К вопросу о сделках, совершенных с целью, противной основам нравственности и правопорядка
Проблемы деловой этики являются максимально важными как показатель соответствующей традиции, то есть как индикатор сложившихся обычаев и традиций делового стиля ведения бизнеса. Общество и деловая общественность не могут игнорировать те проблемы, которые влияют на характер формирования бизнеса.
В целом, безусловно, здесь есть и историческая, и моральная подоплёка, которая заключается в то, что бизнес, фактически, обречён на вырождение или тяготеет к разрешению проблем вне юридического поля их решения. Подход к рассмотрению нравственности как фактора правового пространства и рассмотрения сущности современных проблем является неким интегративным и междисциплинарным аспектом, к которому необходимо, что очень важно, найти не морализаторский характер рассмотрения. Мораль олицетворяется с определённым социальным носителем. Но сегодня является образцово-показательным совокупность фактов моральной ответственности руководителей практически всех уровней. В этом проявляется соответствующая моральная норма для подражания как руководителей более низкого звена, так и всего общества. Учитывая, что фактически открыто обсуждается вопрос о том, какие чиновники обладают особым правовым статусом, можно задать очень простой вопрос: насколько корректной является ситуация негласного наличия такого особого правового статуса чиновников? Моральные нормы исполняются в силу их общего признания социальным большинством. Но общество, всё же является неодномерным в моральном плане. Известно, что непризнание общей системы моральных норм присуще криминальной культуре. Но парадоксально, что чиновники могут являться носителем латентной криминальной культуры. Здравый смысл и адекватный социальный разум диктует необходимость отказаться от двойных моральных стандартов.
Как отмечается в литературе, нравственность – термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда – этики. В более узком значении нравственность – это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле –в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида (см., напр.: 1, 2).
К сожалению, в широкий обиход в России и в других странах СНГ в последние 20 лет прочно вошли сделки, которые совершаются с целью, весьма противной основам нравственности наших народов.
Речь идет о сделках ростовщических. Чтобы не возвращаться впоследствии к понятию этого противного основам нравственности явления, сразу дадим его определение. Ростовщичество (или более древнее – лихоимство (см. 3)), то есть занятие ростовщика — требование и взимание процентов со ссуды. Таким образом, ростовщическая сделка – это ссуда денег с условием возврата не только этой же суммы, но и денег (процентов) за ее получение. С точки зрения экономической – это отдача капитала в ссуду за вознаграждение.
В двадцатом веке значение слова «ростовщичество» под влиянием могущественных лиц, которые им занимались, несколько изменилось, не изменив его сущности. Так, «умная» Википедия гласит: «Ростовщи́чество – предоставление денег в долг под проценты (в рост). В современном языке ростовщичеством называют дачу средств в долг под «чрезвычайно высокий» процент (по сравнению с обычной сложившейся практикой) или под залог вещей». Заметим, что Википедия и целый ряд других словарей уже не определяют, что ростовщичество – это предоставление денег в долг под проценты, а только при условии — «под «чрезвычайно высокий» процент (по сравнению с обычной сложившейся практикой) или под залог вещей». Выражение – «чрезвычайно высокий» – Википедия излагает в кавычках, да еще и с оговоркой – «в современном языке». И это далеко не случайно, так как этот термин – «чрезвычайно высокий» – чрезвычайно оценочный и не поддающийся точному определению. Но самое главное – такие «ангажированные» словари фактически оправдывают такое опасное явление «как предоставление денег в долг под проценты (в рост)», не называя его ростовщичеством. Суть ростовщичества не меняется от того, что процент «считается чрезвычайно высоким», так же как женщине нельзя быть чрезвычайно беременной, а воде нельзя быть чрезвычайно мокрой, а вору – чрезвычайно вороватым. Оговорка — «под «чрезвычайно высокий» процент» — призвана ввести людей в заблуждение и оправдать теорию и практику ростовщичества.
Теперь давайте проанализируем, каково отношение нравственности в России к ростовщической сделке. Начнем с религиозной нравственности, поскольку в России влияние четырех мировых религий весьма велико. И все они… порицают ростовщичество. И это еще мягко сказано, так как они относятся к ростовщичеству с ненавистью.
В истории одним из главных противников ростовщичества выступила и выступает христианская церковь, позиционирующая себя первоначально как религия бедных. В Евангелии от Луки читаем: «И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо он благ и к неблагодарным и злым» (Лук. 6: 34-35).
В Библии ростовщичеству уделено огромное внимание. В книге Сирах читаем: «Хлеб нуждающихся есть жизнь бедных: отнимающий его есть кровопийца. Убивает ближнего, кто отнимает у него пропитание <…> Когда один строит, а другой разрушает, то что они получают для себя кроме утомления? Когда один молится, а другой проклинает, чей голос услышит владыка? Когда один умывается от осквернения мертвым и опять прикасается к нему, какая польза от его омовения?» (34: 21-25).
«Строящий дом свой на чужие деньги- то же, что собирающий камни для своей могилы» (21: 9).
«Если ты выгоден для него, он употребит тебя, если обеднеешь, он оставит тебя. Если ты достаточен, он истощит тебя, а сам не соболезнует <…> Своими угощениями он будет пристыживать тебя, доколе два или три раза не ограбит тебя, не насмеется над тобою, наконец» (13: 1, 8).
«Какое общение у волка с ягненком?.. Какой мир у гиены с собакой? И какой мир у богатого с бедным? Ловля у льва — дикие ослы в пустыне. Так и пастбища богатых — бедные» (13: 21-23).
Из Ветхого Завета (Второзакония) видно, что люди знали о воздействии процентной системы на социальные механизмы угнетения и власти, их чрезмерность от роста процентов. Об этом говорит Неемия (наместник Иудеи 445 до Р.Х.): «Мы желали либо достать хлеб и кормиться и жить. Были и такие, которые говорили: <…> поля свои, виноградники свои, и дома свои мы закладываем, чтобы достать хлеба от голода <…> Мы занимаем серебро на подать царю под залог полей наших и виноградников наших <…> Нет никаких средств для выкупа в руках наших; и поля и виноградники наши в руках у других <…> Не в страхе ли Бога нашего должны ходить вы, дабы избегнуть поношения от народов, врагов наших?»
Поэтому раз в семь лет признавался «Святой год» — год прощения долгов, под контролем старейшин общины.
В 1139 году Второй Латеранский собор постановил: «Кто берёт проценты, должен быть отлучён от церкви, и приниматься обратно может только после строжайшего покаяния и с величайшей осторожностью. Взимателей процентов нельзя хоронить по христианскому обычаю». В 1179 г. папа Александр III запрещает процент под страхом лишения причастия. В 1274 г. папа Григорий X применяет более строгое наказание — изгнание из государства. В 1311 г. папа Климент V вводит в качестве наказания отлучение от церкви.
В дальнейшем, в течение многих веков подряд церковь строго запрещала ростовщичество и объявляла взимателей процентов опаснейшими еретиками. Свой вклад в это богоугодное дело внесли такие представители церковной мысли как святой Фома Аквинский (1225-1274), святой Бернардин Сиенский (1380-1444), святой Антонин Флорентийский (1389-1459).
Святой Хризостом (Chrysostom), присоединяясь к мнению Отцов церкви, говорил: «Что может быть более безрассудным, чем засеивать без земли, без дождя, без плугов? Все, кто это творит, должны пожинать только пустоту. Давайте же остановим это чудовищное рождение золота и серебра, давайте остановим этот отвратительный обычай!»
«Деньги детей не рожают и не должны это делать — формула, которую столько раз будет повторять Фра Бернардино и повторит Тридентский собор в 1563 г: деньги не порождают деньги (pecunia pecuniam non parit) <…> Борьба, которую вели папство и церковь, велась со всей суровостью, тем более что ростовщичество, конечно, не было воображаемым злом» (Ф. Бродель).
Фома Аквинский осуждал ростовщичество («постыдное ремесло»): «Если ты <…> владеешь каким либо товаром, то ты можешь искать честной прибыли; но только в такой мере, чтобы это было по-христиански, и чтобы твоя совесть была чиста, и чтоб не было вреда душе твоей». Давая деньги в рост, кредиторы, стремясь представить сделку честной, требуют проценты как плату за время, предоставляемое им заемщику. Время, считает Ф. Аквинский, это всеобщее благо, данное Богом всем в равной степени. Таким образом, ростовщик обманывает не только ближнего, но и Бога, за дар которого он требует вознаграждения.
Реформация провозгласила в лице Лютера новые подходы в борьбе с ростовщичеством, в том числе церковным. В 1543 году основатель немецкого протестантизма Мартин Лютер написал трактат «О евреях и их лжи», где глубоко затронул проблемы ростовщичества.
До XVI в. взимание процентов было осуждено 17 римскими папами и 28 соборами, в том числе 6-ю вселенскими. В Англии на ростовщическую деятельность был наложен запрет светских властей в 1341 г., во Франции — в 1312 г. В 1286 г. в Пизе постановлением городской общины было запрещено ростовщикам проживать в городе, судьям — выслушивать их жалобы, а гражданам — давать им у себя приют. Статут города Вероны гласил: «…ростовщикам вход в город и его окрестности запрещается». В Голландии вплоть до 1657 г. ростовщики не допускались к причастию, то есть церковь отделяла их от сограждан (Кулишер М. И. Очерки сравнительной этнографии и культуры. СП б., 1887. С. 232).
В Кельнский собор был запрещен вход «горбатыми, согбенными, одноглазыми, хромыми, глухими, заиками, паралитиками или отмеченными каким-либо другим физическим пороком, убийцами или клятвопреступниками, или когда-то объявленными вне закона, или ростовщиками» (Постановление кёльнского епископа по поводу спора между бургграфом и фогтом Кёльна (1169 г.). [1164 г.] // Средневековый город. №7, 1983).
В христианском мире нового времени папа Бенедикт XIV подтвердит в булле Vix pervenit от 1 ноября 1745 года старинные запреты по поводу займов под проценты. А в 1769 году ангулемским банкирам, затеявшим судебный процесс, было отказано в иске к недобросовестным должникам под тем предлогом, что «они ссужали тем деньги под процент». В 1777 году постановление Парижского парламента запрещало «любой вид ростовщичества, осуждаемый священными канонами», и французское законодательство будет неустанно его официально запрещать как преступление вплоть до 1789 года.
Рассмотрим ислам. Его религиозные догматы напрямую направлены на борьбу с ростовщичеством. В Коране находим аяты, осуждающие ростовщиков, лихву (риба). Коран выступает против процентов, когда за одалживаемую монету берут две, а то и четыре. С этим он обращается и к тем ростовщикам, которые приняли ислам: «О вы, которые уверовали! – читаем в 3-й суре. — Не пожирайте роста, удвоенного вдвойне, и бойтесь Аллаха, — может быть, вы окажетесь счастливыми!» (3: 125). И далее: «…бог позволил прибыль в торговле, а лихву запретил <…> Верующие, бойтесь бога и оставьте то, что достается вам лихвой, если вы верующие. Если не сделаете того, то знайте, что у бога и посланника его война с вами. Но если вы покаетесь, то в ваших руках останется капитал» (2: 276, 278-279).
Эти мотивы, связанные с осуждением ростовщичества, взимания лихвы, прибыли, есть и в других аятах. Так, читаем: «Давай же близкому его право, и бедняку, и путнику. Это — лучше для тех, которые желают лика Аллаха. <…> То, что вы даете с прибылью, чтобы оно прибавлялось в имуществе людей, — не прибавится оно у Аллаха. А то, что вы даете из очищения (по-арабски «заката» — своего рода подоходного налога с мусульман), желая лика Аллаха, — это те, которые удваивают» (30: 37-38) (свою посмертную «долю»).
«Те, которые берут лихву, восстанут [в Судный день], как восстанет тот, кого шайтан своим прикосновением обратил в безумца. Это им в наказание за то, что они говорили: “Воистину торговля — то же, что и лихва”. Но торговлю Аллах дозволил, лихву запретил. Если к кому-либо [из ростовщиков] придет увещевание от Аллаха, и если он поступит согласно этому увещеванию, то ему простятся прошлые его грехи» (Коран, Сура 2: 275).
«Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Увлекла вас страсть к умножению, пока не [чтобы] навестили вы могилы. Так нет же, вы узнаете! Потом нет же, вы узнаете! Нет же, если бы вы знали знанием достоверности. <…> Вы непременно увидите [адский] огонь! Потом непременно вы увидите его оком достоверности!» (Коран, Сура 102. Охота к умножению).
Осуждение ростовщичества находим и у Конфуция: «Благородный человек знает только долг. Низкий человек знает только выгоду», и в буддизме: «Царь. Проститутка, демон, огонь. Вор. Юноша и нищий не могут понять страдания других. Восьмым в этой категории является сборщик налогов и ростовщик» (Афоризмы мудреца Чанакьи, М.: Иамуна Пресс, 1996.)
И даже в иудаизме ростовщичество порицается в отношении своего народа и рассматривается, ни много ни мало … как средство для захвата власти в иностранном государстве или другом народе:
«Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост, иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост» (Второзаконие, 23: 19);
«…и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы [и будешь господствовать над многими народами, а они над тобою не будут господствовать] (Второзаконие 28: 12);
«Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их служить тебе, народ и царства, которые не захотят служить тебе — погибнут, и такие народы совершенно истребятся» (Исайя 60: 10-12).
В дохристианский период на Руси (точнее – в Рассении) лихоимство также осуждалось. Весьма показательно в этом отношении «Слово Мудрости Волхва Велимудра» – одно из древнейших pyкописных источников, coкровенного Славяно-Арийского Ведического Знания, сохранившееся до наших дней, благодаря многим Славянским и Арийским Родам исповедующих Старую Веру Первопредков – Инглиизм (которая сейчас называется славянским язычеством).
Существует несколько вариантов записи «Слова Мудрости», это Глаголические Харатьи, то есть тексты на пергаменте, записанные глаголицей; Словенские Харатьи, то есть тексты на пергаменте, записанные полуруническим словенским уставом; Святорусские Волхвари, то есть тексты на дoщeчкax из дуба, березы, кeдpa или ясеня, записанные святорусским руническим письмом, ныне почему-то называемого Велесовицей, очевидно из-за того, что этим письмом записана «Книга Велеса».
«Слово Мудрости» хранится и передается из поколения в поколение среди Православных Староверов-Инглингов, не только для постижения бесценного Древнего Жизненного Родового Опыта и Уклада наших Предков, а для того, чтобы лучше понять современную действительность, ибо прошлое миллиардами нитей связано с настоящим, из кoтоpoгo берет начало будущее.
В данном памятнике сказано: «Самыми непростительными поступками для человека являются оговор, предательство, зависть, желание чужого добра и лихоимство».
На Руси с приходом христианства, ростовщичество считалось серьезным преступлением против заветов Господа Бога. В древности среди русских ростовщиков почти не было, занимались ростовщичеством в основном пришлые люди, в эпоху расцвета культуры и мощи Киевской Руси и оживленной торговли с Византией и Западом, в Киеве появилось большое количество чужих купцов, которые очень быстро разбогатели. Киевские ростовщики брали до 50% годовых !!!
Нетрудовой, паразитический характер такого ростовщического дохода вызывал широкий протест. Так, весной 1113 в Киеве разразилось народное восстание, во время которого были разгромлены дома ростовщиков, взимавших огромные проценты, а также занимавшихся скупкой и перепродажей по спекулятивным ценам продуктов широкого потребления. «Народ, истомленный финансовой политикой Святополка, взял с бою дворец крупнейшего киевского боярина, тысяцкого Путяты Вышатича (брата Яна), и разгромил дома ростовщиков, которые пользовались какими-то льготами великого князя <…> Восстание, несомненно имело успех (в этом отрывке речь идет о восстании киевлян 17 апреля 1113 года, когда устав от непосильных поборов со стороны ростовщиков и бояр, народ взялся за оружие – Авт.), так как Владимир немедленно издал новый закон — “Устав Володимерь Всеволодича”, облегчающий положение городских низов, задолжавших ростовщикам, и закрепощенных крестьян-закупов, попавших в долговую кабалу к боярам» (Татищев, Василий Никитич (1686-1750.) История Российская: [В 3 т.] Василий Татищев М.: АСТ, 2003).
Подобное отношение имело место и на более поздних этапах развития российского государства. Так, в Уголовном Уложении Российской Империи (1903 г.) ростовщичество считается преступлением. В нем приводятся следующие признаки ростовщических сделок: 1) если заемщик вынужден своими известными заимодавцу стеснительными обстоятельствами принять крайне тягостные условия ссуды; 2) сокрытие чрезмерности роста включением его в капитальную сумму под видом неустойки, платы за хранение; 3) ссуда в виде промысла на чрезмерно обременительных условиях «сельским обывателям» за вознаграждение частью хлебом, а также скупка хлеба у крестьян по несоразмерно низкой цене при заведомо тяжелых обстоятельствах продавца. Ростовщики наказывались тюрьмой или исправительным домом.
Крайне негативное отношение к ростовщичеству и ростовщикам мы встречаем в трудах классиков русской литературы и других великих русских мыслителей, в том числе и современников; произведения большинства из них включены в программы обучения школьников и студентов в России, таких как: Г.Р. Державин (1743-1816 гг.), В.И. Даль (1801-1872 гг.), А.Д. Кантемир (1708-1744 гг.), А.С. Пушкин (1799-1837 гг.), М.Ю. Лермонтов (1814-1841 гг.), Н.В. Гоголь (1809-1852 гг.), В.Г. Белинский (1811-1848 гг.), А.И. Герцен (1812-1870 гг.), И.А. Гончаров (1812-1891 гг.), А.К. Толстой (1817-1875 гг.), И.С. Тургенев (1818-1882 гг.), Н.А. Некрасов (1821-1878 гг.), Ф.М. Достоевский (1821-1881 гг.), А.Ф. Писемский (1821-1881 гг.), М.Е. Салтыков-Щедрин (1826-1889 гг.), Н.С. Лесков (1831-1895 гг.), Н.Г. Помяловский (1835-1863 гг.), В.В. Крестовский (1840-1895 гг.), Г.И. Успенский (1843-1902 гг.), Н.Е. Каронин (1853-1892 гг.), А.П. Чехов (1860-1904 гг.), В.В. Розанов (1856-1919 гг.), М.О. Д.С. Мережковский (1865-1941 гг.), Меньшиков (1859-1918 гг.), А. Белый (1880-1934 гг.), М. Семенова (род. 1958 г.), Б. Акунин (род. 1956 г.) и многие, многие другие.
В русском фольклоре мы не найдем ни одной пословицы и поговорки, которые одобрительно относятся к ростовщичеству. Напротив, известный лексикограф, писатель, собиратель народного фольклора В.И. Даль, который изучил и собрал огромное количество русских народных пословиц и обобщил собранный материал в труде «Пословицы русского народа», приводит ряд примеров этого малого жанра, осуждающих ростовщиков и лихоимство:
«Грехов много, да и денег вволю.
В аду не быть — богатства не нажить.
Не отвернешь головы клячом, не будешь богачом.
Ростовщики на том свете каленые пятаки голыми руками считают.
Деньги — оселок.
Изведай человека на деньгах.
Богатый совести не купит, а свою погубит.
От трудов праведных палат каменных не наживешь.
Где говорят деньги, там молчит совесть.
Не солгать – так не продать (вариант: Не обманешь – не продашь).
Деньги искус любят» и пр.
Также совершенно очевидно, что образ ростовщика в контексте мировой культуры уже давно приобрел подлинно мифологическую сущность, благодаря чему получил возможность существовать больше чем в одной медиальной среде. Будучи одним из феноменов реальной жизни, постепенно получив распространение в качестве объекта порицания и осуждения в сакральных текстах разных народов различных культурно-исторических эпох (см. выше), в произведениях фольклора, в качестве персонажа художественных книг русской литературной традиции, фигура ростовщика во второй половине ХХ в. обрела популярность на радио, теле- и киноэкране, в глобальной сети Интернет. Любопытно, что смысл этого образа при его перемещении из одной медиальной среды в другую фактически не изменяется (чего нельзя сказать о прочих культурных героях, иногда заметно подвергающихся различным трансформациям). Возможно, такое «постоянство» в негативной трактовке образа ростовщика объясняется единой идеологической интерпретацией, сохраняющейся на протяжении этих миграций.
Так, например, стоит указать фильмы «Смерть ростовщика» (1966, реж. Т. Сабиров), «Сватовство гусара» (1979 г., реж. С. Дружинина), «Петербургские тайны» (в частности, образ ростовщика Осипа Морденко в роли М. Филиппова, 1944, реж. В. Зобин, Л. Пчелкин).
Как видно, одна из ДРЕВНИХ (и сохранившихся) основ нравственности нашего российского общества – запрет ростовщичества как проявления ЗЛА.
О вредоносности ростовщичества и его сделок много написано. С точки зрения нравственности, вред от ростовщичества не менее велик: оно есть причина духовной деградации людей, экономически зависимых от ростовщика; формирования у них комплекса неполноценности; причина преобладания материальных ценностей над нематериальными у жертв ростовщичества; причина падения интеллектуального и духовного уровня вследствие отсутствия свободного времени для целенаправленного духовного развития; причина утраты мотивации и ценности самостоятельного творческого, созидательного труда и пр.
С экономической точки зрения, ростовщичество: 1) причина инфляции (которая в России не прекращается 20 лет); 2) причина разорения перспективных хозяйств; 3) один из способов «рейдерства»; 3) причина преобладания торговли над другими сферами экономики, ликвидации национальных производств; 4) причина углубления экономического неравенства людей; 5) причина обесценивания труда людей в России; 6) причина глобального «экономического рабства» граждан перед банками. На макроэкономическом уровне ростовщичество – это причина текущего мирового кризиса. Так, А. Ваджра отметил: «Фундаментальной основой современного мирового могущества транснациональной олигархии является обретение ею, в ходе долгой и упорной борьбы, права производить международные деньги и давать их в долг под проценты. Если по какой-то причине она утратит это право, ее безграничной власти придет конец». С данной позицией согласятся многие. Борьба за право производить международные деньги стала очевидной в ходе текущего мирового кризиса и полностью легализовалась в 2009 г. Через год после крушения Lehman Brothers и начала «острой фазы» мирового кризиса в мировых СМИ доминируют благостные прогнозы о неизбежном завершении кризиса. Не исключено, что в мировой валютно-финансовой системе действительно удастся на какое-то время достичь равновесия и даже демонстрировать признаки роста. Но цивилизационный кризис, кризис экономической системы, основанной на ссудном проценте, никто не отменял. Негативные проявления кризиса лишь отодвинулись на время.
Отметим, что из всех анализируемых причин мирового кризиса феномен ссудного процента в наименьшей степени представлен в сети Интернет и почти полностью отсутствует в публичных СМИ. И этому есть простое объяснение. Во-первых, достаточно сложно удерживать в сознании объективную картину генезиса капитализма в течение пяти веков. Удобнее и комфортнее «уцепиться» за какое-либо простое объяснение причины кризиса и надеяться на лучшее. Во-вторых, и это главное, большинство людей инстинктивно боятся представить масштаб кризиса.
С точки зрения психологической науки, психология ростовщичества – это некая иллюзия жизни субъекта, создаваемая определенной частью объектов (невротиков) для беззаботного существования последних; психическое заболевание, связанное с расщеплением личности, тела и духа.
К психологическим признакам ростовщичества можно отнести:
— компенсация своей ущербности;
— уход от себя в мир иллюзий и грез;
— манипуляция сознанием общества массового потребления;
— отсутствие рефлексии и эмпатии;
— искаженное восприятие мира;
— личностная незрелость;
— психологические защиты с помощью насилия других и др.
С психологической точки зрения ростовщичество создает комплексы социально — индуцированных неврозов экономического человека. Наиболее подробно они были исследованы Э. Берном, назвавшим их «психологическими играми». Сам Берн отмечал, что психологические игры лежат в основе большинства, обществ и субкультур. Так, например, в основе Американского образа жизни лежит игра «Должник», сущность которой состоит в том, что человек постоянно вынужден жить в кредит, ставя под угрозу свою защищенность, что создает тревогу и чувство незащищенности. «Общество старательно поощряет своих членов быть должниками, заставляя, таким образом, усердно работать, выплачивать проценты по кредитам. Невротизация членов общества является не побочным продуктом социальной системы, а необходимым условием существования процентной экономики»,- пишет Эрик Берн в книге «Игры, в которые играют люди».
Основным инструментом социальной невротизации выступает технология манипулирования идеей о доступности приобретения благ через кредит. Сроки платежей создают специфический страх, который постепенно превращается в некий теневой процесс, давящий на психику, при том, что объективное отношение не доходит до сознания. Страхом угнетена не непосредственная житейская практика, а жизненный проект человека.
Под манипуляцией следует понимать психическое воздействие, которое производится тайно, а, следовательно, и в ущерб тем лицам, на которых оно направлено. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулированный верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Для манипуляции требуется фальшивая действительность. Из осознания того, что процентная экономика манипулирует людьми через фиктивные величины, рождается новый вид цинизма и криминала, связанного с банковским мошенничеством.
Л.А. Китаев-Смык в статье «Стресс и психологическая экология» отмечает, что игнорирование законов и требований «психической экологии» приводит к моральной, культурной, а затем интеллектуальной деградации. Он указывает, что длительный стресс, значительно хуже для человека, чем однократное, пусть даже сильное, но быстро проходящее переживание. При таком стрессе периодических выплат процентов на протяжении длительного времени, рождающем в заемщике чувство безысходности и беспомощности, возникают многочисленные «болезни стресса».
Сейчас уже говорят об «эпидемии болезней стресса» должника. Какие это болезни? Наиболее часты инсульт, инфаркт, язвенная болезнь. Стресс нередко становится причиной диабета, глаукомы, геморроя, пародонтоза. При стрессе легче возникает простуда, хуже заживают раны. Стало известно, что раком чаще заболевают люди, страдающие от неисправимой беды: краха жизни, гибели супруга, банкротства, процентной кабалы. Стресс бывает важной причиной психических болезней. Депрессия закономерно толкуется как временная смерть.
Выгорание личности наиболее социально и экономически опасно для общества — это утрата представлений о ценностях жизни. Когда человек не в состоянии предвидеть конец временного состояния своей жизни, он не в состоянии и ставить перед собой какие-либо цели и задачи. Жизнь неизбежно теряет в его глазах всякое содержание и смысл. Обязанность платить проценты рождает на бессознательном уровне заемщика чувство социальной агрессии. Деньги разрушают фундамент отношений человека к человеку.
Психологию личности ростовщика можно охарактеризовать, ссылаясь на отечественных психологов, описывающих психопатии. Так, П.Б. Ганнушкин выделял группу шизоидов, отмечая: «Больше всего шизоидов характеризуют следующие особенности: аутистическая оторванность от внешнего, реального мира, отсутствие внутреннего единства и последовательности во всей сумме психики и причудливая парадоксальность эмоциональной жизни и поведения. По-настоящему шизоиды любят все-таки только себя: будучи эгоистами они почти всегда держатся чрезвычайно высокого мнения о себе, о своих способностях и редко умеют ценить по-настоящему других людей, даже тех, к кому относятся хорошо. Эти холодные энергичные натуры иной раз способны к чрезвычайной жестокости не из стремления к причинению мучений, а из безразличия к чужому страданию».
К психологии личности ростовщика можно отнести, по П.Б. Ганнушкину, и группу параноиков. В их описании психолог выделяет такие качества: «Самым характерным свойством параноиков является их склонность к образованию так называемых сверхценных идей, во власти которых они потом и оказываются; эти идеи заполняют психику параноика и оказывают доминирующее влияние на все его поведение. Самой важной такой сверхценной идеей параноика обычно является мысль об особом значении его собственной личности».
Соответственно этому основными чертами личности параноиков являются очень большой эгоизм, постоянное самодовольство и чрезмерное самомнение. «Это люди крайне узкие и односторонние: вся окружающая действительность имеет для них значение и интерес лишь постольку, поскольку она касается их личности. Крайний эгоизм и самомнение не оставляют места в их личности для чувств симпатии, для хорошего отношения к людям, активность побуждает их к бесцеремонному отношению к окружающим людям, которыми они пользуются как средством для достижения своих целей. Все это делает параноика по существу несчастным человеком, не имеющим интимно близких людей, терпящим в жизни одни разочарования. Видя причину своих несчастий в тех или других определенных личностях, параноик считает необходимым, считает долгом своей совести – мстить; он злопамятен, не прощает, не забывает ни одной мелочи. Нельзя позавидовать человеку, которого обстоятельства вовлекают в борьбу с параноиком, этого рода психопаты отличаются способностью к чрезвычайному и волевому длительному напряжению, они упрямы, настойчивы и сосредоточены в своей деятельности; если параноик приходит к какому-нибудь решению, то он ни перед чем не останавливается для того, чтобы привести его в исполнение; жестокость подчас принятого решения не смущает его. На избранном им узком поприще деятельности он будет работать со свойственным ему упорством, систематичностью, аккуратностью и педантизмом, не отвлекаясь никакими посторонними соображениями и интересами». Жадность ростовщика носит патологически жестокий характер.
П.Б. Ганнушкин выделяет также группу антисоциальных психопатов: «Это люди, страдающие частичной эмоциональной тупостью, именно отсутствием социальных эмоций: чувство симпатии к окружающим и сознание долга по отношению к обществу у них обыкновенно полностью отсутствует. У них нет ни чести, ни стыда, они равнодушны к похвале и порицанию, они не могут приспособиться к правилам общежития. Искать у них сколько-нибудь выраженных духовных интересов не приходится, зато они отличаются большой любовью к чувственным наслаждениям: почти всегда это лакомки, сластолюбцы, развратники. Чаще всего они не просто «холодны», а и жестоки. Грубые и злые, они очень рано, с детства обнаруживают себя сначала своей склонностью к мучительству животных и поразительным отсутствием привязанности к самым близким людям (даже к матери), а затем своим как бы умышленно бесцеремонным нежеланием считаться с самыми минимальными неудобствами окружающих. Среди них встречаются и «холодные», бездушные резонеры, родственные шизоидам субъекты, у которых хорошо действующий рассудок всегда наготове для того, чтобы оправдывать, объяснять их «дурные поступки».
Учитывая изложенную выше особую опасность ростовщичества в России и в мире, давно назрела объективная необходимость законодательного запрета ростовщичества и совершения ростовщических и сходных им сделок в Уголовном кодексе РФ как тяжкого преступления. Фактически ростовщичество является в России видом организованной и экономической преступности и является одновременно причиной для совершения многих других преступлений. Не случайно ростовщичество до 1917 года как лихоимство стояло в одном ряду с другими опасными преступлениями, такими как получение взятки, мошенничество и пр.. По сути своей ростовщичество и есть вид мошенничества, так как ростовщик вводит в заблуждение потерпевшего в том, что передаваемые деньги являются товаром, а не средством расчетов и обмена, и на этом основании требует не только переданных своих денег, но и ЧУЖИХ денег (процентов за «пользование товаром»), то есть денег потерпевшего.
Еще раз повторим ранее изложенный вывод — одна из ДРЕВНИХ (и сохранившихся) основ нравственности нашего российского общества – запрет ростовщичества как проявления ЗЛА.
Дадим теперь юридический анализ явления ростовщичества. В соответствии с Конституцией РФ (которая содержит основы правопорядка), рубль в России – это денежная единица, но не товар. Далее, Федеральный закон РФ № 173-ФЗ дает определение в ст. 1: «Валюта Российской Федерации»: а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа». Далее, в ст. 140 Гражданского кодекса РФ (Деньги (валюта))» прямо сказано: «1. Рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации». Никакого другого назначения денег наши законы не указывают, а значит, иное назначение денег в России как государственного института запрещено.
Таким образом, положения ст. 819 Гражданского кодекса РФ (1. По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее и пр.), а также аналогичные им, противоречат Конституции РФ и другим положениям законов, а посему являются ничтожными и не могут применяться в части процентов. Указанные неконституционные положения – это результат действий ряда чиновников государства, представляющих интересы ростовщических безнравственных организованных по предварительному сговору групп лиц. В данном случае, государство, приняв такие законодательные положения, само нарушило основы нравственности и правопорядка нашего общества, создало условия для совершения ростовщических сделок, то есть явилось организатором и пособником для совершения этого правонарушения. Задача нашего Конституционного Суда РФ и законодателя – как можно скорее исправить эту опасную ошибку, признать неконституционными и отменить все «правовые» положения, дозволяющие ростовщические сделки.
В настоящее время действующее законодательство РФ все же позволяет признавать ростовщические сделки (например, договора кредита в банках под проценты) ничтожными, как совершенные с целью, противной основам нравственности и правопорядка.
Так, статья 169 Гражданского кодекса РФ (Недействительность сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности) гласит:
«Сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна.
При наличии умысла у обеих сторон такой сделки — в случае исполнения сделки обеими сторонами — в доход Российской Федерации взыскивается все полученное ими по сделке, а в случае исполнения сделки одной стороной с другой стороны взыскивается в доход Российской Федерации все полученное ею и все причитавшееся с нее первой стороне в возмещение полученного.
При наличии умысла лишь у одной из сторон такой сделки все полученное ею по сделке должно быть возвращено другой стороне, а полученное последней либо причитавшееся ей в возмещение исполненного взыскивается в доход Российской Федерации».
По смыслу этой статьи все проценты, полученные по ростовщическим сделкам, должны быть возвращены потерпевшему от действий ростовщика (банка и пр.), так как ростовщик всегда ставит заведомо противную нравственности и основам правопорядка цель в договоре – получение процентов — ЧУЖИХ денег — за несуществующий «товар».
Невзирая на общеизвестный противоправный и антинравственный характер ростовщических сделок, российские суды сплошь и рядом взыскивают с несчастных потерпевших от ростовщичества проценты, загоняя их и экономику России в неоправданные долги, разрушая тем самым нашу и без того деградирующую экономику, косвенно сокращая народонаселение (каждый год население России сокращается минимум на 400 000 человек). Отчасти такая «судебная практика» объясняется искренним заблуждением судей в законности «процентов», отчасти – невежеством многих судей, отчасти – боязнью создать прецедент; отчасти – давлением ростовщических структур и руководства и пр.
Поэтому потерпевшим от ростовщичества в судебных процессах рекомендуется привлекать экспертов (в том числе и независимых от государственных структур) и представлять суду заключение комиссии специалистов, экспертов (филологов, юристов, экономистов, философов, историков, психологов, теологов и пр.), подтверждающее факт того, что конкретная сделка (договор кредита и пр.), совершена с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, либо тот факт, что сделка не соответствует требованиям закона или иных правовых актов. В последнем случае сделка тоже ничтожна – в соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса РФ (Статья 168. «Недействительность сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам»). В случае представления таких экспертных заключений, суды не вправе игнорировать их и обязаны их оценить в совокупности с другими доказательствами. У банков и прочих субъектов ростовщичества доказательств того, что их сделка соответствует основам нравственности и правопорядка, в суде, соответственно, не будет, по указанным выше причинам, и перевес доказательств будет на стороне потерпевшего.
Великий русский писатель и знаток нравственности Николай Семенович Лесков в свое время написал: «Прежде ростовщики сознавали, что действуют преступно, и всеми мерами скрывали свое гнусное ремесло, что, много ли, мало ли, но оберегало нравственность народа. Дозволение ростовщикам действовать гласно привело к тому, что теперь многие приучились смотреть на ростовщичество, как на простое коммерческое дело, и такое мнение случается не раз слышать от очень порядочных людей». Грустно признавать, что такое положение вещей имеет место до сих пор.