Древние напитки — польза для души и тела

Древние напитки - польза для души и тела

Древние напитки — польза для души и тела

Судя по дошедшим до наших дней старинным поваренным книгам, наши предки первоначально называли напитками только те безалкогольные жидкости, которые оказывали подкрепляющее действие, то есть были сытными и питательными. Видимо, этим и объясняется распространенное тогда выражение «откушать чаю».

Ежедневно в целях оздоровления славяне пили наполненные светом Солнца-батюшки и соками Земли-матушки (как они поэтично называли последних) подобные напитки. Среди них всем известные: квас, сбитень, морс, компот, кисель и, конечно же, различные травяные чаи. Позволим себе напомнить несведуюшим читателям, что же за напитки пили наши прадеды и прабабушки.

КВАС

Это славянский напиток. Некоторые историки считают, что квас на Русь завезли греки. Они научили славян готовить этот напиток. Однако, археологи находят при раскопках частицы кваса в древних сосудах. Их возраст датируется до нескольких веков до новой эры. Первый памятник письменности, в котором упоминается о квасе – это летопись Нестора летописца. Нестор говорит, что квасом угощали народ, когда крестили Русь. Из этого легко догадаться, что квас существовал и раньше. Этот напиток был очень распространен на Руси. Квас пили, чаще всего, простолюдины. Знать редко пила этот напиток, и предпочитала ему заморские вина. Квас в России пили почти все. Его готовили для солдат, давали больным в больницах. Иностранцы, бывшие в России в 18 веке, описывали квас так. «В России есть замечательный напиток. Он замечательный по вкусу и по качеству заменяет константинопольский щербет. Этот вкусный и питательный напиток очень дешевый. На 1 рубль можно купить целую бочку.»

Квас был очень популярен на Руси. Его можно было выпить очень много и не опьянеть. При этом квас весьма полезен. Квас прекрасно утоляет жажду, полезен для желудка и сердца. По некоторым источникам, питье кваса считали терапией от чахотки и цынги. Квасом поливали раскаленные каменья в бане, создавая этим восхитительный аромат. Квас был любим крестьянами, так как при сельскохозяйственных работах он бодрил тело и утолял жажду. Способов приготовления кваса много. Наиболее распространен хлебный квас. Он приготавливается из ржаного хлеба специальной закваски.

СБИТЕНЬ

Напиток этот на Руси появился очень давно. Упоминание о нем встречается в памятниках письменности 12 века. Нельзя говорить о сбитне, как только о безалкогольном напитке. Способов приготовления сбитня было великое множество. Вот наиболее известный рецепт. В кипящую воду кладется мед, гвоздика, имбирь, корица, мускатный орех. Затем вся эта масса кипятится. Если сбитень хотели сделать алкогольным напитком, то в него добавляли вино. Сбитень был широко известен не только на Руси, но и за границей. Иностранцы называли сбитень русским глинтвейном. Сбитнем торговали на улицах, в трактирах. Этот напиток пили простолюдины на морозе, чтобы согреться. Торговали сбитнем сбитенщики. Они носили напиток в самоварах.

МОРС

Морс известен на Руси с 15 века. Он упоминается в памятнике письменности «Домострое». Морс делали путем смешивания воды и разного варенья (клюквенного или брусничного). Всего существует семь видов варенья для морса.

КОМПОТ

Компот является, прежде всего, северным напитком. Компоты стали широко распространены в России в 18 веке. До этого они были тоже известны. Компот хорошо утоляет жажду и превосходен на вкус. Способов приготовления компотов существует великое множество. Компоты варят из всех съедобных фруктов и ягод.

КИСЕЛЬ

Название кисель пошло именно от исконно русского деревенского блюда — овсяного киселя, а сладкие фруктово-ягодные кисели, появившиеся позднее, когда в России распространился картофель и картофельный крахмал, унаследовали это название. Овсяные, ржаные, пшеничные кисели относятся к древнейшим русским кушаньям. Им более 1000 лет. История о том, как кисель спас город, занесена в древнейшую русскую летопись «Повесть временных лет».

Вот о чем поведал летописец Нестор:
«X век на Руси выдался тяжелым: шла великая беспрерывная война с кочевыми племенами, которые совершали постоянные набеги на русские земли. Однажды печенеги осадили Белгород. Долго длилась осада, и начался в городе сильный голод. Тогда собралось народное вече, и порешили горожане: лучше сдаться печенегам, чем всем умирать с голода. Но сказал один старец: „Не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю». Велел старец собрать со всего города остатки овса, пшеницы и отрубей, приготовить из них цежь (кисельный раствор) для варки киселя, да поискать меду и сделать из него пресладкую сыту (медовый взвар, разварной мед на воде). Затем приказал выкопать два колодца и поставить в них кадушки вровень с землей. В первую кадушку налили кисельный раствор, а во вторую медовый напиток. На другой день пригласили горожане нескольких печенегов и привели их к колодцам. Почерпнули ведром из первого колодца, сварили кисель, стали его есть сами, да запивать медовым напитком из второго колодца и угощать печенегов. Подивились те и решили, что кормит русских сама земля. Вернувшись, поведали печенеги своим князьям, все что было, те сняли осаду и пошли от города восвояси.»

России, как, впрочем, и во многих других странах, чаем считают еще и горячие напитки, приготовленные из листьев и стеблей некоторых растений, так называемые травяные чаи. Для приготовления поливитаминных чаев используются многие известные всем пищевые и лекарственные растения: боярышник — цветы и плоды, брусника — листья и ягоды, гречиха посевная — цветки и верхняя часть стебля, трава зверобоя, мелиссы, мяты, иван-чай (кипрей) — листья и цветы, липа — цветы и листья, облепиха — листья и плоды, черная смородина — листья, плоды, молодые побеги; шиповник — листья, плоды, цветки и корни; рябина — плоды, земляника — плоды и листья, малина — плоды, листья и молодые побеги; черника — плоды и листья.

Травяные чаи столь разнообразны, дают такой простор для фантазии, что порой трудно сказать об их составе что-либо определенное. Они полностью зависят от вкусов и пристрастий каждого, если не брать в расчет специальных лечебных травяных чаев. В прошлом люди были гораздо ближе к природе, отличались большой наблюдательностью и любознательностью. Именно это помогало им подмечать, чем пользуются животные, излечивая себя от различных хворей, а потом применять эти знания в своей практике. К сожалению, о подобных фактах из жизни древних славян или других народов, проживавших на территории нашей страны, информацией мы сегодня практически не располагаем, зато нетрудно догадаться, как это все происходило, анализируя исторические примеры, ставшие хрестоматийными. Так, бодрящее свойство кофе обнаружил эфиопский монах, который заметил, что козы, которых он пас, становятся не в меру возбуждены и непослушны, после того как наедятся зерен повсюду растущего растения. Попробовав их, пастух на всю ночь лишался сна и мог спокойно стеречь стадо. Потом эти сведения перекочевали к монашеской братии, а затем более чем стремительно по всему миру.

Даже в знаменитых легендах и мифах Древней Греции можно найти интересующие нас сведения. Так, кентавр Хирон первым заметил, за счет чего кони в табунах избавлялись от запоров, — это была чемерица и поныне использующаяся по данному предназначению. Наиболее старинные травники датируются первой половиной XI века. Из летописей мы узнали, например, что внука Дмитрия Донского, князя Дмитрия Юрьевича, знахари вылечили от кровотечения из носа, давая ему пить тысячелистник, а дочь лесника из града Китежа, Феврония, исцелила с помощью трав муромского князя Петра от тяжелой кожной болезни. Какие же растения пользовались у наших предков особой любовью? Перечень этот внушителен.

Мы назовем пока лишь немногие, наиболее популярные и известные. Это — кипрей, или иван-чай, брусника, земляника, душица, зверобой, малина, липа. Заготавливали сырье с ранней весны до осени, стремясь иметь под рукой средства для лечения любой непредвиденной болезни с помощью чая. В каждой деревне находились женщины, как правило, пожилые, которые были известны как искусные целительницы. Арсенал их лесных, полевых и луговых лекарств был самым внушительным; они прекрасно разбирались в составлении различных сборов, точно знали, сколько времени нужно пить тот или иной напиток и по количеству, и по времени. С появлением городов в них тоже находились люди, профессионально занимавшиеся лечением с помощью целебных растений. Называли их в разных местах Руси по-всякому, но наиболее часто употреблялось слово «зелейники». Есть что-то общее с зеленщиком, но ничего удивительного в этом нет — зачастую именно торговцы из овощных рядов поначалу по совместительству торговали и различными снадобьями от тех или иных телесных недугов. Тем более что некоторые сорта такого товара можно было выращивать на собственных огородах, например, мяту, анис, валериану и др. Потом некоторые зелейники стали специализироваться на выращивании лекарственных растений. Без сомнения, многие из них обладали уникальными даже для сегодняшнего дня знаниями по фитотерапии, но коль знакомством с грамотой они в большинстве случаев не были отягощены, то и богатейшие сведения были утеряны. К тому же нельзя не учитывать многочисленные войны, татаро-монгольское нашествие, стихийные катаклизмы. Эти катаклизмы уничтожили наряду с другими ценностями и памятниками культуры и имевшиеся источники знаний о применявшихся в те далекие века русских народных чаях.

Подлинным ценителем целебных чаев был Петр Первый. Почему-то больше на слуху его жесткая позиция по внедрению в русский быт кофе, но куда заметнее его вклад в изучение растений. Сказалось и то, что энергичный и разносторонне развитый император живо интересовался медициной и всем, что с нею связано. Так, по его инициативе получили широкое распространение аптекарские огороды — земельные участки, на которых выращивались и заготавливались лекарственные растения. Там не только разводили дикорастущие травы, но и проходили акклиматизацию растения, завезенные из других стран. Позднее, с появлением госпитальных школ, а затем и других аналогичных учебных заведений аптекарские огороды служили базой для подготовки медиков и фармацевтов: здесь они изучали ботанику, учились выращивать и собирать растения, правильно хранить и готовить из них лекарства.

В Петербурге указ Петра Первого о создании Аптекарского огорода (позднее Аптекарский сад, а с 1735 года — Медицинский сад) был издан 11 февраля 1714 года. Его организацию царь поручил «своему неутомимому спутнику в путешествиях и собирании редкостей Роберту Арескину (Эрскину)». Арескин был архиатром, главой Медицинской канцелярии. Под его управлением находились и два других научных учреждения: Библиотека и Кунсткамера. Существует предание, связанное со строительством здания Кунсткамеры — символа Российской Императорской академии наук. Считается, что первым экспонатом Кунсткамеры стал ботанический объект — спил сосны с вросшей в ствол верхушкой бокового побега.

Липовый чай 1 л воды

1/4 стакана сушеного липового цвета
сахар или мед В кружку всыпать липовый цвет, залить его кипятком, дать 10—15 минут настояться (кружку покрыть матерчатой салфеткой, чтобы сохранился аромат). Подавать с сахаром или медом. Липовый цвет можно положить и в холодную воду, вскипятить и оставить на 10 минут настояться.

Основные рецепты травяного чая

По 3 части душицы, зверобоя, мяты перечной, по 1 части лепестков и плодов шиповника.
2 части зверобоя; 3 части душицы; 1 часть плодов шиповника.
Зверобой и лист черной смородины в любых пропорциях.
2 части цветочных головок клевера, 1 часть зверобоя, 1 часть листа смородины.
Равные части первоцвета и зверобоя.
2 части сушеной красной рябины, 1 часть сушеной малины и немного листьев смородины.
1 часть сушеных ягод красной рябины, немного мяты перечной (1 ст. ложка смеси на 1 стакан воды).
1 часть листьев чабреца, 1 часть зверобоя, в пять раз меньше брусничного листа.
1 часть плодов шиповника, 1 часть рябины красной, У2 части черной сушеной смородины, 1 горсть сухих земляничных листьев.
Листья черники, земляники, черной смородины в любых пропорциях (сушеные или свежие).
Листья плодовых деревьев (в любых пропорциях) — сливы, вишни, облепихи, шиповника, яблони (эта смесь считается очень полезной при атеросклерозе, остеохондрозе; впрочем, это, наверное, можно сказать и обо всех чаях).

При цветении фруктовых деревьев следует собирать падающие плодоножки, сушить, размалывать и заваривать в любой пропорции. Собирают травы и листья обычно только в сухую, ясную погоду, когда нет росы. На основе этих рецептов можно приготавливать чай с травами, необходимыми для лечения конкретного заболевания. Но брать нужно только те травы, которые обладают приятным вкусом. Например, тысячелистник — полезная и целебная трава, но в состав чаев она входить не может из-за своего специфического горького и терпкого вкуса. Травяной чай пьют всегда свежим, хорошо настоянным. Травы заливают кипятком, накрывают теплым полотенцем и настаивают около 30 минут (1 полная чайная ложка травы на стакан воды).