НАУКА ВЫЖИВАТЬ

НАУКА ВЫЖИВАТЬ

НАУКА ВЫЖИВАТЬ

Выживальщик — это не горы припасов и снаряжения, а прежде всего навыки и умения. А также хорошая физическая форма. БП может застигнуть в момент, когда всевозможные ящики с тушёнкой и ножи-стволы окажутся где-то далеко.

Тут спасёт только знание того, что нужно делать, сообразительность и натренированность. Также надо помнить, что в экстремальных условиях человек от избытка эмоций может повести себя совершенно неадекватно, типичные реакции — паника, страх, ступор, растерянность.

Начнём с такой банальной для каждого сурвивалиста вещи, как продуктовый БП-запас. Тут нужно не только собрать некоторое количество долгохранящейся пищи, но и составить набор продуктов питания таким образом, чтоб организм был обеспечен всеми нужными микроэлментами. Нехватка витаминов может вызвать цингу, недостаток йода тоже к хорошему не приводит. Пища должна быть разнообразной — включать и мясо и растительное питание, чтоб предоставить и белки, и углеводы, и витамины. Следует помнить, что синтетические витамины не заменят естественные — свидетельствует печальный опыт полярных экспедиций, понадеявшихся на них. В продуктовом БП-запасе источником витаминов удобно послужат сухофрукты (Синтетические витамины вообще плохо усваиваются организмом, хотя всё же наверное можно припасти и поливитамины как вспомогательное средство). Ещё нужно не забыть про соль (лучше йодированную) и иные приправы вроде перца и уксуса — без них организм в какой-то момент начнёт очень плохо усваивать пищу. Кстати, ещё дореволюционные флотские уставы предписывали наличие приправ в рационе моряков.

А ещё надо помнить, что консервированная пища не идёт на пользу желудку — после нескольких дней подряд питания только ею могут с высокой вероятностью начаться заболевания органов пищеварения. Особенно это касается различных армейских индвидуальных пайков, которые преследуют цель просто не дать сдвинуть лыжи от голода. Нужно разбавить рацион пищей, заведомо не содержащей консервантов. Кстати, увесистым, громоздким и не всегда качественным мясным консервам можно найти замену — в виде сушенного мяса. Готовится так — разрезанная кусками говядина сутки вымачивается в соляном растворе, затем нарезается более мелкими кусочками и 10-12 часов сушится в приоткрытой духовке на медленном огне (50-60 градусов). Вес гораздо меньше, чем у банок тушенки (в котором немалый удельный вес металла и воды), а ещё заведомо нет сои и консервантов. В общем, более выгодное соотношение общей и полезной массы.

Следует иметь ввиду, что еда — одна из вещей, на которой не следует экономить. Можно пожертвовать остальными потребностями, но питаться надо стараться всегда хорошо. По той причине, что ослабленный голодом организм становится лёгкой добычей любой хвори, начиная от простуды, и кончая таким весёлым спутником голода как туберкулёз.

Раз уж разговор о БП-пище затронул вопрос здоровья, то придётся упомянуть тему гигиены. Пренебрежение чистоплотностью также очень сильно поспособствует распространению разной заразы и паразитов. Тут не лишним окажется некоторый запасец старого доброго хозяйственного мыла. Для пеших переходов удобны окажутся антисептические влажные салфетки. Но это из заготовленных БП-принадлежностей. Для жизни же в условиях, когда средства гигиены купить негде, придётся вспоминать дедовские рецепты. Вспомним, к примеру, старинный народный эрзац мыла — хорошо разведённый водой щелок, который приготавливали из залитой водой обычной древесной золы, отстояшейся три дня (по их истечении надо слить верхнюю часть содержимого ведра и развести водой).

Да, ещё: при БП с квалифицированными врачами, лекарствами и медицинским оборудованием скорее всего будут большие напряги. Поэтому какие-то хвори постарайтесь исцелить заблаговременно. Например, пролечите зубы — поставьте все пломбы, устраните очаги кариеса, удалите больные. Потому что в условиях отсутствия зубных клиник самая пустячная проблема с зубами превратится в адскую муку, и лечение подручными средствами будет крайне болезненным и неэффективным. Вообще, не ленитесь почаще проходить медосмотр, причём желательно более подробный, чем предписывается обычными стандартами, и не для «галочки», а чтоб реально знать состояние здоровья. Нередко бывает, что внутри благополучного с виду организма уже развивается тот же туберкулез, рак, или ещё что мерзкое.

Какой ещё аспект можно было бы дополнить? Скажу пару слов по поводу БП-автомобиля. Повторять сказанное ранее не стану, добавлю только что транспортное средство в такой ситуации можно рассматривать в двух вариантах: как способ быстро покинуть опасную зону, после чего машину можно бросить, как только она по какой-то причине не сможет продолжать путь и как постоянное транспортное средство после Армагеддона. Отсюда два варианта БП-мобиля: тюнингованный для экстремальных условий внедорожник и любое исправное средство о четырех колесах. Надо правда иметь ввиду, что машину с коробкой-автоматом нельзя применять в качестве тягача, и буксировать саму, не отсоединив приводы от колёс, чтоб те вращались вхолостую. Иначе будет угробленная коробка. В довесок: в машине всегда необходимо иметь аварийный запас, состоящий из фала для буксировки, компактной тёплой одежды (термобелья), шанцевый инструмент вроде пилы и топора (лопату обычно держат все), немного сухпая. Во всяком случае, зимой в машине полный аварийный запас должен быть обязательно. В дополнение к штатной аптечке, которую требуют гаишники (кстати, имеющиеся в ней медикаменты заточены под первую помощь хирургического плана, что при БП сужает спектр её применения), иметь аптечку, составленную с учётом каких-то хронических хворей своих и членов семьи, имея ввиду, что машина может потерпеть аварию в каком-нибудь совершенно безлюдном месте, где риск застрять надолго, объём лекарств подготовить исходя из максимальной пассажирской вместимости машины. Аптечки разместить так, чтоб было удобно достать в любой ситуации — к примеру, если машина опрокинется на бок или на крышу.

Затронем вопрос психологии. Надо помнить, что в экстремальных условиях человек от избытка эмоций может повести себя совершенно неадекватно, типичные реакции — паника, страх, ступор, растерянность. С учётом психологии современного урбанистического капиталистического общества может быть и такая реакция — например, при гибели дорогой вещи (скажем, разбилась машина) — ярость, желание в отчаянии доломать окончательно, совершить какой-нибудь бессмысленный акт разрушения или самоубийственный поступок. Гибель дорогого имущества может шокировать намного сильнее, чем риск для жизни своей или близких. Надо просто иметь ввиду, что возможны такие реакции.

Снова вспомним про тезис, что выживальщик — это не горы припасов и снаряжения, а прежде всего навыки и умения. А также хорошая физическая форма. БП может застигнуть в момент, когда всевозможные ящики с тушенкой и ножи-стволы окажутся где-то далеко. Тут спасёт только знание того, что нужно делать, сообразительность, ну и тренированность. Кстати, к такому выводу недавно пришёл один знакомый улан-удэнский сурвивалист, прекративший складировать запасы и снаряжение, и начавший посещать зал вин-чуна (кстати, неплохо бы и самому наконец туда заглянуть). Вообще, перефразируя одного авторитетного ганзовца (слова правда были сказаны о самооборонщиках) настоящий выживальщик должен носить два девайса: голову на плечах и жопу в зал.

Про то, что без боевого огнестрела все концепции выживания — дело не слишком серьёзное, я ранее уже упоминал. В этот раз скажу только, что человек с «сайгой», но без тушенки, тушенку добудет достаточно легко, а вот наоборот — едва ли.

В заключении пару слов о ножах. Когда-то давно на вопрос об оптимальном ноже для рейдов в тайгу знакомый геолог с некоторым раздражением ответил, что там вполне хватит китайского кухонника, а всякие грозно выглядящие охотничьи и туристические ножи — скорее выпендрёж.

Есть разновидность ножей — т.н. «ножи выживания», эти впечатляющие при поверхностном знакомстве девайсы выпускают многие известные ножевые фирмы. Типичная схема ножа выживания — широкий клинок (нередко с пилой на обухе) и полая рукоять, в которой хранятся разные «выживальные» вещи, в навершие рукояти часто встраивается маленький компас. (Кстати, пример такого ножа). Всё это выглядит весьма представительно, но… Тут пример того, что попытка создания универсального инструмента зачастую порождает ублюдочный гибрид, не выполняющий в надлежащем качестве ни одной из возложенных функций. (Хотя ряд задумок и конструктивных решений конечно интересен). Пила на обухе на практике обычно неудобна, ибо слишком коротка и имеет плохую разводку зубьев (а при хорошей клинок станет застревать в тушах), и вообще, для распила, а также рубки и копания удобнее пользоваться соответствующими инструментами, нежели ножом. Компас в навершии даёт большую погрешность, НАЗ в полости рукояти слишком мал. При этом из-за полой рукояти нож имеет очень короткий хвостовик, что на порядки снижает его прочность. А геометрия клинка делает нож неудобным и для охоты, и для рыбалки, и для самообороны. В общем, такие ножи эффективны лишь в теории, на практике же выявляется куча недостатков, причём обусловленных самой концепцией. А лично я в тайгу взял бы нож средних размеров из хорошей стали, со сплошным хвостовиком-рукоятью и деревянными накладками, толщиной клинка около четырех миллиметров (чтоб юзать как ломик), заточенным фальшлезвием, ровным гладким обухом (чтобы можно было при необходимости бить чем-то тяжелым), и на всякий случай — коротким серрейторным участком у пяты клинка. Ну и чтоб была гарда. А в дополнение — маленький рыбацкий нож вроде какой-нибудь из моделей «Моры». Или многопредметный складник вроде «викториноксов».