В последнее время по всем каналам телевидения, в средствах СМИ идет огромный поток новостей об успешных результатах борьбы с коррупцией. Но как обстоит дело на самом деле? Не на «верхах», которые всегда найдут «крайнего», а на «окраинах» — в провинциях, на низших уровнях ветвей власти?
С победой «Единой России» над многопартийностью, точнее захвате власти на всех уровнях «сторонников» партии и у руля всей страны, возникла ситуация, схожая с КПСС в бывшем СССР. Если человек является членом партии «ЕР», то у него есть 100% гарантия в победе в любых региональных выборах (будь то выборы депутатов, или выборы руководителя внутри организации – как государственной, так и частной). По законодательству – партия большинства имеет право на выдвижение своих кандидатов, а многие организации зависят от политиков в их регионе (ведь чтобы получить какие либо гранты, субсидии, заключить выгодный). Вот и приходиться подстраиваться под чиновников. Но при КПСС ситуация была несколько иной. Во-первых, однопартийная система власти, сама по себе отклоняло участие в руководстве страной (регионом, госучреждением) противников действующего режима. Во-вторых, собственность была государственная, затраты на содержание всего госаппарата и работу всех организаций по-большей части несло само государство, потому и спрос за выполнение работ и трату средств со всех уровней был соответствующий. В-третьих, государство централизованно управлялась «сверху», что позволяло контролировать ценовой уровень, а также спрос и предложение на рынках в рамках всей страны.
Если чиновники и министры всех уровней власти защищены высшими органами власти, то в результате «борьбы с коррупцией» всегда найдется крайний – как правило зам чиновника или министра. В итоге, высшие чины власти оказываются непричастными к коррупции. Но следует исходить из обратного: если в ведомости замечена коррупционная деятельность, то отвечать следует руководителю. Т.е., всем известно, что автолюбители страдают от поборов на автодорогах всей страны. Но вместе с тем, сотрудники ДПС и ППС обязаны выполнять «план», поставленный их руководством: например, за время дежурства необходимо набрать штрафов на 10000 рублей (!). В этот момент и возникает сама коррупция: сотрудники ППС останавливают автомобиль, ищут любую зацепку, дабы выписать штраф хотя бы в 100 рублей, водитель опаздывает на работу, предлагает сотруднику деньги, но тот на 100 рублей не соглашается – в случае успеха, штраф может быть больше – но принимает деньги, если не находит нарушений и причины для штрафа. Собранные деньги, как официально оформленные штрафы, так и часть «мзды» передается начальству, который и решает куда дальше двигать деньги. Часть «мзды» необходима для обеспечения правовой безопасности сотрудников, дабы не рисковать репутацией и не пускать факт взяточниства на высший уровень (подкуп адвокатов, юристы, свидетели и т.п.). Другая часть идет в карман начальнику и вышестоящему руководству, чтобы те закрывали глаза на жалобы. По такому принципу коррупционный механизм работает и в других структурах (больницы, госорганизации, службы занятости).
Еще один пример. Центры занятости населения наделены полномочиями выделять государственные деньги на развитие бизнеса. Желающих получить стартовый капитал и начать свой маленький бизнес достаточно много. Но большинство получают отказ. Как правило, основанием для отказа может служить причины отказа «сверху» — поскольку проверить данный факт непосвященный человек не сможет. Той части которой выдаются данные средства, руководитель предлагает «помощь» в оформлении со 100% гарантией за некоторую сумму, якобы необходимо заплатить наверху (что может быть и не является ложью!!!). Так, чтобы получить сумму на развитие бизнеса в 50000 рублей, необходимо предварительно «заплатить» до 20000…
Далее, чиновники, руководитель муниципальных районов, пользуются служебным положением в полном объеме. Являясь, по сути, единственными хозяевами в своем районе. Государственные деньги, выделенные по различным госпрограммам, не доходят в полном объеме до конечной цели. Т.е., деньги поступившие на ту или иную программу разворовываются. Так например, из областного центра направлен главный врач в сельскую больницу (прежний был уличен во взятках и уволен). На восстановление больницы выделяются некоторые средства. Главный врач ОБЯЗАН поделиться с главой района, дабы не попасть в немилость.
(Данную ситуацию наблюдаю в своем районе. Главврач проживает в сельской гостинице (одна комната, удобства во дворе), хотя ему было обещано выделить нормальное жилье. Врач как человек, так и специалист – человек принципа. Он уже навел порядок в больнице: заставил весь медперсонал РАБОТАТЬ, а не «фанты бросать» — анализы теперь проверяются как и положено, а раньше просто писали кому что хотели!!! Кроме этого, в больницу установили более новое оборудование, сделали минимальный ремонт (насколько хватило денег и собственных сил), добился поставок лекарств, теперь в больницу пациенты могут обратиться круглосуточно и соответствующие врачи будут вызваны НЕМЕДЛЕНО, а больному будет оказана БЕСПЛАТНАЯ медицинская помощь. Вроде бы все хорошо. Но медперсонал оказывается недовольным – работать ведь надо, на ночных дежурствах не поспишь, на базар не сходишь!!! Получены деньги на капитальный ремонт здания больницы, нужны рабочие. Главврач обратился к главе района. Тот предложил помощь взамен 50% отката от выделенной суммы… Врач отказался. Теперь в немилости, и ждать хорошего нечего. А люди бояться. Ведь если смениться главврач, то все будет по старому: отсутствие бесплатных медикаментов в больнице, отсутствие на рабочем месте врачей, всегда неверные результаты анализов… Поскольку на селе все друг друга знают, потому и бояться, что не будет сильного руководителя в больнице – не будет и защитника от уже озлобленных врачей)
Еще одна ситуация, связанная с выборами на местном уровне в провинции.
Грядут выборы главы района. Власть старого руководства (да и не только власть!) распространилась до гигантских размахов. Накануне голосования, «гонцы» от пока еще действующего главы прошли по всем организациям и объяснили кому и за кого голосовать. В случае отказа либо же несогласия – над простым человеком нависала моментальная угроза быть уволенным. Причем в дальнейшем в районе нельзя было бы найти другую работу, поскольку всем организациям передается «черный список», которых принимать на работу нельзя! Следует учесть, что в сельской местности рабочих мест резкий недостаток. Во время «голосования» сам глава района со своими приближенными лично проверял заполненные листы. Вот такая вот у нас демократия!