Коляска стала большим облегчением для мам и, вместе с тем, создала огромное расстояние между матерью и ребенком, разрушив заложенный природой механизм взаимодействия матери и ребенка. Ведь природа предполагала, что до обретения способности ходить ребенок находится на руках у матери и имеет с ней непосредственный контакт кожа к коже.
Начиная примерно с середины ХХ века врачи начали говорить о неразумности раздельного содержания матери и ребенка в роддомах. Уже доказано, что такой режим плохо сказывается на процессе формирования иммунной, нервной, пищеварительной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем новорожденного. Из-за расстояния между матерью и ребенком появился термин «кроваточный ребенок», заменивший термин «грудной ребенок». Такое же расстояние разделяет мать и с ребенком, оказавшемся в коляске. В самом деле, большинство рефлексов ребенка в первые месяцы жизни нацелено на то, чтобы быть вместе с мамой и получать от нее пищу.
Сосательный рефлекс предполагает, что где-то у рта ребенка находится мамина грудь, к которой можно прильнуть при возникновении голода. Хватательный рефлекс тоже, видимо, возник, чтобы малыш или не падал с мамы, когда ей для чего-то нужно освободить руки. Эмоциональная связь с мамой, поддерживаемая близостью её тела, позволяет малышу постепенно осваиваться в большом мире, не пугаясь его величины и таящихся в нем опасностей.
Есть основания полагать, что разные способы крепить ребенка на теле матери при помощи шкур или тканных лоскутов возникли уже в конце эпохи дикости. Едва только стала появляться у наших первобытных предков одежда. Многие народы и в наши дни сохраняют этот обычай. Так, эскимосы носят детей голыми в своеобразном меховом одеянии с карманом на спине, на дно которого постелен впитывающий мох. Кожа ребенка соприкасается с кожей матери, а уж их обоих покрывает толстый слой меха, спасающий от мороза. Эта традиционная одежда называется амаути (amauti). В современном варианте это специально сшитая куртка с карманом на спине.
В африканских странах ребенка привязывают тканым полотнищем к спине, то же самое делают матери и в Индии. Цыгане до сих пор носят детей в платках, обвязанных вокруг шеи. В восточно-азиатских странах для ношения ребенка используют Mei Tai (май-тай) — лоскут с четырьмя лямками, две из которых охватывают пояс матери, а две завязываются за её спиной, образуя карман для малыша.
На Руси и в Европе тканые перевязи также были широко распространены. Известное присловье «принесла в подоле», означающее рождение ребенка, буквально обозначает перенос ребенка в подоле. Подол — традиционный для костюма русской крестьянки передник, широкий и длинный, который надевался поверх юбки. В нем носили детей, обвязывая концы передника вокруг шеи.
Археологи обнаружили одно из самых древних изображений тканой перевязи для ношения детей в гробнице Монтуемхата, верховного жреца бога Амона. Она находится в Египте, в западной части Фив, и заложена в I тыс.до н.э. В эпоху Возрождения, в начале XIV века, на фресках капеллы дель Арена (capella dell’Arena) в Падуе, относящимся к 1304–1306 годам, художник и архитектор Джотто (Ambrogio Bondone, 1267–1337) изобразил Богоматерь во время исхода из Египта Святого семейства. Мария несла Младенца на себе. Изображения матерей, несущих младенцев, есть и у художников Нового времени. Кстати, несколько лет назад в США выпущен золотой доллар, на котором изображена Сакагавеа (Sacagawea) — индейская женщина из племени шошонов, которая, неся собственного сына-младенца на спине, прошла тысячи миль с первой трансамериканской экспедицией Льюиса и Кларка (Lewis and Clark Expedition, 1804–1806) от Западного до Восточного побережья Северной Америки и обратно.
Исследования, проведенные в наше время учеными, показали, что традиционные тканевые перевязи позволяют избежать распространенного среди младенцев недоразвития сустава бедра, так называемой дисплазии, вызывающей вывих бедра. Как выяснилось, врожденный вывих бедра часто встречается среди народов, не практикующих ношение ребенка на матери, а помещающих детей в разновидности колыбели. Широкое разведение ног в первые месяцы жизни способствует правильному формированию головки бедра.
Кстати, современные приспособления для ношения ребенка (baby carriers) типа «кенгуру», придерживающие ребенка с помощью системы ремней (они сейчас более известны в России и Европе), тоже помогают правильному разведению ног у младенца и способствуют контакту с матерью. Однако надо отличать их от тканевых перевязей. Основная разница заключается в распределении нагрузки на позвоночник ребенка. У тканевых перевязей, получивших в современной практике наименование «слинг» (от англ. Sling — «повязка, перевязь, грузоподъемное полотнище; подвешивать через плечо») нагрузка приходится на всю поверхность спины ребенка и его бедра. В конструкциях типа «кенгуру» основная нагрузка идет на промежность и далее на позвоночный столб. Для недавно родившегося малыша это не очень хорошо, поскольку неразвитый позвоночник ещё не в состоянии такую нагрузку принять, тем более надолго.
Кроме правильного развития тазобедренных суставов, ношение в перевязи (в отличие от «кенгуру») стимулирует более ранее развитие мышечной системы и вестибулярного аппарата ребенка. «А как же позвоночник, не искривится?»Как это ни удивительно, для позвоночника правильное ношение на руках гораздо полезнее лежания в кроватке или коляске. Все мы знаем из курса биологии, что позвоночник имеет изгибы. Два из них частично сформированы изначально, а другие два формируются по мере развития мышечного корсета. И этот корсет формируется быстрее и правильнее при ношении ребенка, чем при неподвижном лежании. И обращение к временам свивальников и тугого пеленания для обоснования традиционности такой неподвижности недостоверно, поскольку туго спеленутых младенцев несколько раз в день разворачивали и разминали — делали серьезную гимнастику и массаж, «разгоняли кровушку».
У нас же нередка ситуация, когда одетый в памперс и не требующий частого переодевания младенец целыми днями лежит в кроватке, там же получает бутылочку, и маме недосуг даже повернуть его с боку на бок. Такая ситуация подобна положению ребенка в доме малютки, где детки, не секрет, нередко сильно отстают в развитии. Курсы массажа, проводимые в поликлинике, не могут принципиально изменить ситуацию. Позвоночнику и всему организму в целом необходимо физическая нагрузка, соответствующая возрасту, и ношение ребенка на руках в первый год его жизни является необходимой составляющей этой нагрузки.
Что касается нагрузки на позвоночник в различных держателях, позволим себе привести цитату из специального исследования: «Вертикальное положение ребенка с болтающимися ногами, где вес тела приходится только на самую нижнюю часть позвоночника (на промежность), создает чрезмерное напряжение, что может негативно повлиять на развитие позвоночника. До тех пор пока ребенок не в состоянии сам держать голову, держатель должен поддерживать его шею. Перевязь обхватывает и держит ребенка так же, как ваши руки, что отличает его от вертикальных держателей, использование которых может привести к травме.
Маленький ребенок должен находится в горизонтальном или приподнятом положении с поддержкой по всей линии позвоночного столба. Когда ребенок предпочтет вертикальное положение для лучшего обзора (обычно в возрасте 4-5 месяцев) держатель должен позволить ему сидеть, скрестив ноги по-турецки, что распределяет вес его тела также на ноги и бедра в отличие от положения, при котором ноги свисают вниз, и неокрепший позвоночник берет на себя всю нагрузку»*.
«Ношение на руках — анахронизм, сейчас жизнь диктует другие правила»
Вот довод в пользу того, что и в наше время ношение на руках полезно: наиболее развитыми детьми в возрасте до 4 лет учеными признаны малыши из… Уганды. В этой стране мамы не расстаются с ребенком до тех пор, пока тот не начнет ходить. С рождения кроху носят за плечами в платке, примотанном к телу. При этом женщина всегда сухая и чистая, хотя здесь не пользуются одноразовыми подгузниками. Когда малыш хочет в туалет, его снимают со спины. Вопрос: «А как вы узнаете об этом?» вызывал недоумение. Мать, носящая младенца на себе, чувствует его потребности как свои, удовлетворяет их своевременно и полностью. И все его силы, не затраченные на плач — попытки «докричаться» до мамы и «объяснить» ей, в чем дело, идут в рост и развитие. И причинно-следственные связи формируются быстро и правильно, психическое развитие не страдает. Не говоря уже о том, какой значимый стимул для ребенка — чувствовать, что его любят.
Желание быть у мамы на руках, слышать биение ее сердца, чувствовать ее запах, вкус молока на губах, засыпать под привычное покачивание в ритме маминой походки — это действительно потребность нашей детки, а не каприз, она не зависит от того, какой век на дворе и что сказал районный педиатр. Что мы готовы изменить в своей жизни, в себе, чтобы младенец с радостью входил в мир — это зависит от нас, от нашей любви к нашим детям.
Как связано ношение ребенка на руках и его здоровье? Самым тесным образом. Доказано несколько вещей:
• Дети, которых постоянно носят на руках, а также гладят и целуют, гораздо спокойней, они лучше растут и развиваются. Кроме того, ребятишки до трех месяцев не умеют самостоятельно поддерживать температуру своего тела. Их необходимо согревать. Согревать человеческим теплом. Новорожденный, завернутый в несколько одеял, все равно остывает.
• Если мама не просто носит малыша, как хрустальную вазочку, а умеет делать с ним на руках домашние дела, то маленький регулярно включает мышечный корсет (мышцы туловища). Ведь мама то его положит, чтобы перепеленать, то наклонится, чтобы выбросить мусор, то присядет, чтобы поднять с пола вещь и т.д. В результате «ручные» малыши своевременно и хорошо держат голову, хорошо группируются, а в последствии прекрасно владеют своим телом.
• Находясь на маминых руках, новорожденный лежит, в буквальном смысле, под грудью и сосет ее значительно чаще, чем малыш, лежащий в кроватке. Что мы имеем? Хороший набор веса и достаточное количество молока на протяжении всего периода кормления грудью. А всем известно, что мамино молоко как раз создано для того, чтобы малыш был. Вместе с тем, для хорошего пищеварения ему необходимо, чтобы животик всегда был теплый. Детки, которых мамы все время греют собой, не страдают коликами, вздутиями, ведут себя спокойно и хорошо усваивают молочко.
Со здоровьем разобрались, вывод следующий: хотим здоровое дитя – носим на руках. А как связаны мамины руки и спокойствие, улыбчивость малыша? Новорожденному гораздо больше, чем подросшему ребенку, необходима безопасность. Малыш много спит, причем 80% сна новорожденного – это так называемый быстрый сон, при котором мозг интенсивно развивается, но в тоже время малыш прекрасно оценивает ситуацию вокруг.
Никому из нас не хочется уснуть на скамейке в сквере. Мы идем домой, ложимся на любимый диван, и только тогда спим действительно спокойно. Почему? Потому, что дома все привычно, знакомо, а значит, безопасно. А что знакомо только что рожденному малышу? Стук маминого сердца, ее дыхание, тепло, запах. Вот и получается, что спокойный сон у ребенка может быть только на маминых руках. А спокойный сон является необходимым условием для развития. Важно отметить, что во время бодрствования безопасность детям нужна не меньше. Малыш «знает», что он беспомощен, поэтому самым безопасным местом считает мамины руки. Только там он по-настоящему спокоен. «Отсидев» свое на руках, (они начинают «просить», чтобы мама отложила их рядом с собой, после 2 месяцев, и постепенно «сходят с рук» к 9 месяцам), они продолжают оставаться спокойными и дальше.
Ношение на руках способствует не только физическому здоровью малыша, его спокойствию, но также и интеллектуальному и эмоциональному развитию. Объяснение здесь простое. Малыш эмоционально развивается благодаря постоянному (а не время от времени) общению с мамой.И по богатству стимулов участие ребенка в маминой деятельности нельзя сравнить с нахождением в кроватке. Здесь нужно повторить, что для полноценного развития малыша необходимо не просто носить и развлекать его, это очень скудно, а совмещать ношение ребенка и дела по дому.
А теперь рассмотрим доводы в пользу ношения с точки зрения мамы, которая все успевает и хорошо себя чувствует:
• Организм мамы, ребенок которой живет на руках, постепенно привыкает к растущему весу ребенка и нарабатывает ловкость в ношении, поэтому она носит ребенка без ущерба для своего здоровья. Маме, которая старается не приучать ребенка к рукам, все равно приходится несколько раз в день брать ребенка на руки, чтобы покормить и перепеленать. При этом ее физическая подготовка не будет поспевать за увеличивающимся весом, и велика вероятность повредить спину при очередном поднятии ребенка. Кроме того, мама, которая долго кормит грудью и носит малыша, очень быстро восстанавливает фигуру и физическую форму.
• Мама, носящая малыша, чувствует себя гораздо спокойнее, чем та, которая постоянно бегает к кроватке. Это оправдано. Поскольку малыш все время при маме, она имеет возможность быстрее заметить его нужды, и помочь малышу до того, как он расплачется. А раз он спокоен, то и мама спокойна.
• Мама, умеющая легко носить свое чадо, мобильна. При этом, благодаря умению жить с ребенком на руках, в гостях, магазине или ресторане мама с малышом получит удовольствие от отдыха не меньше, чем до беременности.
• Мама, умеющая носить малыша, делает домашние дела вместе с ним. А во время его сна она может либо отдохнуть с ребенком в обнимку, либо заняться собой. Многие мамы, пока малыш спит, вышивают, вяжут, читают, работают за компьютером. В результате дел сделано больше, а устаешь меньше. Если научиться носить правильно, да еще использовать перевязь , то обещанная сказка действительно становится былью.
Принципы и способы правильного ношения такие:
• поддерживают корпус ребенка в области грудной клетки;
• ни в коем случае не держат одной рукой голову, а другой туловище малыша – так можно повредить шейные позвонки;
• не носим ребенка спиной к себе: во-первых, он может сильно испугаться потому что не видит мамы, а во-вторых чтобы не было колик, необходимо постоянно греть его животик;
• используем разные позы для ношения на руках. Смена роз помогает маме по-разному распределять нагрузку и совмещать ношение на руках с бытовыми делами.
• Равномерно чередовать ношение то на одной, то на другой руке. Лучше всего может научить ношению опытная мать, которая сама носила своих деток правильно, ловко и долго. Зачем учиться? К сожалению, опыт показывает, что у многих мам не получается освоить ношение самостоятельно по описанию или фотографиям. Вижу – красиво, сама беру – неудобно. Если научиться носить правильно, то не отваливается спина и не болят руки. С другой стороны, правильное ношение позволяет делать дела по дому, не откладывая их на то время, когда малыш уснет или папа придет. Вот и оказывается, что такая простая вещь, как ношение ребенка на руках, способствует его здоровью и развитию и позволяет все успеть.