Россия пошла на очередную сдачу своих территорий — на этот раз в Арктике, и уже в правление Медведева. В присутствии президента Медведева и премьер-министра Норвегии Йенса Столтенберга главы МИД обеих стран подписали договор о разграничении морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.
В 1920-х гг. СССР, Норвегия, Дания, Канада и США условились считать воду и острова в пределах полярного сектора государства частью территории России. Страна, таким образом, получила самый большой сектор между Чукоткой, Северным полюсом и Кольским полуостровом. В этом треугольнике площадью 1,2 млн кв. км сосредоточено около 100 млрд тонн нефти. Однако в 1997 г. Москва ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву, согласно которой морские экономические границы государств ограничены 200-мильной прибрежной зоной, и утратила право владения «русским треугольником».
Арктический шельф богат запасами нефти, газа и других полезных ископаемых. Сейчас, когда таяние льдов делает эти залежи доступнее, за лакомый кусок Арктики, кроме России, готовы бороться Канада, Исландия, Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания и США. И, как мы видим, борются с успехом.
Два года назад министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, выступая на заседании президиума правительства РФ, заявил, что Россия будет отстаивать свои права на континентальном шельфе за пределами трехсотмильной зоны на основе международного права и результатов научных исследований.
Однако в апреле этого года Медведев во время турне по Скандинавии посетил Норвегию и обсудил с ее лидерами проблему морских границ в Баренцевом море. Однако по горячим следам помощник главы государства Сергей Приходько заявил, что договор по этому вопросу Россия и Норвегия пока заключать не планируют.
И вот, спустя всего полгода после «исторического визита» договор подписан, уступки сделаны, что взамен — не понятно. Однако ясно, что подобная торопливость весьма странно выглядит при решении вопроса, которому больше 40 лет и который еще полгода назад радикально решать никто не планировал. Кто и как надавил на президента Медведева — загадка. То, что он говорил при подписании документа — путано и лишено видимого смысла.
Подписание договора о морских границах РФ и Норвегии является «очень важным историческим соглашением», сообщил Медведев.
«Мы шли к этому договору 40 лет. Это большой срок, но это событие должно открыть новую страницу в наших двусторонних отношениях», — уверен президент России.
По словам Д.Медведева, заключение договора «позитивно повлияет на укрепление международной и региональной безопасности».
Также глава Российского государства уверен, что такой шаг поспособствует «углублению взаимодействия между арктическими государствами». Кроме того, он добавил, что «смысл договора — размежевать интересы, разграничить их».
Оценивая соглашение, Медведев подчеркнул, что оно «получилось абсолютно проработанным».
«Оно отражает баланс интересов по всем сферам сотрудничества, прежде всего в энергетике и рыболовстве», — пояснил российский президент.
— Мне это все как-то живо напомнило эпоху Горбачева, когда за пустыми и вполне бессмысленными фразами происходили, в общем-то, страшные вещи, — полагает главный редактор ФОРУМа.мск Анатолий Баранов. — Но есть в нашем времени и что-то от эпохи раннего Ельцина, когда указы президента подписывались на коленке. Можно ли понять позицию президента по вопросу уступок в Арктике? С его слов не возможно. Является ли вопрос проработанным? Навряд ли, поскольку и министр иностранных дел, и помощник президента по международным вопросам совсем недавно артикулировали прямо противоположную позицию. Мне, честно, говоря, это все напомнило эпизод из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» — а, Кемская волость — берите, нам не жалко, у нас земли много. Но там хоть было кому пихнуть «царя» под локоть, а тут…