ПОНЯТИЕ РУССКОГО НАЦИОНАЛИЗМА И П.РЕЗИДЕНТСКОГО НАЦИЗМА

ПОНЯТИЕ РУССКОГО НАЦИОНАЛИЗМА И П.РЕЗИДЕНТСКОГО НАЦИЗМА

ПОНЯТИЕ РУССКОГО НАЦИОНАЛИЗМА И П.РЕЗИДЕНТСКОГО НАЦИЗМА

Медведев и «нацисты»: кто с чем борется?

Терминологическая путаница по национальному вопросу, царствующая в России даже на вершине власти, не способствует нормализации обстановки в стране.

Всего несколько фраз, оброненных президентом Дмитрием Медведевым 17 января на встрече с представителями Федерального Собрания, буквально взорвали общественность. Понятно, что затронутая тема давно «перезрела», однако, и сказанное президентом, и высказанное в качестве обратной связи обществом имеет настолько разнобойный спектр смыслов, что возникает ощущение, что и та, и другая сторона говорят на разных языках. Так и есть.

Еще с советских времен существует терминологическая путаница, которая по наследству досталась «новой России». Происхождение этой путаницы имеет свою историю, однако она накладывается еще на некоторую понятийную небрежность, и даже нежелание разбираться в понятиях.
Понятие «нацизм» сегодня во всем мире имеет исторический контекст, от которого невозможно абстрагироваться так, как это делает чистая политологическая наука.
Попробуем спокойно и без эмоций проанализировать то, что сказал президент, и дать этому понятийное обоснование. Одна из «убойных» фраз, вызвавшая, пожалуй, наиболее эмоциональную реакцию, прозвучала так: «Все нацисты, независимо от места их происхождения, по своей природе антинациональны».
Понятие «нацисты» (сокращение от «национал-социалисты») означает принадлежность к политическому и идеологическому течению, возникшему в Германии в 20-годах прошлого столетия. Суть национал-социалистической идеологии в чистом виде, если абстрагироваться от исторического контекста, заключается в комбинировании национализма в политике и социалистических принципов в экономике. Другими словами, национал-социалистическая идеология есть утверждение ценности и роли национального государства в жизни общества, плюс социально ориентированная экономика. Все. Это строгая политология.
Национальное государство, или по другому — государство-нация — это основная на сегодняшний день форма государственности во всем мире. РФ — декларативно — также является государством-нацией или просто нацией. А социальные программы, активно реализуемые нынешним правительством, уже не декларативно, но фактически следуют из 7-й статьи Конституции РФ, в которой говорится, что Россия является «социальным государством».
Вот вам и две составляющие национал-социализма.
Национально ориентированным гражданином является тот, для которого интересы его государства являются ценностью — в отличие, например, от либерально ориентированного гражданина, для которого интересы государства вторичны по отношению к личному, частному, в первую очередь, коммерческому интересу. Это чистая политологическая теория, и с этой точки зрения, фраза «все нацисты, независимо от места их происхождения, по своей природе антинациональны», — теряет всякий смысл, потому что буквально означает, что все сторонники национальной государственности, основанной на социалистических принципах, выступают против или действуют во вред национальной государственности.
Понятно, что президент здесь имел ввиду что-то другое, но понятийная неоднозначность, терминологическая путаница, царящая в нашем обществе, не дали ему это сделать так, чтобы все поняли это как надо. Очевидно, под «нацистами» президент подразумевал тех, кто испытывает неприязнь, нетерпимость к другим… Кому «другим» — с этим определением разберемся чуть позже.
Понятие «нацизм» сегодня во всем мире имеет исторический контекст, от которого невозможно абстрагироваться так, как это делает чистая политологическая наука. Нацизм неразрывно связан с деяниями и преступлениями Нацистской Германии Гитлера, и, в первую очередь, с массовым уничтожением людей.
Расовая теория, которая стала одной из составляющих национал-социализма гитлеровской Германии, и является тем элементом, который обосновывал расовое превосходство немцев над другими народами, из которого прямо проистекала нетерпимость немецких нацистов, что технологически оборачивалось геноцидом других народов со стороны немцев в период Второй мировой войны.
Иными словами, подобные взгляды определяются такими понятиями, как расизм, и в более смягченном варианте — ксенофобия, — буквально, неприязнь, нетерпимое отношение. Вот что имел в виду Медведев, когда произносил свою фразу, что те, кто исповедует идеи расовой или какой-либо другой нетерпимости, создают угрозу интересам нашего государства, в политологической терминологии — государства-нации или просто нации.
Следует отметить, что под понятием «нация» во всем мире понимается политическое единство граждан одного государства. Собственно, вся совокупность граждан и есть нация. Отсюда понятия «американская нация», «французская нация» и т. д. Соответственно, национальные интересы, суть — интересы нации, всей совокупности граждан государства. Национальные интересы России, таким образом, — это интересы всех граждан России.
В итоге, если принять терминологию, принятую в западном научном сообществе, то фраза Медведева должна была прозвучать так: «Все сторонники идеи расовой или какой-либо другой нетерпимости, независимо от места их происхождения, создают угрозу интересам всех граждан нашего государства», или, в укороченном варианте: «Все, кто исповедует расизм и ксенофобию, независимо от места их происхождения, антинациональны».
Здесь также неслучайна оговорка — «независимо от места их происхождения», — которая, очевидно, должна была подчеркнуть, что нетерпимость существует не только у русских, по отношению, например, к «выходцам с Кавказа», но и наоборот, у людей, родившихся на Кавказе, то есть имеющих «кавказское происхождение» — по отношению к русским. Но… Тогда их тем более нельзя обозначить понятием «нацисты», ибо здесь мы открываем «ящик Пандоры».
Нацист, родившийся на Кавказе, — это сторонник своего национального государства. И если, говоря о выходцах с Южного Кавказа, это вполне корректно, т. к. на Южном Кавказе по факту существуют три суверенных национальных государства — Грузия, Азербайджан и Армения, то что значит определение «нацист» в отношении выходца с Северного Кавказа? А это значит, ни много, ни мало, что этот человек исповедует идею создания национального государства на Северном Кавказе, т. е. независимого, самостоятельного, суверенного государства.
Вместе с этим сторонник этнической неприязни разрушает и самого себя, ненавидя в самом себе тюрка, финно-угра или кавказца. Учитывая этническое происхождение большинства наших «нацистов» — это становится просто абсурдом.
Если сюда добавить исторический контекст, который тянется за понятием «нацист», то это еще и человек, испытывающий неприязнь, нетерпимость к другим. Т. е., иными словами, если рассматривать на примерах, то нацист, имеющий северо-кавказское происхождение, — это, допустим, чеченец, или адыг, который является сторонником создания суверенного, независимого от России чеченского или адыгского государства, да еще и испытывающий при этом неприязнь к нечеченцам или неадыгам, а в пределе убивающий их по этому признаку. Ничего не напоминает? В таком контексте, фраза сказанная президентом, становится во сто крат опаснее…
Но именно этот контекст становится все более очевидным, когда мы обращаем внимание на то, что было сказано дальше: «Они просто подрывают культурные основы развития своего государства, а фактически разрушают все, включая свой этнос, за который как будто бы борются». Ключевым здесь является понятие «этнос».
В этносоциологии, которая в современной России находится в крайне плачевном и запущенном состоянии, этнос определяется следующими параметрами: вера в общее происхождение, общий набор социально-поведенческих нормативов, общая территория проживания. Таким образом, этнос — это и есть то, что у нас подразумевается под происхождением. Этнос — это базовый, первый слой социального устройства, это фундамент, исходная среда происхождения любого человека. Любой человек изначально принадлежит к какому-либо этносу или этносам. Этнос замкнут, статичен, неизменчив. Таково определение русского этносоциолога Сергея Широкогорова.
Следующим за этносом слоем социального устройства является собственно народ. Народ возникает тогда, когда этнос размыкается и входит во взаимодействие с другими этносами, перемешивается — и в таком состоянии входит в историю. Лев Гумилев определял этот процесс как этногенез. Иными словами, чеченцы, адыги, аварцы, ингуши, даргинцы, кумыки, балкарцы — это этносы, пусть вышедшие из состояния равновесия, но все же этносы. А кто же такие русские?
Русские, появившиеся на основе слияния множества славянских, финно-угорских, тюркских и других этносов и племен, и в таком виде создавшие свою государственность — это народ. В основе же народа лежит не этническая идентичность, основанная на вере в общее происхождение и т. д., а культурно-цивилизационная идентичность. Тот, кто считает русскую культуру своей, а достижения и завоевания русской цивилизации считает своими достижениями и завоеваниями, тот и есть русский. Вне зависимости от своего этнического происхождения.
Тот же, для кого достижения русской цивилизации, русская культура, да и собственно, сама русская государственность не является большой ценностью, либо находится на втором плане, а вместо этого основными ценностями являются его земля, семья, традиции, обычаи, культура, могилы и наследие предков, вера предков — есть представитель своего этноса.
Таким образом, самое главное, что следует разделять, это понятия «этнос» и «народ». Северный Кавказ населен традиционными этносами. Чеченцы, ингуши, адыги, балкарцы и прочие — это этносы. Русские — это народ.
Взглянем еще раз на фразу президента: «Они [нацисты] просто подрывают культурные основы развития своего государства, а фактически разрушают все, включая свой этнос, за который как будто бы борются». Если речь идет о русских, а под нацизмом, как мы уже установили, президент понимает расовую нетерпимость и ксенофобию, то сторонник таких взглядов действительно разрушает страну, т. к. речь в данном случае идет о нетерпимости представителя русского народа, создавшего большое государство — Россию, к представителями этносов, во всем своем многообразии вошедших в это государство.
Однако, вместе с этим сторонник этнической неприязни разрушает и самого себя, ненавидя в самом себе тюрка, финно-угорца или кавказца. Учитывая этническое происхождение большинства наших «нацистов», это оказывается просто абсурдом.
При этом следует понимать, что главной ценностью для русского является именно государство, созданное русскими. Это вершина русской цивилизации, главная ценность. Поэтому русский по определению не может желать разрушения своего государства. Этого может желать или испытывать безразличие представитель этноса, т. к. у него другая ценностная шкала. Но даже представители этносов, входящих в состав русского государства, в большинстве своем не желают этого.
Таким образом, тот, кто желает распада своего государства, вольно или невольно создавая предпосылки к этому, не может считаться русским. Такие «нацисты», действительно, «просто подрывают культурные основы развития своего государства, а фактически разрушают все… включая свой этнос, за который как будто бы борются».
Вот это уже серьезно, т. к. этно-национализм — это то, что реально разрушает государство со всей возможной эффективностью. Но это уже совсем другая тема.

Валерий Коровин