Русские терема архитектора Суслова

0

Владимир Васильевич Суслов (1857-1921) за пределами узкого круга историков искусства и реставраторов известен мало. Почти забытое имя. А между тем это была крупная фигура в культурной жизни рубежа 19-20 веков — академик архитектуры, один из столпов отечественной реставрации, талантливый архитектор и художник, борец за сохранение древнерусского наследия, которое он великолепно знал и изучал.
От Суслова осталось очень много разных проектов и эскизов. Это классная бумажная архитектура — вдохновенные фантазии художника, влюбленого в русскую сказку о высоких причудливых теремах, где живут былинные князья, царевны и богатыри.

Кто сказал, что архитектура всегда должна соотноситься с голым практицизмом? Увы, это стереотип, навязанный ей нынешним прагматичным временем, помешанным на зарабатывании денег и окупаемости всего и вся. А тогда много мечтали, приближая архитектуру к художественному творчеству, к ее изначальному и самому главному назначению — эстетически организовывать жизненное пространство. Суслов мечтал об удивительных домах, в которых переплелись образы русских теремов, деревянных крепостей, северных храмов и европейских рыцарских замков. Иногда прототипы узнаются, как, например, силуэты и объемы дворца Алексея Михайловича в Коломенском, но чаще все это не поддается банальному препарированию. Это талантливая архитектура, уводящая от реальности в фантастические миры. Самое интересное, что подобные вещи действительно тогда строились.

Почему сегодня нельзя использовать эти идеи и образы в строительстве загородных особняков. Это что, не соотвествует нынешним понятиям о красоте, о национальной самобытности? Почему нельзя, отталкиваясь от этих проектов Суслова, украшать подмосковные пейзажи новыми достойными достопримечательностями? Что, не позволяют амбиции нынешних архитекторов, стремящихся непременно реализовать свое-собственное, даже если бог талантом обделил? Или заказчики не хотят? Я бы на их месте променял десятки современных «домов-гробиков» на один сусловский терем. Я думаю, заказчики просто не знают про богатейшие залежи бумажной архитектуры прошлого, а то бы заинтересовались. Да и архитекторы обычно осведомленностью в сфере истории архитектуры не блещут.

Оставить Ответ