Магия развивает пластичность сознания, необходимую для перехода от подгонки каждого восприятия под уже существующий шаблон к самому восприятию как таковому – чистому взаимодействию энергий. Очень многие религиозные и магические системы утверждают, что для достижения высших состояний сознания необходимо достичь определённой степени отрешенности от восприятия мира. В то же время, мы неоднократно упоминали, что рассматриваемый нами Магический миф устанавливает в качестве цели о оправдания бытия именно развитие сознания, которое и заключается в приобретении и накоплении опыта.
Не возникает ли тут противоречия?
Очевидно, проблема заключается не в самом процессе восприятия, но в механизме, технологии его осуществления. Фундаментальной особенностью восприятия является его когнитивная, то есть – распознающая – способность. Иными словами, воспринимая блок энергий, сознание неизбежно распознаёт его как некий объект из существующей в самом сознании системы описаний – когнитивного синтаксиса.
Самим этим актом восприятия сознание вводит два противостоящих друг другу элемента – воспринимающий («дух») и воспринимаемый («материя»). В то же время, в ходе этого процесса сознание проходит через утрату своей идентичности. Оно фиксируется на воспринимаемом объекте, принимает его за реальность, при этом забывая о том, что оно взаимодействует лишь с описанием.
Получается, что сознание как бы переносит центр своего бытия с самого момента восприятия, взаимодействия и настройки энергий, в описательную часть, принимая это описание за сам предмет. Хорошо еще, если сознание способно уловить матрицу предмета, обычно же оно настолько деструктурировано, что видит лишь искаженный образ – форму.
Приведем простой пример – человек идет по лесу. Это означает, что в поле его восприятия находятся деревья. Конструктивное восприятие заключалось бы в восприятии деревьев как одной из форм самосознания Великого Духа, проявляющейся в объекте с определёнными свойствами, и ничем принципиально не отличающихся от самого воспринимающего субъекта. Иными словами, идея заключается в том, что один аспект Великого Духа, воплощение одной его Монады, взаимодействует с воплощениями иных аспектов того же Великого Духа.
На деле же обычно имеет место восприятие субъектом – человеком, который выступает как активный элемент бинера, — объекта – дерева, выступающего пассивной частью бинера и «ждущего» активного воздействия на себя. С этой точки зрения кажется, что дерево – это то, из чего можно построить дом, разжечь костер или использовать другим споосбом. Сознание отходит от самоидентичности и погружается в мир форм, и в нём уже не остаётся ничего такого надёжного, что могло бы послужить опорой, поскольку забыт единственный надёжный фундамент – своё собственное самоосознание.
Таким образом приобретение опыта взаимодействия сознаний заменяется иллюзией опыта манипулирования формами, а само сознание из элемента упорядочивания, мира превращается в агент его деструкции. Понятно, что ключевой гранью конструктивного и деструктивного опыта является отсутствие или присутствие элемента потребительского отношения, поскольку последнее, являясь отличительной чертой клиппотического мира, не имеет ничего общего с развитием сознания. Единственным выходом из этого тупика для сознания является освобождение от рабской привязанности к своему собственному опыту. Именно на это и направлена Магия – она развивает пластичность сознания, необходимую для перехода от подгонки каждого восприятия под уже существующий шаблон к самому восприятию как таковому – чистому взаимодействию энергий.