна должны были быть только труба и две орудийные башни.
Рассмотрев это предложение, Эриксон внес в проект необходимые изменения, и подал его на рассмотрение Президенту США Линкольну. Проект был одобрен. Началось незамедлительное строительство судна.
Тем временем броненосец южан делал свое черное дело. Им уже было потоплено три парусных судна северян. Но строительство нового корабля, спроектированного Белым Раджой, подходило к концу. Судно назвали «Монитор». Как только он вышел в бой, «Мерримак», встретив неожиданный отпор не менее сильного противника, обратился в бегство.
Вот так человек, придумавший предка современных субмарин, оставил свое место в истории. Жаль, что его подлинное имя не известно, как не известна и его дальнейшая жизнь. Жюль Верн при создании романа о капитане Немо использовал только те немногочисленный факты из биографии Белого Раджи, которые ему удалось собрать. Однако и Нана Сахиб не бул им забыт.
Жюль Верн недооценил технический прогресс
Не известно, повлиял ли роман Жюля Верна на прогресс в области судостроения, но предположения писателя по этому поводу, вложенные в уста капитана Немо, были ошибочными. Как говорил в романе легендарный капитан, «…в области судостроения наши современники ушли недалеко от древних. Несколько веков понадобилось, чтобы открыть механическую силу пара! Кто знает, появится ли даже через 100 лет второй «Наутилус!».
Но технический прогресс опередил ожидания Жюля Верна. Не прошло и 16 лет после выхода в свет романа «20 000 лье под водой» (1870 г.), как в Англии была спущена на воду подводная лодка с электрическим двигателем. Ее назвали в честь жюльверновской субмарины – «Наутилус». С этого времени судостроительство пошло ускоренными темпами, и в начале 30-х годов ХХ века были созданы субмарины, не уступающие по размерам своему праотцу «Наутилусу», а по техническим параметрам во многом его превосходящие. А в 1954 году американские судостроители построили первую в мире подлодку с атомным реактором – SSN-571. Двигатель, использующий мощнейшую атомную энергию, позволяет подводным судам быть полностью автономными. 1966 год ознаменовался выходом в море первых советских атомных субмарин, совершивших кругосветное плавание без всплытия на поверхность.
Сказка «Наутилус», воплощенная в жизнь…
Созданный воображением талантливого писателя подводный корабль «Наутилус», первым читателям романа, вышедшего почти полтора века назад, наверное, казался сказкой. По задумке Жюля Верна, судно могло достигать скорости 50 узлов и опускаться на глубину 16 километров. Даже спустя 150 лет человечество еще не обнаружило таких глубин в мировом океане. Самой глубокой на сегодняшний день считается Марианская впадина, куда в 1960 году совершили спуск швейцарский ученый Жак Пикар и лейтенант военно-морских сил США Дон Уолш. Батискаф «Триест», на борту которого находились исследователи, достиг дна впадины глубиной 11 км.
Приблизиться к скорости фантастического «Наутилуса» Жюля Верна смогла лишь советская подлодка проекта 661, работающая на атомном двигателе. Ее скорость под водой достигла 44,7 узла. Конечно же, современные субмарины по своему водоизмещению и количеству членов экипажа в десятки раз превосходят своего литературного предка судно «Наутилус».