1 — «Вами восхищаются все в Америке. Особенно потому, что вы так откровенно и убедительно говорите о том, что модернизация России неразрывно связана с демократизацией. Это два процесса, которые идут рука об руку, и это тронуло сердца в Америке. Меня это вдохновляет: беседовать с молодым российским президентом, который создает исторические возможности…»
2 — «Уверен, что ему [Путину. — А.Н.] не надо выдвигаться [на президентские выборы 2012 года. — А.Н.]… России нужен модернизационный рывок. А он ассоциируется с Медведевым как на Западе, так и внутри страны… Дело модернизации – это дело Медведева…»
3 — «Переход России к демократии в 1990-х гг. действительно совпал по времени с крахом государства и экономическим спадом, но не он был причиной этого… При Ельцине политический режим в России, несомненно, был более демократическим, чем сегодня… Если путинская централизация власти вообще повлияла на государственное управление и экономический рост, то это влияние было негативным…»
Конечно, большинство читателей газеты «Завтра» уже знают, кому принадлежат и к кому обращены эти слова. Но если вдруг не знают — расшифровка прилагается…
Первая цитата — признание в любви к Дмитрию Медведеву американского геостратега Збигнева Бжезинского, ярого ненавистника России и православия, сделанное им в ходе заседания Мюнхенской конференции в Москве 20 октября.
Вторая цитата — из интервью газете «КоммерсантЪ» главы Института современного развития, вице-президента РСПП и советника президента РФ Игоря Юргенса, явно претендующего на роль «серого кардинала», то есть идеологического куратора Дмитрия Медведева. Напомним, что незадолго до этого тот же Юргенс назвал главным препятствием на пути модернизации России русский народ, то есть фактически выдвинул лозунг «За Россию без русских!»
И, наконец, третья цитата — из нашумевшей статьи «Миф авторитарной модели», опубликованной в первом выпуске журнала «Foreign Affairs» за 2008 год и принадлежащей перу Энтони Майкла Макфола, профессора политологии Стенфордского университета, старшего директора Совета национальной безопасности по вопросам России и Евразии и специального помощника президента США по вопросам национальной безопасности. Макфол тоже приехал в Москву, встречался с такими «столпами российской демократии», как Лев Пономарёв, Евгения Альбац, Людмила Алексеева и Иннокентий Воробьянинов, а на Мюнхенской конференции заявил Медведеву, что перезагрузка отношений России с США «будет невозможна, пока у власти стоит Путин». И получил ответ в том смысле, что «внешнюю политику России проводит президент», то есть в нынешних обстоятельствах — Дмитрий Медведев, и никто иной.
Новое руководство Москвы разрешает демонстрацию «либеральной оппозиции» с требованиями отставки Путина. Который, в свою очередь, не появляется на церемонии инаугурации нового мэра Москвы Сергея Собянина, долгое время возглавлявшего сначала администрацию президента Путина, а затем аппарат премьер-министра Путина.
Место Собянина в статусе вице-премьера и главы аппарата правительства занял Вячеслав Володин, бывший зампред Госдумы РФ и секретарь президиума Генсовета «Единой России», человек с абсолютно определёнными интересами и репутацией, к числу достоинств которого собственно аппаратная работа никогда не относилась…
Известного банкира Ашота Егиазаряна — того самого, который сыграл важную и, пожалуй, решающую роль в продвижении Владимира Путина к вершинам кремлёвской власти, заманив генпрокурора России Юрия Скуратова «в медовую ловушку», на днях лишили депутатской неприкосновенности, и теперь, чтобы избежать экстрадиции из США, где Егиазарян последнее время предпочитает находиться, ему, видимо, придётся идти на объяснения к американским спецслужбам, а знает он очень и очень немало, в том числе и насчёт Чечни, восстановлением которой занимался после событий 1999 года…
Поневоле создаётся впечатление, что «вашингтонский обком» демократической партии США, вышибая руками своих «агентов влияния» из-под Путина одну опору за другой, предъявляет «национальному лидеру» прямой ультиматум: освободить дорогу на президентские выборы 2012 года для Дмитрия Медведева, — и «национальный лидер» особо не сопротивляется по этому поводу.
Что это: внутренняя сломленность или выжидание момента для ответного удара? Как говорится, время покажет.
Зато Медведев сегодня — на коне. Перед ним открываются все двери: от закусочной «Ray’s Hell Burger» в вашингтонском пригороде Арлингтон до Лиссабона и Давоса. Планов — громадьё, модернизации шаги — саженьи… США и Запад в целом, включая НАТО и ПАСЕ, — главные партнеры и союзники России в опасном и сложном современном мире. Модернизация страны будет начинаться с её демократизации. Новую, лучшую в мире нано-Россию будет защищать новая, лучшая в мире нано-армия. И так далее.
Всё это, конечно, красиво и многообещающе, но, кажется, что-то подобное мы когда-то уже слышали. С тем же самым аккомпанементом — аплодисментами со стороны тех же тэтчер и бжезинских. Конечно же, Михаил Сергеевич Горбачёв, с его «новым мЫшлением», ускорением, перестройкой и гласностью… С отдельной квартирой для каждой семьи до 2000 года, «сухим законом», «общечеловеческими ценностями», а еще раньше — Продовольственной программой, сулившей полную модернизацию сельского хозяйства СССР…
«Медведев — это Горбачёв сегодня»?
Если посмотреть на реализацию, например, тех «национальных проектов», за осуществление которых отвечал Дмитрий Медведев перед тем, как стать президентом Российской Федерации, которые, говоря словами Игоря Юргенса, ассоциировались с его именем и были его делом, то, к сожалению, придётся признать, что ни по одному из них существенных результатов добиться не удалось.
Приоритетный национальный проект «Здравоохранение», который предусматривал укрепление здоровья граждан; повышение доступности и качества медицинской помощи; развитие первичной медицинской помощи, возрождение профилактического направления в здравоохранении, обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью, — фактически провален.
Стоимость лекарств выросла на 30-40%, причем проверенные, эффективные и дешевые медикаменты отечественного производства повсеместно и безусловно заменяются более дорогими и, как правило, импортными аналогами. Переход к схеме «медицинских услуг», основанной на институте «семейного врача», резко снизил возможности своевременной диагностики новообразований и заболеваний сердечно-сосудистой системы — в результате за январь-август 2010 года Роскомстат зафиксирует увеличение числа смертей по этим причинам более чем на 36 тысяч человек.
В целом за январь-август 2010 года, согласно данным Роскомстата, смертность росла более высокими темпами, чем рождаемость, а естественная убыль населения за этот период составила свыше 198 тысяч человек. Конечно, нынешние показатели гораздо лучше показателей ельцинского периода, но никакой заслуги «нацпроектов» в этом улучшении нет: показатели смертности, особенно мужчин трудоспособного возраста, остались на прежнем сверхвысоком уровне, средняя продолжительность их жизни, 59,9 лет, по-прежнему ниже пенсионного возраста, а частичная компенсация этой сверхсмертности происходит за счет повышения рождаемости вследствие вступления в детородный возраст относительно многочисленного поколения конца 80-х годов — второй волны послевоенного «бэби-бума». Это что касается полуофициального нацпроекта «Демография», тесно связанного с проблемами здравоохранения.
Приоритетный национальный проект «Образование» вылился в настоящий погром всей национальной системы образования: от начальной до высшей школы. Массовые увольнения учителей, закрытия и укрупнения «неперспективных школ», введение тестовой системы ЕГЭ как «шлюза» между средней школой и институтами, насильственное внедрение «псевдо-болонской» градации «бакалавр-магистр», уже озвученные планы перевода всей системы образования на платную основу, — все эти организационные новации, которые не в силах компенсировать никакая «компьютеризация» имени авторских прав компании Microsoft, резко снижают качество образования молодых поколений россиян.
О приоритетном национальном проекте «Жильё», несмотря на глобальный финансово-экономический кризис, «накрывший» всю строительную индустрию, даже упоминать как-то неудобно. Согласно официальным статистическим данным, общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, неуклонно растет и по итогам 2009 года достигла 22,4 кв. м. Но это — в среднем, а на деле ничтожная богатейшая часть населения страны владеет гигантской частью российского жилья, в то время как подавляющее большинство живет в условиях, не соответствующих минимальным санитарно-гигиеническим требованиям. Кроме того, непрерывно увеличивается доля ветхого и аварийного жилья, которая в 2009 году достигла 99,5 млн. кв. м, или 3,1% всего жилищного фонда. Программы ипотечного кредитования не работают, а непрерывное повышение цен на коммунальные услуги в несколько раз превышает увеличение размера заработных плат и пенсий.
О результатах реализации приоритетного национального проекта «Сельское хозяйство» лучше всего свидетельствует объём импортируемых продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства. В январе-августе 2010 года он достиг отметки в 22,2 млрд. долл., увеличившись на 16,3% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Для сравнения: за весь 2006 год импорт данной категории товаров составлял 21,6 млрд. долл., а минимум наша страна прошла в 2000 году — 7,4 млрд. долл. При этом из-за повышения цен на продовольствие уровень его потребления в целом по стране снизился — особенно это касается мяса, рыбы, молока и молочных продуктов.
И вообще, о «национальных проектах» сегодня предпочитают молчать: мол, зачем ворошить прошлое, когда впереди у нас — сияющие перспективы модернизации, демократизации и интеграции с «цивилизованным миром»?
Что же, модернизация России действительно нужна. Системно-технологическая, не на словах, а на деле. Но если «наверху» есть привычная практика, не закончив одно дело, браться за другое, еще более привлекательное и многообещающее, — добром это точно не кончится.
Тем более, что за «модернизацию по-медведевски» отчего-то поставлены отвечать до боли знакомые лица, среди которых Чубайс с Вексельбергом, — может быть, самые узнаваемые, но далеко не самые опасные.
Точно так же против коррупции у нас отчего-то борются самые отъявленные коррупционеры, сотрудники Госнаркоконтроля умирают от передоза, милиционеры расстреливают граждан, машины «скорой помощи» додавливают пострадавших в ДТП, — абсурд на абсурде сидит и абсурдом погоняет.
Если почитать того же Макфола, то Россия — страна дураков и рабов, управляемая жестоким авторитарным режимом, и в её нынешнем виде не имеет права на существование. При этом подразумевается, что США к российским «реформам» никакого отношения не имеют, хотят этим русским недотёпам только добра и демократии. Как в Ираке и Афганистане.
Путин говорит, что для модернизации России нужна в первую очередь её реиндустриализация. Медведев говорит, что для модернизации нужна демократизация. Запад рукоплещет Медведеву и демонстрирует полное неприятие Путина.
Между тем импорт в Россию товаров из стран дальнего зарубежья в январе-сентябре 2010 года составил 135,5 млрд. долл., то есть увеличился на 35,4% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Вывоз капитала из России за три квартала 2010 года достиг 18 млрд. долл. — это без учета вложений в «ценные бумаги» США, где мы достигли уровня в 130 млрд. долл. Как говорится, вдумайтесь в эти цифры. И, может быть, тогда вы поймёте, кто, почему и зачем аплодирует всем «медведевским» инициативам — точно так же, как в конце 80-х аплодировал всем инициативам Горбачёва. До поры до времени, разумеется.