Мифы о развитии ребенка, создаваемые производителями игрушек

Мифы о развитии ребенка, создаваемые производителями игрушек

Мифы о развитии ребенка, создаваемые производителями игрушек

«Куклы вовсе не современное изобретение. Это игрушка, о которой можно с полной уверенностью сказать: «стара, как мир». Издревле человек создавал себе не только видимый, но и осязаемый образ – идола, божество с грозным ликом, хранителей домашнего очага и спутников на охоте, помощников в каждом деле и ремесле.

Куклы символизировали человека, и многие народности верили, что все, производимое над куклой, произойдет с самим человеком. Куклы были гарантами домашнего достатка, плодовитости хозяйки, урожая земель и пастбищ, передавались от женщины к женщине внутри рода и оберегались подобно несметным сокровищам. Куклы сопровождали и мужчин на охоту или войну, помогали вернуться домой. Больному рядом на постель клали определенную куклу – она «забирала» болезнь. Новорожденному делали куклу, она повсюду была с ним и служила «оберегом» от дурного глаза.

Древние куклы делались из самых подручных средств: женщина остригала волосы, скручивала их в жгут, укладывала в полотняный мешочек. Сворачивали холстину, или обматывали деревянную чурочку тканью – получался «младенчик». Кукол лепили из золы, глины, выстругивали из дерева и кости, вытесывали из камня, скручивали из травы.

С точки зрения психологов кукла – культурный предмет, несущий в себе зашифрованные «способы действования». То есть, игрушка сама по себе уже исполняет роль воспитателя.

Как дети играют в куклы? До пятилетнего возраста все малыши так или иначе интересуются куклами – кормят, одевают, укладывают спать, то есть, повторяют все действия собственной матери. В дальнейшем игры отличаются в зависимости от пола.

В сюжетно-ролевых играх в «дочки-матери» или «семью» происходит конкретизация и развитие многих компонентов материнской сферы. Особенно важно, чтобы девочка принимала на себя роль матери (то есть, игра с куклой-младенцем, или другими детьми, которые берут на себя роль ребенка). Игры с куклой-младенцем обязательны в «Эдиповой фазе» (3-5 лет), они позволяют «примерить» на себя роль родителя, переживать соответствующие эмоции. Неудовлетворение этой потребности может исказить психосексуальное развитие девочки, создать чувство собственной неадекватности.

«Проживание в роли состояний своего персонажа (идентификация с ним, моделирование в игровых ситуациях реальных событий из жизни дает возможность «отработки» не только мотивационных основ, но и операционального состава материнской сферы. С этой точки зрения сюжетно-ролевая игра в дочки-матери не может быть заменена режиссерской (например, с Барби).

Условность игрушки позволяет свободно разыгрывать различные ситуации, наделять куклу разными свойствами и способностями, помогая формировать свой собственный образ младенца и способы взаимодействия с ним. Усиление конкретности в образе куклы, наделение ее определенными свойствами (движения, звуки и т.п.) обедняют собственную фантазию ребенка и «клишируют» игровые действия по обыгрыванию именно этих свойств. Приближенность образа к реальному младенцу и богатство атрибутики предпочтительна для детей старшего дошкольного возраста, однако только при условии полноценного развития игры с более обобщенной игрушкой.
В игре с куклой участвует и отношение взрослых как к самим куклам, так и к играм девочки».

(Филиппова Г.Г. Психология материнства. – Эту книгу настоятельно рекомендую!)

Желательно, чтобы кукла стала максимально обобщенным образом – мы помним, чем меньше «продумана» игрушка, тем лучше развивается фантазия ребенка. Самое лучшее, если мама делает игрушки (и куклы) сама, да еще вместе с ребенком устраивает кукле «хозяйство» и «гардероб». Материалы, конечно, нужно выбирать натуральные, приятные на ощупь. Кукла должны быть мягкой и податливой, чтобы ее легко было тискать и обнимать, изменять ей позу – этим условиям лучше всего удовлетворяют тряпичные куклы. Выражение лица куклы – нейтральное, чтобы ребенок «изменял» ее эмоции по игровой ситуации. Глаза и рот лучше обозначить символически, не прорисовывая детально.

Вальдорфская кукла отвечает не только этим требованиям, но также и особенностям набивки. Голова должна быть значительно плотнее, нежели тело – эта разница набивки головы и туловища не соблюдается в остальных куклах. Текстильные куклы обычно полностью мягкие, пластиковые – полностью твердые. Ведь у человека голова значительно «тверже» тела. У Барби же пропорция обратная: мягкая резиновая головка и твердые пластиковые конечности.

Недолговечность материалов, из которых изготавливается вальдорфская кукла, побуждает ребенка бережно с нею обращаться. Это не значит «не ломать игрушку, потому что она дорогая» или «мама так старалась шить, а ты не ценишь». Мы помним, что кукла для ребенка – живое существо, и он обращается с нею так, как будет относиться к своим близким.

Некоторые писали о том, что девочки любят мыть кукол, и для этой цели лучше подходят пластиковые. Но ведь тряпичные куклы просто дольше сохнут, их тоже можно «постирать».

Облик куклы не должен иметь:

• неправильные пропорции («Братц» или «Барби» и аналоги),
• сексуальность (те же куклы),
• дырку во рту или другие «дефекты» (кукла-младенец с вынимающейся соской), зажатые в руках предметы (такие куклы остались в одной ситуации и их нельзя «перенести» в другие),
• застывшее раз и навсегда выражение лица (например, плачущее или смеющееся; лучше спокойное, нейтральное).
Для детского восприятия и психики совершенно не подходят куклы с вынимающимися внутренностями (есть такие «пособия по изучению анатомии для детей»), с половыми органами, отдельные головы или головы с торсом (куклы-манекены для игры в парикмахерскую и пр.). Так называемые «интерактивные» куклы, умеющие производить различные действия (плакать, говорить, пить и пИсать) останавливают не только фантазию девочки, но и диктуют собственные условия игры, определяют круг обязанностей «хозяйки».

Как верно заметили отвечавшие на вопрос о куклах, девочки постарше (после десяти лет) играют уже не с куклами-младенцами, а во «взрослую жизнь» — выдают кукол замуж, и т.п. Но и для этих сюжетов Барби не подходит – она слишком оторвана от жизни, в ее мир нельзя проникнуть, его можно только наблюдать со стороны. В младшем подростковом возрасте нас смену игре в «семью» и «дочки-матери» приходит режиссерская игра – управление сюжетом, помощь в игре младшим. Особенно хороша драматизация, театральные или бумажные куклы (лучше, если их рисует сам ребенок). Вместо использования Барби и прочих «модных» кукол лучше научить девочку изготавливать куклы-марионетки, куклы из термопластика (на шарнирах, с гнущимися конечностями), театральные куклы. Также для старшего возраста (после семи лет) подходят этно-куклы, изображающие людей различных национальностей.

Негативное влияние «Барби»:

— ранняя сексуальность;
— «культ красоты» и материальных ценностей;
— стремление к позиции потребителя;
— низкая самооценка (обычные девочки никак не подходят под «эталон Барби», отчего начинают чувствовать себя неполноценными, некрасивыми);
— отсутствие возможности «проживать» родительские роли – Барби совсем не похожа на маленькую девочку, о которой надо заботиться;
— игрушка «управляет» игрой, а не ребенок. Барби – потребительница, ей нужно покупать дорогие аксессуары, а также «бой-френдов» и «подруг».

Играть Барби в «дом» и «семью» попросту невозможно. Она провоцирует совершенно другие игры (сексуальное содержание, отсутствие реальной деятельности – ведь Барби не ходит на работу и не ухаживает за детьми). В Барби невозможно вселить какой-либо образ, она бездушная вещь, предмет, а не «живой человек», которым, конечно, для девочки предстает кукла…»

Мифы о развитии ребенка, создаваемые производителями игрушек

1. Чтобы развитие состоялось, должны быть развивающие игрушки.
Это база, основа основ. Всё, нет игрушек — нет развития. И вот свежеиспеченный родитель вместе с пачкой памперсов тащит домой 10 кило игрушек, из которых 9 кило 800 грамм абсолютно бесполезны для младенца.
Правда в том, что развитие идет само по себе, если не держать ребенка одного в темном чулане. Было же время, когда не построили еще магазин Детский мир. Лет эдак 500 или 1000 назад. Как-то ведь дети развивались?

2. Чем игрушка навороченней, тем лучше она всё развивает.
Этот миф ведет к выпуску и покупке ужасающих многоцветных монстров, которые звенят, играют мелодии, разговаривают дурным голосом и вообще задалбывают родителей на второй день своего присутствия в доме.
Правда в том, что самые простые бытовые вещи работают в качестве развивающих игрушек не хуже, а то и лучше магазинных чудес.

3. Хорошие развивающие игрушки — непременно дорогие.
Ну а что вы хотите? Хотите развития — выкладывайте денежку. Или хотите, чтобы ваш ребенок стал умственно-отсталым? Если так, то можете не покупать нашу разноцветно-шуршаще-гремящую суперразвивающую игрушку за 2500 рублей.

4. Развивающие игрушки могут развивать ребенка сами, без участия родителей.
Вот пришел родитель в магазин игрушек, долго бродит между полок, ужасается на ценники выбирает. Выбрал монстра с полусотней функций, кучей кнопок, человечьим языком разговаривающего (возможно, с китайским акцентом, ну да ладно). Ну, думает, наконец-то! Наконец чадо моё разовьется! Теперь уж точно разовьется! Не даром же эта хреновина столько стОит.
Родитель пришел домой, вручает монстра чаду, дыханье затаил – ну как? Развивает или нет? А чадо поковырялось в кнопочках минут 5 и уползло по своим делам.
А ведь Л.С.Выготский рассказывал нам про зону ближайшего развития. Про то, что с участием родителя ребенок сможет сделать то, с чем один справиться пока не в состоянии. И банальная пирамидка, освоенная с помощью взрослого, даст в плане развития больше, чем очная ставка с чудом враждебной техники.

5. Миф о счастливом детстве.
Счастливое детство – это много ярких и веселых игрушек!!!
Проведем эксперимент — наберем в поисковике текст «счастливое детство». Первое, что вывалится – это пачка игрушечных интернет-магазинов. «*Название компании* — всё для счастливого детства!», «Счастливое детство с интернет-магазином детских товаров *название магазина*» и т.п. Счастливое детство пытаются ассоциировать не с материнской лаской, не с полетом на качелях под небеса, не с чем-то таким сладко-трепетно-неуловимым, как аромат бабушкиных пирожков, а с покупными вещами.

— Скажите, а Счастливое Детство у вас почём?
— 20 тысяч в месяц.
— Ой, а что так дорого? Подешевле ничего нет?
— Подешевле – это уже не Счастливое, это Обычное Детство. У нас, кстати, сейчас распродажа Несчастного Детства – всего по 3 тысячи. Берите, пока осталось.

6. Раннее развитие необходимо.
Не будем углубляться в старый спор о том, нужно или нет раннее развитие. Ясно одно – к чему бы там ни пришли педагоги с психологами, а производители игрушек будут твердо держаться за версию о его необходимости. Потому что это очень выгодно.
Вот текст с одного сайта, продающего комплект для обучения чтению «с пеленок» за 6 тыщ (!) рублей (пунктуация оригинала сохранена): «Система раннего интеллектуального развития это уникальная возможность начать развитие малыша с самого рождения. Система эффективна для раннего развития детей, когда происходит формирование растущего мозга».

Очень простой принцип – главное, напихать в рекламный текст побольше слова «развитие» (зато некоторые знаки препинания можно спокойно опустить).

«Уникальная возможность начать развитие малыша с самого рождения» — то есть иначе его развитие остановится сразу после рождения (см. миф № 1). На этом сайте особенно умилительно смотрятся отзывы родителей – «Спасибо компании за то, что раннее развитие наших детей стало возможным!»

adana escort adıyaman escort afyon escort ağrı escort aksaray escort amasya escort ankara escort antalya escort ardahan escort artvin escort aydın escort balıkesir escort bartın escort batman escort bayburt escort bilecik escort bingöl escort bitlis escort bolu escort burdur escort bursa escort çanakkale escort çankırı escort çorum escort denizli escort diyarbakır escort düzce escort edirne escort elazığ escort erzincan escort erzurum escort eskişehir escort gaziantep escort gebze escort giresun escort gümüşhane escort hakkari escort hatay escort ığdır escort ısparta escort istanbul escort izmir escort izmit escort kahramanmaraş escort karabük escort karaman escort kars escort kastamonu escort kayseri escort kilis escort kırıkkale escort kırklareli escort kırşehir escort kocaeli escort konya escort kütahya escort malatya escort manisa escort mardin escort mersin escort muğla escort muş escort nevşehir escort niğde escort ordu escort osmaniye escort rize escort sakarya escort samsun escort şanlıurfa escort siirt escort sinop escort şırnak escort sivas escort tekirdağ escort tokat escort trabzon escort tunceli escort uşak escort van escort yalova escort yozgat escort zonguldak escort marmaris escort bodrum escort alanya escort side escort konyaaltı escort muratpaşa escort manavgat escort çeşme escort sincan escort çankaya escort keçiören escort mamak escort etimesgut escort buca escort konak escort karabağlar escort bornova escort karşıyaka escort bayraklı escort alsancak escort ataşehir escort pendik escort maltepe escort kartal escort kadıköy escort görükle escort atakum escort ayvalık escort mersin escort mezitli escort pozcu escort deutsche escort berlin escort düsseldorf escort hamburg escort münchen escort stuttgart escort berlin escort düsseldorf escort hamburg escort münchen escort stuttgart escort deutsche escort köln escort