Прошло то время, когда на многолюдных праздниках основатели Московской Славянской Языческой Общины одевали белые славянские рубахи. Селидор для ратоборцев в славяно-горицкой борьбе даже ввел ношение белой льняной рубахи с вышитым на груди красным крестом-громовником, знаком Перуна.
Сейчас множество общин предпочитает зеленые, черные, серые расцветки для своих рубах, что это? Отход от традиции, или самовыражение в ней? Что для человека на уровне физиологии значат цвета?
Ребенок после года познает гамму цветов, начинает определять, связывать предмет и цвет предмета. А те люди, которые вдруг лишились физического зрения, но успели познать разнообразие цветов, связывают иногда запахи и звуки с определенными цветами. Что это? Кожное зрение? Внутреннее зрение? Попробуем разобраться.
Сибирские шаманы относились к гамме цветов как к инструменту воздействия на психику человека. Известный цветовой тест Люшера раскрывает значения цветов для человека. Длина световой волны, воспринимаемая нами как конкретный цвет, имеет свою частоту. Частота, заданная величиной колебания, через колбочки сетчатки глаза воспринимается в коре головного мозга. Ветвь зрительного нерва ведет прямо к среднему мозгу и к гипофизу, оказывает влияние на гормональную регуляцию и резонирует (или не резонирует) с частотной характеристикой импульсов, которые генерирует сам мозг (точнее, лимбическая система). Если частоты совпадают — нам нравится этот цвет; если нет, то цвет мы отвергаем. Так — схематически и в двух словах — можно описать сложный механизм взаимоотношения физиологии нервной системы и цвета.
Почему в русской традиции отдается предпочтение одежде из белого льна? Вроде бы, белый цвет нейтральный. Однако, по славянским народным представлениям, белый цвет — абсолютная свобода от всех препятствий, свобода для всех возможностей. Белый — также — разрешение проблем, новое начало. Черный же цвет, как антагонист белого, выражает идею «ничто», ничто как абсолютный отказ, как смерть или как «нет» в боевом протесте (как концентрическое сгущение агрессивного упорства). Характерно, что знамена анархических и нигилистических союзов были черными.
Проблема влияния цвета в современной науке до сих пор не исчерпана. Известно, человек узнает цвет не только глазами, но и кожей. Поэтому цвет вашей одежды оказывает на вас влияние постоянно, даже если вы на себе ее не рассматриваете. Оказывается, нервное волокно является точным аналогом известных современным технологом световодов. В.П.Казначеев исследовал особенности прохождения лазерного луча в тканях организма человека и подтвердил обоснованность древних представлений, опубликованных семьей Рерих в начале 20 века о светоносности человека. Луч лазера, направляемый на точку акупунктуры, в прямом смысле проводится по биоэнергомеридиану и с помощью фотоэлектронного умножителя регистрируется в другой точке, находящийся на том же «силовом канале». Получается, что деревенские бабули с тремя классами церковно-приходской школы знали практическую сторону работы с цветом, и порой более углубленно. Известно также, что на воспаленный участок или рожистое воспаление надо накладывать красный шерстяной платок; а если у человека часто случались истерики, то иногда глаза завязывали зеленой тряпкой и сажали на некоторое время в стог свежескошенного сена. В современной науке известна методика А.Н.Леонтьева, результаты работ Д.Блохинцева и чешских исследователей по проблеме кожного зрения.
Разумеется, повседневная одежда, которую носили наши предки, была самых разнообразных цветов и оттенков, но что касается обрядовой — она была белого цвета, что помогало восприятию тайнодействия, происходящего на обрядах. Вышитый на рубахе красный (или реже — синий) орнамент, имеющий сакральные ключи ипостасей всесоздателя Рода, помогал слиться с Явью, отворенной на тайнодействии.
В «учении Живой Этики», вынесенным супругами Рерих из недр эзотерических орденов, содержится множество указаний на прямую связь между наблюдаемыми экстрасенсами расцветками ауральной энергооболочки человека и определенными психическими состояниями. Пурпур — торжественность, изумруд — мужество, рубин стойкость, сапфир — покой. Таковы метафоры «Агни Йоги», утверждающие единство цвета и души, световых энергий и психических процессов.
Красная же или, например, зеленая рубаха — как бы искажают цвет ауры, исходящий от человека, поэтому бывает трудно определить, имеет тот человек в синей рубахе духовную готовность к обряду или же помыслы его в смятении.
Круг, образуемый для требы — это единый помысел, обращенный к всесоздателю Роду или его множеству ипостасей — богов. При очищении места обряда порой очень отчетливо видны отпечатки ауры на белой одежде, и бывает, что приходится поработать индивидуально с тем, кто на данный момент не может избавится от суеты и разброда в мыслях и душе.
Однако для многих, кто приходит на обряд, немаловажно воплотить в нем и свое самовыражение. Мы все самовыражаемся каждый день. Как мы одеваемся каждый день — тоже наше самовыражение. Здесь можно привести некоторые данные о связи одежды и психического состояния того, кто ее носит.
При всяком притязании человека на абсолютное лидерство изменяется его чувство собственного достоинства, его самолюбие. Все, от мельчайших деталей одежды до выбора автомобиля, диктуется, прежде всего, идеей — «посмотри на мой автомобиль (и т.п.), чтобы ты понял, кто я такой». Если предметы одежды, украшения, автомобиль, обстановка дома и прочее служат всего престижными сигналами для самоутверждения, то это означает, что разумное и трезвое отношение к реальности таким человеком утеряно.
Р.Линон определил обязанности и права, которыми обладает человек в обществе, как и его статус. Пастух, например, имеет свой собственный статус, точно так же как и федеральный канцлер или президент. В соответствии с этим символы статуса меняют свое значение. Символы статуса являются знаками обязанностей и прав для ранга внутри общества. Каждый оценивает свой статус с позиции нужности, и порой пастух с большей гордостью носит свою папаху, чем император свою корону. Линкольн сказал: «люди счастливы примерно настолько, насколько они предполагают». Важно, что у человека должно быть сформировано здоровое отношение к жизни, чтобы через ощущения нужности человек понимал, что ему воздастся по делам его. Важно также и то, соразмерен ли его жизненный статус с его запросами.
Если серьезно говорить о социологическом определении понятия «статус», то ни автомобиль Роллс-Ройс, ни значок масонского клуба не являются истинными символами статуса. В отличие, например, от формы полицейского или значка дипломата. В первом случае — все это лишь сигналы ролей, так как они крайне мало говорят о правах и обязанностях, но говорят очень многое об иллюзорном самосознании этих людей.
В национальных костюмах сохранены и хорошо просматриваются все моменты характеристики личности, которые имели место у хозяина костюма. Однако, некторые почему-то это не учитывают и считают — чем пестрее костюм, тем лучше. Конечно, каждый в своем повседневном костюме самовыражается. Но здесь для нас главное, чтобы не было чрезмерного стремления вносить дополнительные детали в стиль и орнамент одежды, а потом пытаться выдумывать и соразмеряться со своим, иногда надуманным, статусом.
Так, например, выбор одежды зеленого тона характеризует, что произошла чрезмерная самопереоценка, в желтых тонах — свобода, и тоже чрезмерная. Красный же цвет говорит об уверенности в себе, но иногда о наглости. Голубой цвет говорит о достигнутом удовлетворении или стремлении не выделяться. Серые цвета предпочитают те, кому присуща повышенная чувствительность или грубость (для такого человека важно достигнуть гармоничного постоянного состояния без напряжения и возбуждения, дающего удовлетворение и исполнение желаний).
Ваше право — самовыражатся в традиции. Ведь на то она нам и дана, традиция, чтобы изучать, чтить и проявляться в ней. Однако помните, когда приходите к Богам — излишества ни к чему.