По установившейся традиции сначала обратимся к официальным источникам, а потом уже посмотрим на исследования историков. Большой Энциклопедический Словарь сообщает: «Скифы, древние племена в Сев. Причерноморье (7 в. до н.э. – 3 в. н.э.). Делились на царских, кочевников, земледельцев, пахарей. Х-во: земледелие, скот-во, обработка металлов, торговля с ант. городами Сев. Причерноморья. В 4 в. до н.э. создали Скифское гос-во. После разгрома готами Скифского гос-ва растворились среди др. племен. От С. остались многочисл. памятники (курганы, городища)».
«Скифская культура – культура степей к с. от Черного моря и Каспия. V11-111 вв. до н.э. Курганы с богатым набором золотых, серебряных и электровых сосудов, изготовленных в античных городах С.Причерноморья и других местах. Бронзовые котлы. железные кинжалы и мечи, дисковидные зеркала из полированного металла. Знаменит «зверинный стиль» в искусстве, изображающее животное в движении, иногда в прыжке. В 111 в. исчезают под давлением сарматских племен. О скифах много сведений сообщили античные авторы, особенно Геродот (V в. до н.э.). Это были ираноязычные кочевники. Во 11 в. до н.э. возрождается скифское государство в крыму со столицей Неаполь (у Симферополя, городище Кременчик). (Г.Н.Матюшин. Археологический словарь. М.1996.)
Теперь заглянем в 19 век и прочитаем об этом народе в Церковно-историческом словаре под редакцией протоиерея Л.Петрова: «Скифия – страна на С. от Чернаго моря, между Дунаем и Доном. Она делилась на малую, или Западную (при устьях Дуная) и на великую, или Восточную – при устьях Дона и Днепра. Ее населяли Скифы – смесь разных кочевников. правили ею сперва Парфяне, потом – Греки, Хазары, Турки, Татары. С конца 18-го века Скифия принадлежит России».
В этом же источнике узнаем, что скифы в Палестине основали город Скифополь или Бефсан (Беф-Сан, Бел-Сан) на берегу р. Киссон, притока р. Дон (совр. Иордан) в 730 году до н.э. Находим некоторое подтверждение этого факта в Библии (карты на форзаце) и узнаем, что этот город с названием Скифополь существовал во времена Нового Завета.
Дэвид Лэнг в своих книгах «Армяне. Народ-созидатель» и «Грузины» сообщает о скифском вторжении на территорию современной Грузии в 730 году до н.э. и на территорию Урарту – в 711 году до н.э.
В 680 году до н.э. скифы пришли в Малую Азию и встретили упорное сопротивление ассирийского войска царя Ассархаддона. В 677 году до н.э. уже царь Ассирии Ассархаддон совместно с вождем скифов Партатуа (Прототия) разбивают киммерийское войско. В 673 году до н.э. скифы завершают разгром киммерийцев. В 634 году скифы с союзниками разбили мидийские войска и обложили Мидию (Передняя Азия) данью. В 612 году до н.э. скифы во главе с царем Мадаем захватили столицу Ассирии Ниневию, после чего Ассирия перестала существовать как государство (растворилась в империи скифов). В 611 году скифы разгромили Сирию и Палестину, подчинив их своему господству. В 605 году мидийский царь Астиаг (Ас Тиаг или Киак сар), напоив на пиру скифских вождей, велел стражникам перебить их.
В 530 году до н.э. персидский царь Кир 11 из династии Ахеменидов был разгромлен с войсками скифским племенем массагетов царицы Томириссы на востоке Каспия. В 512 году до н.э. армия персидского царя Дария 1 Гистаспа терпит сокрушительное поражение от скифов в Причерноморье, сам он гибнет в бою. Таких примеров не счесть.
В 10 веке от Р.Х. византийский историк Лев Диакон не делает различия между словами «скиф, рус и славяне», описывая походы киевского князя Святослава.
Изданная в 19 веке французской Академией Наук «Эпоха Крестовых походов» под редакцией Э.Лависса и А.Рамбо в описании жизни тюрков сообщает о планах Чингисхана по восстановлению Древней Скифии, простиравшейся от Тихого до Атлантического океанов на протяжении тысячи лет.
Складывается такое впечатление, что по указке Глобального Предиктора была вычеркнута история скифов (конный стрелок – по-гречески) или превращена в бальзаковскую «шагреневую кожу», которая при каждом прикосновении «исТОРЫков» уменьшалась в размере.
Не могу не привести выдержки из статьи Александра Елисеева «Скифский квадрат», в которой с большой любовью дано описание этого великого государства.
«Загадочный «скифский квадрат», о котором нам поведал «отец истории» Геродот, не может не волновать хоть сколько-нибудь склонный к романтизму ум. Для того же, кто видит в подобном «геометризме» не древнюю фантазию, но сакральный символизм, подобное волнение более чем чувствительно.
Мы можем с полным основанием утверждать, что Скифия представляла собой сакральную империю – многонациональное государство, возглавляемое непосредственно предками восточных славян – русов, «племенами» которые занимали восточную часть праславянского мира (многие историки считают нужным говорить о наличии внутри него двух культурно-диалектных ареалов). Здесь имеется ввиду древнейшее население Поднепровья, всегда отличавшегося высоким уровнем материальной культуры (пашенного земледелия и ремесел), который и позволил ему стать основным центром восточного славянства во времена Киевской Руси. В 1 тыс. до н.э. Приднепровье входило в состав т.н. «Геродотовой Скифии», описанной Геродотом (5 в. до н.э.) как «квадрат», ограниченный с юга – Черным морем, с запада – Днестром, с севера реками Конская и Донец, с востока – Доном. По нашему мнению, Приднеровье предствляло собой ядро могущественного скифского государства, включавшего в свой состав (в основном) славян-земледельцев (доминирующий этнос) и северных иранцев-кочевников, а также – кельтские, фракийские и балтские племена.
Наличие славянского элемента внутри Скифии отмечалось еще в 19 в. такими историками, как П.И. Шафарик и И.Е.Забелин, однако наиболее полная систематизированная аргументация в его пользу была приведена академиком Б.А.Рыбаковым. Последний осуществил подробнейший социокультурный анализ легенды о происхождении скифов, которая дошла до нас в пересказе Геродота (записавшего ее со слов ираноязычного рассказчика). Легенда рассказывает о трех сыновьях прародителя скифов Таргитая – Липоксае (Гора-Царь), Арпоксае (Царь водных глубин) и Колаксае (Солнце-Царь). В ней фигурирует, в качестве священного предмета, плуг с ярмом, что сразу исключает ее принадлежность к собственно скифам-ираноязычным кочевникам. К ее носителям можно отнести только «скифов-земледельцев» (иначе – «скифов-пахарей») – разделение скифов на две части – кочевую и земледельческую – составляет один из важнейших элементов геродотовой системы описания скифов. Скифы-земледельцы помещаются «отцом истории» в район Среднего Приднепровья (античный историк называет их «борисфенитами», т.е. «днепрянами»), входившими в состав т.н. «черонолесской « археологической культуры (10-8 вв. до н.э.), которая удивительнейшим образом (по весьма сложной конфигурации) совпадает с зоной древней славянских гидронимов, т.е. может с полным основанием считаться праславянской. Последующие культуры Среднего Приднепровья, в том числе и т.н. «скифская» (7-4 вв. до н.э.), сохраняют преемственность от чернолесской.. получается, что скифско-земледельческая культура времен Геродота является СЛАВЯНСКОЙ, следовательно, славянами являются и носители легенды.
Показательно, что скифы в указанной легенде еще называются еще и сколотами, а это этноним великолепно этимологизируется на славянской основе. Очевидно, он произошел от реконструированного праславянского слова kolo ( «колесо», «плуг»), восходящего к общеиндоевропейскому kuolo, производному от глагольчой основы kuel – («двигаться», «вращаться»). В пользу славянства сколотов говорит и название самого мощного их «племени» (правильнее говорить – диалектно-бытовой группы) – паралатов. Учитывая крайнюю легкость перехода «р» в «л» и «а» в «о» его можно считать иранизированной формой этнонима «поляне», естественно, звучащего в 1 тыс. до н.э. несколько иначе, очевидно – палы (некие палы – спалы-спалеи локализуются в Северном Причерноморье Диодором Сицилийским в 1 в. до н.э., Плинием Младшим в 1 в. н.э. и Иорданом в 5 в.).
Методология Рыбакова позволяет значительно приблизиться к истине, однако она имеет существеннейший изъян. Уважаемый академик слишком много внимания уделяет различиям между славяно-скифами и скифо-иранцами, делая это в ущерб сходству. А между тем, сам Гародот считал нужным именовать сколотами (признавая этот синоним самоназванием) всех скифов и приписывать всем им (как земледельцам, так и кочевникам) одну этногенетическую легенду. Конечно же, такой подход во многом неправомерен, т.к. он, в свою очередь, игнорирует факты этнического различия, существовавшего внутри Скифии. (Сам этноним «скифы» — греческого происхождения. Так называли эллины всех жителей Скифии вообще, и кочевников-иранцев в частности. Очевидно, оно получило столь широкое распространение, что его стали использовать как славяне, так и северные иранцы, чье исконное название – «саки»). вместе с тем нельзя не допустить наличие какой-то причины, заставившей Геродота пойти на подобное объединение.
Такая причина, безусловно, была. Скифское единство и в самом деле следует считать исторической действительностью, только не этнической, а социальной, точнее – социально-политической. Очень часто историки упускают из виду то, что определенный термин может иметь одновременно и этническое, и социальное значение. Здесь наблюдается наличие двух значений одного и того же слова: исследователь имеет дело и со сколотами как народом (славянским), и со сколотами, выступающими в качестве подданных единого многонационального государства имперского типа.
Именно таким государством была Геродотова Скифия. это утверждение многим покажется неправдоподобным, однако, при внимательном рассмотрении проблемы любой непредвзятый наблюдатель придет к выводу, что только оно и является единственно правильным. Во-первых, сам Геродот описывает Скифию как нечто единое. Вряд ли здесь достаточно лишь наличие культурного единства, слишком уж четко отграничен от других регионов знаменитый «квадрат», называемый «отцом истории» «великой страной». Кроме того, культура не могла бы стать главным фактором, объединяющим славян и скифо-иранцев. Геродот сообщает, что для борьбы с Дарием скифы выставили 400-тысячное войско. Для создания такой армии необходимо политическое единство и весьма многочисленное население. Во-вторых, только признав существование единого скифского (сколотского) государства, можно объяснить, почему Геродот приписывает легенду славян-земледельцев всем обитателям «квадрата». Совершенно очевидно, что он просто исходил из наличия их гражданского единства. Зная о том, что: 1) сколоты – самоназвание славян, доминирующих в военно-политическом отношении; 2) сколоты – название всех граждан Скифии; он объединил эти два значения в одно, и не стал особо вдаваться в этнические тонкости, приписав этому «одному» конкретную славянскую легенду. Подобным образом, поступают, скажем, современные французы или немцы, считая татарина или чукчу русскими – они имеют ввиду принадлежность к Российскому государству, не утруждая себя разделением на конкретные этносы.
Государство, конечно же, могло быть только славянским, т.е. славяне-сколоты доминировали в военно-политическом и экономическом отношении. Лишь славянское Приднепровье с его богатейшей земледельческой и ремесленной культурой, с мощными городищами и укрепленными крепостями имеет право претендовать на роль этнического «ядра», цементирующего всю имперскую многонациональную систему, известную как Скифия.
Примерную дату его возникновения определить достаточно легко. Геродот дает вполне конкретный ориентир – согласно «отцу истории» три брата прародителя жили за тысячу лет до прихода на скифские земли войск персидского царя Дария, т.е. где-то в 16 в. до н.э. (Кстати, именно этим временем археологи датируют появление славян в районе Приднепровья.) Тогда и было создано мощное славянское государство – царство сколотов.
Мы предлагаем обратить особое внимание на слово «царство», которое нужно понимать именно в плане наличия у сколотов монархической государственности. Скифские цари, о которых столько много пишут античные авторы, не были племенными вождями, как то утверждается многими представителями «официальной» науки, давно уже обуянной идеей фикс – принизить любую древность. Достаточно взять для примера скифского царя Атея, объединившего, по данным Страбона, земли от Дона до Дуная. Атей вел себя как равный на переговорах с царем Филиппом 11 Македонским и чеканил собственную монету.
Вряд ли столь обширная скифская территория, заселенная различными народами (по данным письменных источников и археологии в интересующем нас регионе проживали еще фракийцы и кельты), управлялась посредством варварской системы т.н. «военной демократии», предусматривающей власть народного собрания (веча, тинга и т.п.). Еще менее вероятно, что варварская «демократия» была способной к организации столь длительной и победоносной военной экспансии, которая характерна для скифов.
Известно, что скифы 28 лет господствовали в Передней Азии, собирая дань с тамошних народов. Прекратить их господство смог только мидийский царь Киаксар (Киак царь, он же Ас Тиаг. Е.Г.), заманивший сколотских вождей на пир и вероломно их убивший. Но, даже отступавшее, лишенное предводителей войско сколотов сумело разгромить государство Урарту. Сколоты участвовали в разгромных походах в Ассирию, дошли до границ Египта, чей правитель поспешил умилостивить их богатыми дарами и «мольбами убедил далее не продвигаться» (Геродот).
В 5 в. персидский царь Дарий 1 двинул на Скифию 700-тысячное войско, однако, так и не смог покорить сколотов, отступив с позором. Характерно, что скифы сумели выставить против него 400 тысяч бойцов. Через сто лет попытку завоевать Скифию предпринял Филипп 11 – отец знаменитого Александра Македонского. В исторической литературе почему-то бытует мнение, что он разгромил Скифское царство, но римский автор Помпоний Мела сообщает: «Некогда два царя, осмелившиеся не покорить Скифию, а только войти в нее, именно – Дарий и Филипп – с трудом нашли путь оттуда».
Получается, Филипп сам был разбит скифами. При этом Помпоний в другом месте своего сочинения сообщает уже о том, как скифы «были побеждены хитростью Филиппа». Тут имеет место быть либо произвольная правка текста кем-то из переписчиков, либо изложение двух, отличных друг от друга событий. Вероятнее всего второе – Филипп не одержал победы над сколотами, ее одержал его сын Александр Македонский, ходивший на них походом в правление своего отца (об этом сообщает Геродот). Просто было осуществлено два похода – один, неудачный, возглавлял Филипп, а другой, удачный (приписываемый Филиппу как царю) – его гениальный сын.
Кстати, уже в правление Александра Македонского, скифы нанесли поражение его полководцу Зопириону. Римлянин Помпей Трог рассказывает: «…Зопирион, оставленный Александром Великим в качестве наместника Понта (Ю. берег Черного моря. Е.Г.), полагая, что его признают ленивым, если он не совершит никакого предприятия, собрал 30 тысяч войска и пошел войной на скифов, но был уничтожен со всей армией…»
Сколоты устраивали походы на запад. Они доходили до Центральной Европы. Наконечники скифских стрел в большом количестве находят на месте современного Берлина. В 1 тыс. до н.э. здесь проживали племена т.н. «лужицкой археологической культуры», которую многие археологи считают праславянской. Скорее всего, войны скифов с лужичанами преследовали цель объединения восточного и западного ареалов древнейшего славянства под скипетром сколотских царей.
Перед взором исследователя предстает не типичная варварская экспансия (подобная экспансии кельтов и германцев), но широкомасштабное геостратегическое распространение имперского этноса, управляемого царями, которые, к слову сказать, опирались на прослойку военной знати – археологические раскопки в древнем Приднепровье (1 тыс. до н.э.) позволяют говорить о наличии в крае богатейшей и влиятельной прослойки знатных людей (Помпей Строг пишет о неких скифских вельможах).
Скифское царство пало под натиском сарматских кочевых орд в в 3 в. до н.э., однако, приднепровская государственно-политическая традиция не прекратилась. не позднее 4 в. н.э. поляне (паралаты-палы-спалы-спалеи) устанавливают новую империю, подчеркивая ее преемственность от Скифии. Во «Влесовой книге» об этом сказано следующее: «… Русь поднялась своей силою и отразила гуннов, сотворив Край Антов и Скуфь Киевскую». (дощ. 11 7 в.) Скуфь Киевская (Великая Скуфь, о которой писали византийцы) – это известная всем со школьной скамьи государство Киевская Русь. Оно возникло не в 8-9 вв., как уверяет академическая наука, но гораздо раньше.
Скифское царство описывается Геродотом как геометрически правильный квадрат. Это всегда вызывало недоумение у историков, воспитанных в духе рационализма и склонных обвинять «отца истории» в фантазировании или использовании фантастических сведений. На самом же деле Геродот имел ввиду не военно-политические, а сакральные границы Скифии – первые, безусловно, могли не совпадать со вторыми – действительно, крайне сложно расселяться в пределах точно очерченной геометрической фигуры. Зато сравнительно легко очертить сакральные пределы государства, указывая тем самым на его основу, существующую в виде некоей территории, символизирующей определенные небесные, потусторонние реалии…»
Вот такое емкое повествование, хотя и изобилующее рядом традиционных погрешностей, относимых самим автором к академической науке.
В первую очередь хочу обратить внимание на термины «славяне» и «праславяне». Если бы автор понял, что эта терминология означает духовный образ жизни, о чем пишет «Влесова книга»: «…Так мы шли, и не были нахлебниками, а были славянами – русами, которые Богам славу поют и потому – суть славяне…», а не этнический признак, то понял бы абсурдность удвоения термина «славяне» и не искал бы сам различия у сколотов, между скифами-пахарями и скифами-иранцами. Сумел бы тогда он подняться до понимания Е.Классена, который предупреждал, что историки к понятию национальности отнесли географические, профессиональные, воинские и национально-этнические признаки. Тогда было бы ему самому понятно, что слово «сколоты» произошло от колообразных щитов, «кельты» — от узкого топора-колуна, «сак» — от слова «сечь», «секира», «скифы» — греческое слово, означающего «конный стрелок». Война же персов (жителей Иранского нагорья) со скифами-иранцами такой же нонсенс, как противопоставление русских россиянам. Но все равно его труд гораздо полезней и аргументированней официальной истории.
В начале главы мной приведена цитата из БЭС: «…Делились на царских, кочевников, земледельцев, пахарей…» Слава Богу, что не было еще этнических групп (или сословий) сеятелей и жнецов!
У одного серьезного историка однажды вычитал: «Происхождение скифов неясно, зато мы можем составить представление об облике этого народа: его передают шедевры древнегреческого искусства, найденные в скифских курганах…» Видимо, очень любили себя скифы и ездили в Грецию заказывать посуду и ювелирные украшения со своим изображением. Видно, в те времена у скифов родилась присказка «В Греции все есть!».
В одной работе о скифских сокровищах Кубани, датируемых 7-4 вв. до н.э. сообщается: «Среди нескольких тысяч золотых вещей, найденных в этих памятниках (курганах), есть подлинные шедевры ассиро-вавилонского, урартийского, античного и местного искусств. Недаром эталоном скифского звериного стиля являются найденные на Кубани келермесская пантера и костромской (!) олень.» Это то в 7 веке до н.э.
Очень сожалею, что автор «Скифского квадрата» не нашел места Законам Табити, один из них в скифской огласовке без перевода на современный русский звучит так: «Чаще и яро секи злого ворога!».