Холера: какой она представлялась нашим предкам?

Холера: какой она представлялась нашим предкам?

Холера: какой она представлялась нашим предкам?В мифологической традиции славян страшная болезнь холера представала злобным существом, которому приписывали различный облик. Чаще всего говорили, что это женщина самого безобразного вида, которая способна обернуться другим образом – от коровы до священника.

Русичи предпочитали считать, что изначальная внешность холеры имеет вид растрепанной старухи, одетой в рвань, которая предпочитает передвигаться в сумерках и по ночам, а там, где остановится, не останется ничего живого: «в холеру ни мухи, ни ласточки».

Один старинный рассказ повествует, как некий мужик предложил подвезти до деревни старуху, встретившуюся ему на дороге. Она, усевшись в телегу, и говорит: «Вот спасибо тебе, добрый человек. Ну, раз ты мне услужил, так и я тебе отплачу тем же». На вопрос, что за услугу собирается оказать по виду нищая старая женщина, та ответила, что, мол, она – холера, и во все колодцы в деревне напустит яду, только реку не тронет, так что он может брать воду оттуда и избежит хвори вместе с домочадцами. Мужичок же задумал спасти не только свою семью. Привез холеру в дом, поднес водочки да уложил на печку, а когда та захрапела «с устатку», хватил топором и отсек голову.

Кроме того, верили, что эта злыдня способна летать. По народным преданиям, она с воздуха рассыпает ядовитые семена на землю: в водные источники, на поля и огороды. По другой версии, холер было несколько: либо три сестры, либо две – с братом, которые родом не местные, а появляются из-за синя-моря, одетые в белые саваны, с узелками в руках, где носят… кости. В поверьях малороссов холера должна была быть обута в красные сапоги, а также уметь ходить по воде и по ночам носиться по людским поселениям, восклицая: «Була бида, буде лыхо!».

Но существовало и поверье, согласно которому холера вовсе не женщина, а птица-юстрица, сама черная, с железными крыльями, с несколькими головами змеиными и таким же хвостом, но одним. Будто летает она над окияном, и где коснется воды крылом, там возникает источник эпидемии.

Говорили также, что после защитного обряда опахивания, когда в плуг впрягали корову, и женщины с вениками в руках проходили с ней границы селения по кругу, что-то белое приближалось к крайним подворьям, но никак не могло преодолеть черту, оставленную плугом.

Другим способом отогнать мор признавался колокольный звон. При вести о том, что приближается холера, одной из невинных девиц поручалось тайком пробраться в церковь так, чтобы ровно в полночь начать бить в колокол. По этому сигналу все жители должны были высыпать на улицу и креститься, а звонарша – опять же незаметно вернуться домой.

В некоторых местностях устанавливали так называемые «холерные» кресты для спасения от напасти, в других – всем миром строили «обыденную церковь». А еще в четыpех концах села втыкали в землю сpyбленные деpевца осины — считалось, что это тоже заслон от проникновения болезни. В общем, разные меры принимали, одна из самых причудливых – «обмануть» холеру. Суть обмана заключалась в том, чтобы убедить убийцу, что морить некого, ибо все дома пусты.

Достигалось это следующим образом. Люди запирались в жарко натопленной бане и укладывались на полки, изображая из себя умерших или же накрепко запирали дом и прятались в подполе, причем полагалось и рот «держать на замке», чтобы никакие звуки не могли навести холеру на мысль о том, что здесь есть кого загубить.