Первые казаки — Викинги?

Первые казаки - Викинги?

Первые казаки - Викинги?

Первые казаки — Викинги?

Мало кто из нас не слышал о великом норвежском исследователе, ученом и путешественнике Туре Хейердале, который для многих был живым свидетелем развенчания научных мифов и доказательств самых невероятных гипотез. Путешествие на бальсовом «Кон-Тики», папирусных «Ра» и «Ра-2″, тростниковом «Тигрисе», загадочные статуи острова Пасхи, пирамиды инков – все это не может не завораживать и не внушать уважения.В последние годы своей жизни Тур Хейердал заинтересовался гипотезой о том, что, возможно, легендарный норвежский бог Один существовал на самом деле и был выходцем из Азово-Кавказского региона. Журналисты, в свойственной им манере придумали звучное название – «Проект охота на Одина». И он, как и «Кон-Тики» шестьдесят назад, вызвал бурное сопротивление научных кругов Норвегии. И, тем не менее, Тур Хейердал продолжал «борьбу с академическими догмами».

Согласно средневековому историку Снорре Стурлуссону, свыше двух тысяч лет назад с Кавказа двинулся на Север могучий король Огден со своими воинами-асами, отступая перед нашествием римских легионов. Удивительное совпадение, если учесть, что верховного бога скандинавов звали Один, и он был предводителем племени героев-асов!

С целью проверки своей гипотезы Тур Хейердал стал производить археологические раскопки в Азове. «Мне не обязательно доказать, что я прав, что Снорре описал реальные события, – так прокомментировал свою гипотезу Хейердал. – Просто хочется узнать правду о том, каким был мир тысячи лет назад, откуда и куда двигались народы»…

Но увы, завершить свое последнее дело он не успел. 18 апреля 2002 года на восемьдесят восьмом году перестало биться сердце великого норвежца. До последних дней своей жизни он сохранял ясность ума, продолжал отстаивать свои не укладывающиеся в привычные рамки идеи и бороться с заскорузлостью умов. Многие ставили Тура Хейердала в один ряд с Нансеном и Амундсеном, и я думаю, что это заслужено. Благодаря таким личностям, как Тур Хейердал наш мир становится лучше, светлее, понятнее…

Хейердал утверждает, что первыми казаками были викинги.

Норвегия не является родиной викингов. По мнению Тура Хейердала, норвежского путешественника, совершившего экспедицию Кон-Тики, а теперь отправившегося искать собственные корни викинга в 700 км к югу от Москвы, их выгнали на север римляне из южной России.

Хейердалу считает, что первые викинги были предками русских казаков и сражались в качестве наемников в первых русских княжествах с первого века до нашей эры по третий век нашей эры. Кроме того, он утверждает, что легенда о норвежском боге Одине основана на исторической фигуре – человеке, родившемся в русских степях и прогнавшего викингов в Скандинавию.

Хейердал является одним из самых несговорчивых исследователей мира. Вот уже больше полувека голубоглазый норвежский антрополог оспаривает общепринятые теории миграций, этнического происхождения и общественных обычаев, организуя экспедиции по всему миру и выявляя связи между удаленными друг от друга культурами.

Пытаясь доказать свою теорию, основанную на исландских сагах 12 и 13 веков, Хейердал начал археологические раскопки у древнего города Танаис на берегу Азовского моря. Он надеется найти здесь остатки цивилизации викингов, более древние, чем все, что были обнаружены до сих пор.

Российские археологи нашли возле Танаиса древнегреческие останки. Они утверждают, что город был создан до появления здесь греческой культуры людьми, являющимися предками викингов, в честь которых Азовское море получило свое название. Есть свидетельства тому, что около 40 года до нашей эры этот город был разграблен римлянами.

Конечно, легкость, с которой Хейердал делал свои открытия, только кажущаяся. За всеми случайностями и совпадениями в его жизни стояли незыблемые закономерности. Он когда-то понял, что люди с течением времени не меняются.

Они создают разные культуры, достигают разных высот в техническом развитии, но… они очень и очень похожи. Например, в текстах, написанных древними шумерами, его больше всего поразило, как мало эти люди отличались от нас в психологическом смысле.

Он подсмеивался над приверженностью наших современников теории эволюции Дарвина и говорил, что они очень ошибаются, считая, что пять тысяч лет назад люди были существенно ближе к обезьянам, чем мы сейчас.

Ну, а в области культуры хронологическая шкала и вовсе не нужна. Две вещи: вера в неизменность природы человека и правдивость свидетельств, которые он стремится оставить грядущим поколениям, плюс свежий, непредвзятый и бесстрашный научный взгляд на проблему стали фундаментом его исследований и основой его успеха.

Тот, кто следил за деятельностью Тура Хейердала, читал его книги, думаю, нисколько не удивился, когда услышал еще об одном его весьма экстравагантном проекте. На этот раз путь познания привел его к нам, в Россию.

*****

Тур Хейердал решил доказать, что корни скандинавов следует искать в Южной Европе, а именно: на берегу Азовского моря, в районе славного города Азова.

Идея эта не нова. Еще в 1978 году в Лондоне Хейердал опубликовал статью «Колумб и викинги», где обосновывал свою гипотезу. Но археологическое исследование этого вопроса стало возможно только 20 лет спустя.

Основа его теории как всегда проста и как будто лежит на поверхности. В XIII веке в Исландии жил историк по имени Снорри Стурлусон. Изучая и сопоставляя различные документы, он записал «Сагу об Инглингах», в которой рассказывается о происхождении древних королевских родов Северной Европы. Сага вполне правдива, потому что её персонажи являются историческими лицами, однако многие ученые не вполне доверяют ей.
Камень преткновения состоит в том, что описываемые события начинаются в стране богов. И одним из главных героев саги является Один – могущественный бог средневековых викингов.

Значит ли это, что «Сага об Инглингах» всего лишь очередной миф?

Тур Хейердал считал, что нет. Он был убежден, что Один – реальное историческое лицо, волею обстоятельств он оказался на севере Европы и дал начало новой ветви северных королей.

Впервые Хейердал побывал на Дону в 1962 году. Но только в последние годы жизни, начав вплотную заниматься изучением норвежской истории, решил искать предков скандинавов именно здесь. Это случилось благодаря его другу историку и писателю Перу Лилестрому, с которым Тур познакомился на Канарских островах. Хейердал решил соединить его научный опыт со своими географическими знаниями, и они вместе начали исследовать документы, касающиеся древнейшей истории скандинавов.

В одном интервью Хейердал говорил:

– Это место – Азов – имеет очень специфическое историческое и географическое положение. Здесь река Дон, несущая свои воды из Северо-западной Руси, впадает в Азовское море, которое является частью Черного моря. И именно здесь заканчивался шелковый путь, который начинался на Дальнем Востоке, в Китае. В этом месте товары грузили на корабли и через Черное море отправляли в Средиземное. Здесь, мы знаем, располагался знаменитый греческий город Танаис.

Место это достаточно хорошо изучено. Но меня интересует гораздо более раннее время – до начала европейской истории – поэтому я решил начать раскопки не на правом берегу, где находился Танаис, а на левом берегу Дона.

Посмотрите, Снорри Стурлусон указывает нам место и время. Он говорит, что у Одина было королевство в устье реки Тана. На левом берегу. А народ назывался народом асов. Итак, здесь была родная земля Одина, здесь жил Один как реальное человеческое существо. Он воевал с соседними племенами и иногда побеждал, иногда проигрывал. Но когда пришла римская армия, он решил, что лучше уйти и покинул свое царство.

Вместе со жрецами и приближенной элитой Один отправился на север, в страну Русь, и на запад, в страну саксов, к острову Фюн в Дании, а дальше на лодках в Швецию, где он и умер. Все эти страны были заселены более примитивными народами и он, принесший с собой другую, великую цивилизацию, был воспринят ими как бог.

Так что же я хочу найти в Азове?

Увидеть, что происходило здесь до исторического времени. Я убежден, что это должно было быть очень важное место в истории. И мы найдем свидетельства контактов еще более ранних, чем античные, между Приазовьем и Севером Европы.

Главным итогом первого этапа российско-норвежской Азовской археологической экспедиции стали более 35 тысяч предметов, представляющих археологическую ценность. Они свидетельствуют о контактах Приазовья с Китаем, Монголией, Сирией, Ираном, Центральной Азией, Северным Кавказом, Испанией, Италией, Грецией, Малой Азией, Древней Русью.

И среди всех этих предметов – три бесценные находки: три пряжки, принадлежавшие средневековым викингам.

Одной такой пряжки для европейских и американских археологов оказалось достаточно, чтобы изменить взгляд на всю американскую историю и признать, что викинги достигли берегов Америки за несколько столетий до Колумба.

Три «азовские пряжки» – неопровержимое доказательство того, что контакты Приазовья с Норвегией во времена викингов были! И теперь ученым оставалось только узнать, были ли эти контакты еще более ранними.

Но это была уже задача экспедиции 2002 года…

Археологи продолжат в Приазовье исследования, начатые знаменитым ученым и путешественником Туром Хейердалом. Их цель – подтвердить теорию Хейердала о том, что викинги, предки нынешних норвежцев, пришли в Скандинавию с берегов Азовского моря. Об этом заявил директор Азовского историко-археологического и палеонтологического музея Анатолий Горбенко.

Норвежский ученый с восторгом говорил об уникальных местах Приазовья: «Здесь каждый клочок земли таит сюрпризы, новые открытия и загадки исследователям». Своей Азовской экспедиции Тур Хейердал посвятил книгу «В поисках Одина. По следам нашего прошлого», которая вскоре будет переиздана и в России. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС.

*****

Как это всегда бывает, смерть человека – простого или выдающегося – заставляет думать о том, для чего мы живем…

Тур Хейердал был человеком, который занимался прошлым, но думал о будущем. Он хотел извлечь из прошлого уроки ради всеобщего блага.

Хейердал не был верующим в привычном религиозном понимании этого слова. Но он верил в высшую созидательную силу и ответственность человека за все, что происходит с ним самим и вокруг него.

В его последней книге, много мудрых и совсем не пафосных мыслей:

«Мы считаем, что ушли далеко вперед, но наш так называемый «прогресс» если и имел место, то в промежутках между мировыми войнами, и меняли мы окружающую среду, а не себя. Человек рождается с чувством ответственности за свои поступки – это называется «совесть»…

Если бы мне было позволено загадать одно-единственное желание на будущее, я попросил бы, чтобы все разногласия из-за веры побыстрее закончились и чтобы все, кто верит в неведомую созидательную силу, воспользовались интеллектом, совестью, интуицией, Святым Духом и всем, что есть в нашем распоряжении, чтобы сохранить природу, пока не поздно и пока длится седьмой день отдохновения…»