О ТВОРЧЕСТВЕ И ИСКУССТВЕ

О ТВОРЧЕСТВЕ И ИСКУССТВЕ

Люди, сотворённые по Божьему образу подобию, в свою очередь, тоже творцы. Они преумножают Славу Божию, творя и умножая всё то прекрасное, что Им сотворено. Всё, ими созданное, есть ТВОРЧЕСТВО. Но тогда что такое искусство? Мудрости Бога-Творца всегда противостоит коварная хитрость искусителя душ человеческих.

Не есть ли искусство – искушение творчества, искус творения Божия, искус творящих? Пусть на первый взгляд это вызывает сомнение и даже возмущение. Ведь мы привыкли, как к аксиоме, что искусство прекрасно, возвышенно т и.д. От привычек отказаться трудно. Но всё же…

Мы справедливо отождествляем понятия: созданное Богом и созданное Природой. И понятия «природное» и «натуральное» тождественны. А вот понятия «натуральное» и «искусственное» по сути противостоят одно другому. Исходя из предположения, что искусство есть искус творящих, правильнее отождествить «искусственное» с «сатанинским», ведь сатана и есть искуситель…

А с этих позиций любопытно будет взглянуть на всё, что нас окружает в современном мире.

Мы надели искусственную одежду. Если лён, шерсть, хлопок, натуральный шёлк, кожа выполняли для человека целенаправленные функции: служили защитой от зноя, холода, болезней, то искусственная ткань действует с точностью наоборот: в жару организм ещё больше разогревает, а в стужу охлаждает, принося только недуги. А кто поступает всегда «наоборот»? Нечистая сила. Вспомним для наглядности народные сказки (черти в сказках скачут на лошади всегда наоборот, держась за хвост), приметы (если водит человека лесовик на одном месте – вывернуть надо рубаху наоборот, он отпустит), сатанинские обряды (читать наоборот православные молитвы и переворачивать православные кресты).

Старые люди помнят, что была на Руси ещё с древних времён такая примета. Если у кормящей матери пропадало молоко, то значит, её ребёнок не жилец. Нет молока – нет ребёнка. Не случайно бытовало выражение «впитать с молоком матери», то есть впитать от предков своих мудрость, здоровье, опыт жизни. Сейчас мало кого из кормящих мам обеспокоит всерьёз отсутствие в груди молока и означает это только то, что ребёнка переведут на искусственное питание. Создание комбинатов искусственного питания выглядят очень гуманно по сравнению с «негуманной» природой.

Но не потому ли, чем не правильнее мы живём, чем уродливее наше существование, тем больше Природа сопротивляется, пытаясь навести порядок, тем больше некормящих мам и нежизнеспособных малышей, которых не Природа, а мы обрекаем стать жертвами нашего образа жизни «наоборот»?

Мы говорим: поэт от Бога, музыкант от Бога, художник от Бога. Это те, кто творит. Это Поленов, Рахманинов, Пушкин. Но есть, к примеру, Кандинский, Малевич – эти бунтари против красоты Божьего мира, называющие себя авангардистами. Они – деятели искусств.

Попробуйте хотя бы с натяжкой назвать их художниками от Бога. Но они, наверное, тоже полагают, что живут, творя добро, ведь грань между добром и злом очень прозрачна, тонка.

Кто-то из таких деятелей искусств, уверенный, что творит добро, изобретает синтезаторную музыку, которая, как кувалда, разбивает своими децибелами натуральную защиту человека, подобно ножовке разделяет дух и тело. Интересно вдуматься в слово «синтезатор»: разве не означает оно буквально синтетический (синтетика – искусственная этика?) затор (блок, перекрытие)?

А кто-то из таких же творящих (по их мнению) добро для человечества изобрёл искусственный интеллект – компьютер. И вот уже появились «кибернавты», с помощью дисплей-очков и электронных перчаток способные проникать через компьютер в искусственную (виртуальную) среду, где они становятся «реальным» действующим лицом, перемещаясь в иную категорию существования. То есть, человек в этот момент имматериализуется в техническом смысле. Они могут там жениться, рожать кибернетических детей, принимать кибернетические наркотики, есть кибернетические деликатесы, совершать самые жестокие преступления, сведя счёты со всеми своими неприятелями из «натурального» мира. Для того, чтобы вернуться из Зазеркалья, нужно лишь снять экипировку – и никакой ответственности за содеянное.

О ТВОРЧЕСТВЕ И ИСКУССТВЕ

До недавнего времени различие между человеком и компьютером было в пользу человека. Человек способен решать одновременно несколько задач, например: есть, слушать радио, следить за играющим ребёнком). А компьютер только в определённой последовательности мог справиться с поставленными задачами. Теперь в России изобретён искусственный интеллект, обладающий почти всеми качествами человеческого мозга. Почти… Возможно, совсем скоро (а может, и уже?..) эти новорожденные компьютерные монстры, вобравшие в себя все возможности человеческого мышления, но не обременённые, в отличие от него, химерами совести и нравственности, соединятся в единый суперкомпьютер, создав слаженную систему компьютерного контроля за деятельностью человека (независимо от его воли) во всех сферах, включая государственное управление… Сложная паутина компьютерных сетей, опутавшая весь мир, очень напоминает нейтронные сети в человеческом мозге. Случится то, о чём писали фантасты: подчинение человека машинам.

Вспомним сообщение австрийского астрофизика Стивен Хокинг из Бостона. Он считает, что на Земле впервые создана самим человеком принципиально новая, искусственная форма жизни – компьютерные вирусы. Они, не имея обмена веществ, живут, паразитируя и размножаясь на поражённых ими компьютерах. Известен случай смерти человека от кровоизлияния в мозг, вызванной компьютерным вирусом с роковым названием «666» (именно 666 байтам равна длина вируса). Этот вирус выдаёт на экран 25-м кадром специальную цветовую комбинацию, погружающую человека в гипнотический транс. Через 25-30 кадров изображение меняется, и подсознательное восприятие нового узора приводит к изменению сердечной деятельности, отчего артериальное давление в малом круге кровообращения резко возрастает, затем резко падает. Сосуды головного мозга не выдерживают… Может, искусственный интеллект испытывает оружие против человека для исполнения своих захватнических планов? А ведь написал этот искусственный вирус сам человек, каким-то немыслимым образом найдя эту дьявольскую комбинацию цветов. Трудно предсказать последствия проникновения этого вируса в разного рода компьютерные заставки и рекламные ролики на телеканалах.

…Но вернёмся к искусственному питанию. Французский химик и биолог Луи Пастер сделал важный вывод на примере винной кислоты. Два её вида – натуральная и синтетическая – обладают одинаковыми химическими свойствами. Но составляющие их кристаллики имеют различную асимметрию: правостороннюю (натуральную) и левостороннюю (искусственную). Что это значит? А то, что кристаллики натуральной кислоты вращаются правоспирально, искусственной – левоспирально. Асимметрия кристалликов – залог их вращения. Человеческий организм имеет вполне определённую «правую асимметрию» всех своих составляющих (белков, нуклеиновых кислот, молекулярных соединений). Следовательно, и питаться он должен «правоспиральной», натуральной пищей.

Обратимся к сказке Л. Кэрролла. Алиса перед тем, как шагнуть в зазеркальный мир, спрашивает своего котёнка: «Понравится ли тебе в Зазеркалье, киска? Дадут ли там тебе молочка? Может быть, молоко в Зазеркалье не годится для питья?». Наверное, она и не подозревала, насколько была близка к истине: молоко в Зазеркалье пришлось бы не по вкусу её киске. Сотрудники Института элементарно-органических соединений РАН, занимающиеся проблемой искусственного питания, синтезируя аминокислоты, пришли к выводу, что структура их такая же, как у натуральных, входящих в состав животных белков, только «с точностью до наоборот». Доктор химических наук В.А. Даванков на этом основании пришёл к выводу, что искусственные аминокислоты «функционально не вписываются в человеческий организм».

Учёный из Нижнего Новгорода Волский доказал на опыте, что куриные эмбрионы, развиваясь внутри яйца и не принимая извне пищи, всё-таки прибавляют в весе за счёт азота, которым продувается в инкубаторе яйцо. Учёные из других лабораторий, повторяя опыт, не все получили однозначный результат. В ряде случаев эмбрионы не только не прибавили в весе, но совсем погибли. Оказалось, что во всех неудачных опытах был использован азот искусственный, удачны были опыты в тех случаях, где использовали азот природный.

Важен факт, что среди болезнетворных вирусов многие имеют левоспиральную структуру. А не создаём ли мы для их безбедного существования комфортные условия в своём организме? Поглощая искусственные (левоспиральные) продукты и облачая тело в искусственную одежду мы просто устраиваем для них полный пансион в «классе люкс» с проживанием и питанием…

Всё натуральное из нашей страны беспощадно вывозится: выкачивают нефть, газ, вывозят лён, хлопок. А неутомимые кибернавты прогнозируют возможность вживления в мозг людей биочипов, обеспечивающих «непрерывную интерактивную связь человека со всемирной компьютерной сетью, что позволит нечувствительным образом (!) подключить большую часть населения к расширенной виртуальной реальности». Посадят всех нас, например, в какие-нибудь тёплые промышленные отходы, а в той, искусственной среде, это будет тёплым прибрежным песочком Гавайских островов. И какая разница, какой будет вокруг нас реальная жизнь, если ТАМ, в царстве искусителя, для нас она наверняка будет райской?

«Искусство требует жертв». В нашей теме эта известная фраза вдруг приобрела новый зловещий смысл. А может, не вдруг, и не приобрела, а всегда таковой имела?

Статья написана давно — ешё в 1995 году, поэтому, конечно, многие факты в ней устарели. Но вспомнила о ней в 2008 году, когда были объявлены очередные лауреаты Нобелевской премии по физике за открытие, которое можно примитивно сформулировать одной ёмкой фразой: МЫ ЕСТЬ ПОТОМУ, ЧТО НЕТ СИММЕТРИИ. А это именно то убеждение, которое я много раз озвучивала в статьях: абсолютной симметрии нет в природе, асимметрия обусловливает движение, а движение есть жизнь.

Платон считал, что глагол «двигаться» этимологически происходит от слова «теос» (theos), что означает «Бог». Теять, деять – значит, творить, действовать. Потому говорят: «Бог – творец всего сущего».